ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Секция: Экономика
XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ECONOMIC SECURITY AND COMPETITIVENESS
Qiu Yongcun
Undergraduate Amur State University named after Sholem Aleichem, Russia, Birobidzhan
Аннотация. Экономическая безопасность обычно рассматривается именно как ключевая качественная особенность экономической системы, которая определяет ее умение сохранять хорошие условия для жизнедеятельности населения, устойчивого обеспечения ресурсами народное хозяйство, а также последовательной реализации национально-государственных интересов. Но деятельность теневой экономики причиняет большой ущерб обществу и государству, расшатывает хорошие экономические отношения, а также является одной из наиболее острых угроз для экономической безопасности. В статье рассмотрены такие понятия, как «экономическая безопасность» и «теневая экономика», проанализирована взаимосвязь этих экономических явлений.
Abstract. Economic security is usually considered precisely as a key qualitative feature of the economic system, which determines its ability to maintain good conditions for the life of the population, sustainable provision of resources to the national economy, as well as the consistent implementation of national and state interests. But the activity of the shadow economy causes great damage to society and the state, undermines good economic relations, and is also one of the most acute threats to economic security. The article examines such concepts as "economic security" and "shadow economy", analyzes the relationship of these economic phenomena.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, государство.
Keywords: shadow economy, economic security, state.
Конкурентоспособность региона является функцией межрегиональной конкуренции, которая имеет и более широкий глобальный контекст. В работе проанализированы две гипотезы относительно влияния глобализации на регио- ны: о снижении автономности, суверенности, и, соответственно, роли отдель- ного региона в общеэкономическом развитии и, напротив, повышении степени автономности, самостоятельности и роли региона в национальной и мировой экономике и конкурентных процессах. Вывод автора состоит в том, что гло- бальные процессы влияют в сторону увеличения автономности регионов и по- вышают роль регионов в развитии национальных экономик. Этот вывод осно- вывается на анализе последствий глобализации и процессов формирования но- вой экономики, основанной на знаниях[1].
Прежде всего, обосновано положение о том, что в условиях глобализации происходит изменение системы конкурентного взаимодействия на мировом рынке. В прежней системе участниками мирового рынка были страны; специа- лизация страны на мировом рынке определяла и позиции национальных фирм, регионы практически не участвовали в мировых конкурентных процессах.
В условиях глобализации и информационных технологий государство пе- рестает быть единым игроком на мировом рынке; в мировой конкуренции на- чинают участвовать глобальные фирмы и отдельные регионы национальных государств. В итоге мировая экономика предстает как многоуровневая про- странственно-экономическая мирохозяйственная система, субъектами которой выступают национальные государства, наднациональные образования (блоки стран и представляющие их организации), транснациональные корпорации; на- циональные фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; ре- гионы национальных экономик, города и даже отдельные районы, принимаю- щие участие в системе мирохозяйственного взаимодействия.
На современном этапе экономическая безопасность считается основой для того, чтобы сохранить целостность и национальную безопасность государства. Ее можно расценивать как комплекс институциональных признаков государства, которые определяют целостное, сбалансированное развитие государства как части мирового хозяйства; подобное состояние экономики и институтов власти, при котором может гарантироваться охрана национальных интересов.
Государство является главным элементом в организации обеспечения экономической безопасности, состояния защищенности общества, развития экономики, что обуславливается присутствием государственно-властных полномочий на издание общепризнанных норм, применение аппарата управления и принуждения [3].
В качестве начальных критериев, которые отражают степень безопасности экономической системы, считается равновесие интересов элементов, которые ее образуют. Степень безопасности компонентов целостной системы неразрывно связана с безопасностью каждого элемента. Отсутствие угроз для одних компонентов содействует свободному осуществлению их интересов. Однако это способно привести к тому, что будут ущемлены интересы других компонентов и отрицательно сказаться на степени их безопасности. Таким образом, нужный уровень безопасности можно достигнуть путем поиска баланса интересов, которые образуют систему элементов, когда осуществление и преобразование объема интересов совершается не во вред, а в соответствии с интересами других элементов. Таким образом, состояние целостности системы базируется на равновесии интересов, которые входят в систему взаимозависимых компонентов. В рамках единой теории систем целостность представляется как одно из интегральных системных качеств, которое подразумевает «способность системы к сохранению своей качественной специфичности в изменяющихся условиях среды» [2].
Теневая экономика является реальной угрозой для экономической безопасности и образовывается в следствии несоответствия путей формирования государственной экономики реальным экономическим интересам населения. В результате того, когда государство не способно наполнить необходимыми благами сферы потребления, а общество не в силах без них существовать, появляется подпольная экономическая деятельность, а борьба с ней оказывается почти неосуществимой. Объёмы и элементы теневой экономики обычно пребывают в прямой зависимости от политики страны в экономической сфере, а рост данного сектора может нанести существенный вред экономической безопасности страны. Для экономического развития государства, органы власти должны максимально сократить долю теневой экономики.
Если рассматривать теневую экономику, как отдельно взятое явление, то можно выделить три ее главные части:
1. Неформальная экономика, или по-другому «серый рынок» – осуществление вполне легитимных финансовых операций, но с утаиванием или снижением их настоящих объемов. Для примера данной деятельности могут послужить различные занятия, которые приносят доход: репетиторство, наемные надомные работы. В большинстве случаев, данная деятельность не подвергается учету ввиду сравнительно небольших сумм заработка.
2. Криминальная экономика, или иначе «черный рынок» – экономическая деятельность, которая запрещена законодательными актами государства и большинством стран мира, к примеру наркобизнес, рэкет, контрабанда, проституция.
3. Фиктивная экономика – предоставление любого вида взяток, а также привилегий, полученных незаконным путем. К ним можно отнести субсидии, льготы, связанные с коррупционной деятельностью.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность со стороны противодействия теневой экономики является совокупностью внутренних и внешних факторов, которые обеспечивают контроль формирования преступных тенденций в экономике с позиции государственных и общественных интересов[4].