Ресторанный бизнес в период пандемии в ХМАО-Югре
Секция: Экономика
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Ресторанный бизнес в период пандемии в ХМАО-Югре
Аннотация. Чтобы поддержать ресторанных бизнесменов Ханты-Мансийского автономного округа, региональные власти уже ввели некоторые экономические меры. Так, ставки по налогу на имущество организаций уже снижены с 2% до 0,7%. На этом уровне тариф продержится некоторое время, а после начнет медленно возрастать и вернется к первоначальной цифре, но случится это не ранее 2024 года. Помимо того, Югорская региональная микрокредитная организация получит из резервного фонда 140 миллионов рублей, предназначенных для микрозаймов малому и среднему бизнесу. Размер максимального кредита достигает 5 миллионов, выдается он сроком на 5 лет. Причем льготная ставка не превысит 0,5% от ключевой ставки Центрального Банка России. Эти средства помогут наиболее пострадавшим из-за коронавируса представителям бизнеса Югры.
Ключевые слова: ресторанный бизнес, пандемия, налоговые ставки, льготы.
Предприниматели Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во время пандемии COVID-19 продолжают работать и развивать свой бизнес, рассказали 02.04.2020г в Фонде поддержки предпринимательства региона.
"Коронавирус с физически закрытыми границами и офисами – это время перезагрузки бизнеса и поиска новых решений", - считают в фонде.
Решение дополнительно выделить 140 млн рублей Югорской региональной микрокредитной организации для предоставления микрозаймов по льготным процентным ставкам было принято 31 марта правительством Ханты-Мансийского автономного округа.
Решение было принято для помощи предпринимателям, столкнувшимся с падением экономической активности из-за ситуации с коронавирусом.
Говоря о решении снизить в 2020 году ставки по налогу на имущество организаций, оцененное по кадастровой стоимости, для субъектов МСП, директор департамента финансов Югры Вера Дюдина уточнила, что с целью поддержки субъектов предпринимательства до конца 2020 года ее размер составит 0,7%, в 2021 году - 1%, на 2022 год - 1,3%, на 2023 год - 1,6%, а на 2024 и последующие годы - 2%. "Это решение позволит оставить во владении собственников объектов недвижимости финансовые ресурсы в сумме 357 млн рублей", - сказала она.
Также в Югре снижена ставка по налогу на 2020 год для организаций и предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, с 5% до 1%.
Данная мера будет действовать для наиболее пострадавших от ситуации с коронавирусом отраслей, в частности гостиниц, предприятий общепита, турагентств, организаторов конференций и выставок, предприятий образования, здравоохранения, соцуслуг, культуры, спорта, досуга и развлечений, считают власти.
Доля ресторанов с доставкой выросла в Югре с 51% до 66% за март этого года, в регионах с 40% до 58%, говорится в отчете Data Insight и Delivery Club [1].
Компании начали анализировать распространение доставки среди ресторанов в начале этого года, однако за время, что проводилось исследование, коронавирус заставил ресторанный бизнес полностью переориентироваться.
Поэтому 26 марта эксперты провели дополнительный экспресс-мониторинг состояния отрасли, добавив в отчет последние данные.
84% ресторанов отмечают падение оборота на последней полной неделе (16.03-22.03.2020) по сравнению с предыдущей.
Среднее падение составило 45%.
Ресторанный бизнес в условиях карантина: на сколько уменшился оборот?
25% или менее — на 19%;
26-50% — на 55%;
51-75% — на 19%;
76-99% — на 6%;
100% — на 1%.
При сохранении текущих условий у 28% опрошенных подушки безопасности хватит на месяц, у 13% — на два месяца. Не планируют закрываться 25%, а 27% не смогли оценить перспективы.
Онлайн-опрос ресторанов, подключенных к Delivery Club: при сохранении или усилении карантинных мер запаса прочности до закрытия ресторана хватит примерно на
1 месяц — 28%
2 месяца — 13%
3 месяца — 6%
Полгода — 2%
Мы не закроемся — 25%
Не знаю — 27%
Если карантин в сегодняшнем виде или строже продлится больше 2 месяцев, то люди будут:
27% — не знаю, что делать, ещё не придумали;
23% — замораживать бизнес, отправлять сотрудников в отпуск;
9% — закрывать бизнес;
9% — ничего не будем делать;
5% — перепрофилировать бизнес на другие услуги;
13% — другое.
В феврале имели доставку 42% ресторанов в стране: 51% ресторанов Югры и 40% в других регионах.
В рамках экспресс-мониторинга опросили более 300 ресторанов без доставки. За март организовали доставку или подключились к внешним службам 18% от общего количества ресторанов (15% в Югре).
Еще 9% сделают это в ближайшее время.
За год вклад доставки в бизнес ресторанов увеличился с 10% до 15% заказов в среднем. Почти половина ресторанов подключена к какой-либо внешней службе доставки. Наиболее распространенный способ доставки в российских ресторанах — собственная служба, её используют 64%.
При этом 49% доставляют только сами. Почти половина — 48% — используют внешние службы доставки (агрегаторы), а каждый седьмой ресторан — оба варианта [2].
Способы доставки от ресторанов:
49% — только собственная доставка;
33% — только службы доставки;
15% — собственная и службы доставки;
2% — такси.
Региональные рестораны предпочитают доставлять заказы самостоятельно, столичные — поручить агрегаторам. В небольших городах значение собственной доставки намного выше, поскольку агрегаторы начали там работать недавно. Зато в Югре внешнюю службу доставки используют 3 из 4 ресторанов [3].