Регулирование рекламы в интернете с учётом опыта зарубежных стран
Секция: Юриспруденция
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Регулирование рекламы в интернете с учётом опыта зарубежных стран
С развитием технологий на современном этапе реклама товаров и услуг в Интернете стала занимать лидирующие позиции. И на первое место выходит вопрос о том, какими способами можно регулировать данные, которые получает потенциальный потребитель, а также каким образом можно защитить права тех, кто стал так называемой жертвой получения недобросовестной и недостоверной информации о тех или иных продуктах, услугах.
Чтобы понять, как действует законодательство, регулирующее отношения в сфере рекламной деятельности в Интернете, и нуждается ли оно в каких-либо доработках в Российской Федерации, необходимо обратиться к опыту стран Европейского Союза, Соединённых штатов Америки, стран азиатского региона и Латинской Америки.
В Нидерландах, к примеру, регулирование информации рекламного характера осуществляется на трёх различных уровнях:
1.На европейском уровне (директивы). К ним можно отнести такие законодательные акты Европейского союза, как:
- директива ЕС о защите данных;
- директива об электронной торговле;
- директива о сравнительной и вводящей в заблуждение рекламе.
Европейская комиссия – действующий контролирующий орган, регулирующий рекламу в сети, а также разглашение информации в области защиты неприкосновенности частной жизни. К органам, осуществляющим контроль в этой сфере, можно отнести и рабочую группу по 29-й статье. Европейское и национальное законодательство неразрывно связаны (второе должно в обязательном порядке соответствовать первому), поэтому людям предоставляются реальные права.
Также необходимо сказать о Европейском альянсе интерактивной цифровой рекламы (EDAA). Это организация, целью которой является саморегулирование в Европейском союзе. Альянс выдаёт лицензию на использование логотипа OBA компаниями, занимающимися Поведенческой рекламой в Интернете.
2. На государственном уровне существует множество законов, регулирующих порядок использования персональных данных, их защиту, а также содержащих меры, которые применяются в случае нарушения порядка использования данных. Отдельного закона о рекламе в Интернете в Нидерландах нет. Базовые действующие законы - Wet Bescherming Persoonsgegevens (WBP), Telecommunicatiewet (TW), Nederlandse Reclame Code (NRC) и Mediawet.
3. На уровне саморегулируемых организаций (Your Online Choices (YOC)) и Stichting Reclame Code Commissie (RCC).
Парламенту принадлежат полномочия по определению правил. Во Вторую палату от министров поступает предложение о принятии того или иного законопроекта, которое могут утвердить, изменить или отклонить. После утверждения он поступает в Первую палату, где его могут утвердить или отклонить. В первом случае законопроект становится законом.
Одним из главных законов, который вступает в силу с 25 мая 2018 года и окажет непосредственное влияние на рекламу в Интернете, является европейский Регламент о защите данных. В нём идёт речь о неприкосновенности частной жизни в электронных средствах связи.
Второй европейской страной, о которой хотелось бы рассказать, является Франция.
Во Франции основная роль в области регулирования рекламы в сети принадлежит парламенту как законодательному органу. Поэтому нормы устанавливаются законом, который впоследствии вводится в действие указом.
Основные моменты, определяемые законодательством в сфере рекламы:
- Потребительский кодекс запрещает рекламу, вводящую в заблуждение, а также налагает ограничения на сравнительную рекламу;
- предлагается расширить сотрудничество рекламодателей в Интернете, направленное против нарушения авторских прав в сети;
- поиск общей позиции с другими европейскими странами по программам, связанным с кибербезопасностью, блокированием рекламы в сети, сетевым нейтралитетом и налогообложению.
Конечно, не следует забывать и о саморегулируемых организациях. Их рекомендации, в частности, рекомендации Французского союза прямого маркетинга (Union Francaise du Marketing Direct) помогают рекламодателям в сети соблюдать национальное законодательство.
Определённая роль отводится и Французскому совету по цифровым технологиям. Он состоит из предпринимателей в области цифровых технологий, отраслевых организаций и влиятельных лиц, которые представляют французскому парламенту рекомендации и мнения.
Наиболее важный закон – закон №93 – 112 от 29 января 1993 года (Закон Ло Сапин об охране общественного порядка), содержащий и нормативно – правовую базу, касающуюся покупки онлайн услуг.
Также идёт речь о дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере защиты прав потребителей в интернете.
Перу
Основным законодательным актом, регулирующим рекламу в Интернете в этой стране, является Законодательный декрет №1044 – «Закон о недопущении недобросовестной конкуренции». В нём говорится о том, что недобросовестные действия в конкуренции независимо от средств (к ним относится и реклама), сектора экономической деятельности, в котором они совершены, запрещены и «подлежат наказанию». Существуют также законы, связанные с ограничением пропаганды, потребления и рекламы алкоголя (Закон 28681); табачных изделий (Закон 28705); рекламы детского питания промышленного производства (Верховный декрет №009-2006-SA).
В Перу существует Национальный совет по саморегулированию рекламы (CONAR). Участвующие в нём компании руководствуются перуанским Рекламным кодексом.
С мая 2013 года в стране действует Закон № 30021 (среди местных - «Закон о некачественной пище»), пропагандирующий здоровое питание среди детей и подростков. Его задачей является обеспечение и защита права на охрану здоровья, а также регулирование и контроль содержания рекламы, связанной с хроническими неинфекционными заболеваниями. Существуют противники данного закона, которые считают, что избежать увеличения заболеваемости можно менее затратными методами.
США
Регулирование рекламы в Интернете осуществляется тремя различными способами:
- на федеральном уровне (Федеральная торговая комиссия регламентирует содержание рекламы в сети);
- на уровне штатов с помощью множества законов, призванных защищать данные пользователей в сети;
- саморегулирование (Принципы Альянса цифровой рекламы (DAA)).
Наиболее важные требования содержит Раздел 5 Положения о Федеральной торговой комиссии. В нём указано, что «недобросовестные методы конкуренции при осуществлении коммерческой деятельности или влияющие на неё, а также недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или практики при осуществлении коммерческой деятельности или влияющие на неё настоящим признаются незаконными».
Китай
С 1 января 1995 года здесь действует Закон «О рекламе». Как и в Российской Федерации, так и в Китае данный закон имеет приоритет перед другими нормативными актами.
К основным требованиям относятся:
- правдивость и законность рекламы, соответствие требованиям социалистической духовной культуры;
- отсутствие в рекламе ложных сведений, а также сведений, способных ввести в заблуждение или обмануть потребителей;
- чёткое соблюдение рекламодателями, рекламными работниками, распространителями рекламы законов, распоряжений властей, руководство принципами доверия и справедливости (ст.5)
Главный стандарт – содержание рекламы должно служить духовному и физическому оздоровлению народа, способствовать повышению качества товаров и услуг.
В 2006 году был введён запрет на рекламу медицинских препаратов на телевидении и радио из-за введения в заблуждение потенциальных покупателей о «высокой эффективности» данных средств.
Также запрещена реклама табака на телевидении, радио, газетах; в залах ожидания, кинотеатрах, стадионах, спортивных залах, общественном транспорте. Но эффективность этого закона довольно низкая (как и в России).
В отношении рекламной деятельности как вида предпринимательства в Китае существуют довольно строгие ограничения (обязательная регистрация).
К нарушителям рекламного законодательства применяется как гражданская, так и отдельная ответственность (штраф в размере от 10000 юаней до 100000 юаней).
В заключении следует отметить, что законодательство в сфере рекламной деятельности требует дальнейшей модернизации не только в Российской Федерации, но и во всём мире.