Процессуальные, организационные и тактические формы взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Секция: Юриспруденция
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Процессуальные, организационные и тактические формы взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскных мероприятий по делам о терроризме и экстремизме. Известно, что эффективность расследования преступлений террористической направленности во многом зависит от слаженной совместной работы следственных и оперативных органов.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, следователь, оперативно-розыскная деятельность, эффективность, согласованные действия, предварительное расследование, предотвращение, расследование, тактика, взаимодействие, выявление, место происшествия, план поручения, подготовка, информация, доказательства, разграничение, ответственность, координация, разобщенность, сопровождение, оперативные группы, полномочия, проверка, дознание, целесообразное сочетание.
Введение
Сегодня каждое шестое преступление, против общественного порядка остается нераскрытым, основной причиной можно считать разобщенность действий органов предварительного следствия и дознания, а также непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профессиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и сотрудников органов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной полиции. Такое положение дел крайне недопустимо и, естественно, является актуальным вопросом в настоящее время. Кроме того, высокий уровень террористической угрозы, высокая степень организованности, вооруженности и профессионализма террористов обуславливают необходимость должной организации оперативно-розыскной деятельности, от которой напрямую зависит эффективность работы правоохранительных органов по расследованию преступлений террористической направленности и установлению лиц, причастных к ним.
Главная задача противодействия экстремистской активности во всех возможных проявлениях заключается в предотвращении всплеска насилия и образования ультраэкстремистских течений, вооруженных формирований, организаций террористического плана.
Оперативно-розыскные мероприятия по выявлению акций террористического характера включают в себя: опрос осведомленных лиц, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, отождествление личности, исследование предметов и документов и пр.
Следует иметь в виду, что особым значением в розыске террористов имеет своевременное выявление свидетелей-очевидцев происшествия и других лиц, которые могут сообщить о фактах, предшествовавших стрельбе, взрыву, о характере террористического проявления и заподозренных лицах. Таким образом, сбору и обобщению подлежит достаточно большое количество информации о движениях экстремистской направленности: цели и задачи организации, выраженные в их программных документах, в распространяемой печатной продукции; предлагаемые для их достижения методы; организационное устройство, степень организационной оформленности объединения, в том числе система связи между членами организации; социально-психологическая характеристика лидеров и членов организации; наличие военизированных формирований и оружия; источник финансовых поступлений; контакты с другими организациями; популяризация среди определенных масс населения, в том числе слоев, способных к их поддержке.
При взаимодействии следователя с органами, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность при проведении предварительного расследования преступлений террористической направленности выделяются следующие формы:
1) процессуальные - выполняемые по поручению следователя оперативно-розыскные мероприятия, следственные и процессуальные действия, оказание помощи следователю в проведении следственных действий, оперативное сопровождение расследования уголовного дела (ч. 7. ст. 164 УПК РФ);
2) непроцессуальные - это совместное планирование, выдвижение и проверка следственных и розыскных версий, взаимная информация о полученных результатах оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, образование следственнооперативных групп
В ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по производству оперативно- розыскных мероприятий. Помимо оперативных подразделений органов внутренних дел к органам дознания относятся также: оперативные подразделения органов ФСБ, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, оперативные подразделения Службы внешней разведки РФ и некоторых других государственных органов. Соответственно, взаимодействие следователя и оперативно-розыскных аппаратов представляет собой основанную на законе, согласованную по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам возможностей для достижения целей расследования преступлений. Согласование взаимодействия должно быть подтверждено положениями ведомственных нормативных актов.
Законодательство РФ устанавливает полномочия следователя и его самостоятельность в вопросах организации хода расследования и использования возможностей органов дознания. Здесь необходимо понимать, что от формы взаимодействия зависит объем полномочий участников взаимодействия. Так, следователь обязан знать весь объем работы, направления расследования в целом и свои конкретные функциональные обязанности. В соответствии с этим составляются индивидуальные планы по распределению обязанностей, учитывая характер следственных действий и места совершения преступлений.
В этих планах должна быть предусмотрена вся работа следователя, и ее координация как с другими следователями, так и с оперативными работниками. План должен соответствовать единой стратегической линии использования доказательств. В своей линии доказательств следователь должен учитывать как свои версии, так и частные версии других ведомств. Все версии должны быть приняты для проверки. Сами же следственные действия начинаются с предварительного расследования, а в случае необходимости проводятся розыскные действия с выемкой доказательств. Если производство следственных действий предусматривает дознание в другом районе или городе, то такие действия, согласно ст.152 ч.1 УПК, должны быть выполнены в течении 10 суток. В соответствии с общим планом следственных действий следователь составляет поручения, в которых следователь кратко излагает обстоятельства совершения преступления, а также время, место, способ и характер преступления. Это и будет исходной информацией для исполнителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Дальнейшее взаимодействие может выражаться следующими формами:
- совместная работа в составе следственно-оперативной группы;
- совместное планирование расследования и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу;
- взаимный обмен информацией между следователем и сотрудниками оперативнорозыскных подразделений;
- обеспечение постоянного оперативного сопровождения хода расследования;
- использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и процессе решения иных задач расследования;
- дача следователем поручений и их исполнение органом дознания;
- привлечение сотрудников оперативно-розыскных подразделений к участию в отдельных следственных действиях.
Особое место занимают органы дознания. Их участие в расследовании преступлений экстремистских групп совместно с работой следственных органов приводит плодотворных и действенным результатам. В том случает, если следователь поручает выполнить какие- либо следственные действия, например, органу дознания, то последний получает статус надлежащего субъекта и соответствующие полномочия следственных органов. В поручении следователя четко указывается, какие именно следственные действия поручается провести.
Тактика взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами предполагает, прежде всего, создание условий для активного выявления признаков преступлений, организации следственно-оперативных групп на местах происшествия. В рамках мероприятий по установлению лиц, причастных к террористической и экстремисткой деятельности начинается с уведомления следователя по факту совершения преступления, после чего следователи составляет поручения о производстве розыскных и оперативнорозыскных мероприятий, направленных на розыск лица, совершившего преступление (ст. 38 УПК РФ). А орган дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ возбуждает уголовное дело. При этом органам дознания запрещено совершать действия, связанные с принятием решения по направлению проведения следствия. А иногда допрос обвиняемого, очная ставка, опознание, осмотр места происшествия, следственный эксперимент; допрос подозреваемого можно остается исключительно прерогативой следователя. К исключительной компетенции следователя можно также отнести ибрание меры пресечения, предъявление обвинения, прекращение производства по делу, приостановление, выделение и соединение дела. Передача сотрудникам оперативных аппаратов вещественных доказательств и подлинников протоколов следственных действий, за исключением случаев, когда эти доказательства или документы необходимы для выполнения поручения следователя. Таким образом, при непосредственном проведении следственных и процессуальных действий при расследовании преступлений террористической направленности использование результатов оперативнорозыскных мероприятий носит в основном вспомогательный и ориентирующий характер. А органы, ОРД предоставляют всю оперативную информацию согласно постановления руководителя отдела оперативно-розыскной деятельности. Вся полученная информация в дальнейшем будет приобщена к уголовному делу.
В связи с важнейшей организующей ролью следователя на него возлагается вся координация действий, а на органы оперативно-розыскной деятельности - своевременное предоставление всей информации. Поскольку следователь несет организующую роль, он и несет ответственность за расследование преступления. Вместе с тем в некоторых случаях возможно определенное согласование по месту производства тех или иных действия. Например, поручая органу дознания установление лиц, совершивших преступление, следователь не вправе связывать выполнение такого задания с определенным местом его исполнения. В то же время, поручая осмотр места происшествия, следователь вправе конкретно указать место исполнения поручения. Согласованность действий и комплексное использование полученных результатов предполагает постоянный обмен информацией о результатах работы, а также о планируемых мероприятиях.
Данные, полученные оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно и обоснованно производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним, обеспечивая осведомленность следователя о ходе расследования преступлений об экстремисткой деятельности. Именно такое сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся преступлений террористической направленности.
Таким образом, основой взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность должно быть установленное законом разграничение компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы. При этом сокращаются сроки предварительного следствия и повышается качество расследования в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться с организациями, экстремисткой направленности. Оперативно- розыскные мероприятия выступают единственным реальным и эффективным инструментом реализации назначения и задач уголовного судопроизводства, своевременного выявления преступлений террористической направленности, установления их субъектов, документирования преступной деятельности, обеспечения раскрытия и расследования преступлений.