ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК ОСНОВА ОСОБОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Секция: Юриспруденция
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК ОСНОВА ОСОБОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
В юридической литературе существует несколько подходов к определению термина «государственная служба». Выделяются главные составляющие определения «государственная служба»: совокупность средств и способов административного порядка управления, нацеленных на достижение цели во всех сферах деятельности государства; система организации и создания идеальной модели структуры государственной власти; способ осуществления государственной власти; структурированная система власти и подчинения, имеющая служащих разного чина; главная задача государственных служащих – реализация основных функций государства; совокупность и общность методов для реализации всех государственных видов деятельности (социальных, политических, экономических, правовых); способность взаимосвязи государства и гражданского общества; структурированная правовая система по контролю за работой и полномочиями государственных служащих; «трудовые» как основа взаимодействия между работодателем (в лице государства) и служащим (контракт, регулирование трудовым законодательством части отношений и т.д.); наличие служебных отношений, а также отношений между исполнителями власти в государственной системе; специальная система административного управления. Правовую основу государственной службы в Российской Федерации составляют конституционные положения, федеральное законодательство, Указы Президента РФ [2], иные нормативные правовые акты. Фундаментальные основы государственной службы, ее цели, принципы, организацию и многие другие вопросы устанавливает Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" [1]. В нем содержится дефиниция рассматриваемого понятия как профессиональной служебной деятельности граждан РФ.
При определении направленности, задач и функций государственной службы определяется значение повышенных требований, устанавливаемых для государственных служащих, в том числе в виде конкретных запретов, за несоблюдение которых устанавливается ответственность. Востребованность института запретов на государственной гражданской службе определяется высоким прикладным значением государственной системы правления и необходимостью создания оптимальных условий для ее дальнейшего развития и совершенствования. Понятия служебной деятельности, профессиональной деятельности связаны с категориями служебного или профессионального долга. Понимание служебной деятельности приведено, в частности, в разъяснениях высшей судебной инстанции страны [3]. Также важно понимать, что многие виды деятельности могут осуществляться только и исключительно на профессиональной основе, требующей навыков, знаний. Категория служебного или профессионального долга, в свою очередь, имеет как морально-нравственное, так и правовое воплощение. При этом в процессе трансформации из морально-этической в правовую категорию долг не только сохраняет свои первоначальные качества, но и приобретает новые [5].
Применительно к теме статьи подходит понимание государственного служащего в узком смысле слова, данное Ю.Н. Стариловым[1]. А понятие государственного служащего в узком смысле слова, данное А.Ф. Ноздрачевым, акцентирует на обязательном наличии гражданства[2]
Что касается государственных служащих, то под ними понимаются лица, занимающие должности в государственном органе и выполняющие функции государственного органа от имени государства. Государственные служащие действуют не в своих личных интересах, а в интересах государства. Государственные служащие не производят материальные ценности – занимаются государственным управлением.
Специфической особенностью службы государственных и муниципальных служащих по сравнению с другими видами деятельности является то, что служащий во время работы не производит каких-либо ценностей и не оказывает услуг. Объектом воздействия служащего является сознание и деятельность граждан. Так, врач проводит лечение, учитель – обучение, государственный служащий управляет, то есть он является служащим [4].
Зависимость других людей от служащего не всегда является прямой. К примеру, служащий осуществляет работу по изучению обращений в государственный орган, но напрямую с гражданами он не общается. Отсюда можно констатировать признак служащего, выражающийся в первичном взаимодействии с информацией, которая в свою очередь воздействует на граждан [7]. Государственная служба в качестве особого юридического статуса служащего, с позиции И.Е. Андреевского, подразумевает зафиксированный законом данный юридический статус относительно правительства, а также его отношение к гражданам [6]. Юридический статус устанавливает: границы власти государственного работника, пределы усмотрения в ходе управления, ряд полномочий, прав и непосредственных обязанностей.
Г.В. Атаманчук, определяя государственную службу в качестве важнейшей области государственного управления, характеризует ее притом и как сложное социальное явление. В ряде задач государственной службы важным выступает то, что Г.В. Атаманчук относит госслужбу и к области управления, и к области, осуществляющей обслуживающие функции, рассматривая при этом сложность и комплексность предметной области государственной профессиональной деятельности [8].
И управление, и обслуживание состоят в профессиональной области функционирования государственной службы, поскольку она подразумевает практическую реализацию государством определенных должностных функций и полномочий, обязанностей и прав.
Г.В. Мальцев характеризует государственную службу в роли системы отношений, обусловленных организацией деятельности и механизмом государственного аппарата, осуществляющей полномочия государственных органов и служащих [10]. Здесь социальная роль госслужбы раскрывается при помощи ее государственно-правового характера.
В современных условиях государственного строительства среди общественности часто обсуждаются процессы, происходящие в области кадровой политики России. Резерв управленческих кадров подразумевает под собой институт воспроизводства кадровых ресурсов госслужбы, которые способны реализовать в действительности главные демократические принципы гражданского соучастия в механизме управления.
Следовательно, основой кадровой политики должны выступать не личная преданность, а принципы профессионализма, законопослушания, независимости политической ситуации. Формирование и поддержание кадрового состава в государственном органе обеспечивается на основе развития профессионального мастерства госслужащих. На сегодняшний день выделяют государственных гражданских служащих и государственных военных служащих.
Государственные органы и учреждения, государственные служащие составляют механизм государства, посредством которого государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения [9].
На основании вида службы и выполняемых функций выделяют различные группы в виды органов государственной власти. Таким образом, государственная служба - это деятельность гражданина, направленная на осуществление государственных задач и функций, в том числе входящих в компетенцию того органа и учреждения, в котором данный гражданини проходит государственную службу.
[1] Связано это с тем, что сотрудник органа внутренних дел занимает должность только в органах и организациях системы МВД России и в связи с этим осуществляет реализацию тех задач и функций, которые стоят в целом перед МВД России и его структурными подразделениями.
[2] То есть говорится об устойчивой правовой связи лица с нашим государством, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Это императивное требование, вызванное интересами безопасности государства, а также иными социальными и правовыми обстоятельствами.