Институт альтернативного урегулирования споров как элемент правовой системы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития.
Секция: Юриспруденция
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Институт альтернативного урегулирования споров как элемент правовой системы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития.
Альтернативные методы разрешения правовых конфликтов представляют собой совокупность приемов внесудебного урегулирования споров, которые обеспечивают условия для достижения согласия и примирения конфликтующих сторон. Данная технология официально возникла в 1970-е гг. в США и Западной Европе. Она была нацелена на борьбу с перегруженностью судебной системы, а также на упрощение судебного разбирательства для сторон. Применение альтернативных форм разрешения конфликтов имеет достаточно большой исторический опыт за рубежом. Это, во-первых, обусловлено формированием трех уровней нормативного регулирования альтернативного разрешения споров: международного, национального и корпоративного. Во-вторых, опыт отражается в разнообразии способов альтернативного разрешения правовых конфликтов: посредничество (медиация), третейское разбирательство с обязательным решением, третейское разбирательство с необязательным решением, мини - судебный процесс, «посредничество – третейский суд». Однако, по сравнению, со странами Западной Европы и США, Россия в своей активной законодательной деятельности по нормативному признанию и использованию данной технологии на практике, закрепила возможность применения посредничества (медиации) и третейского суда. В целом, альтернативные методы разрешения правовых конфликтов в Российской Федерации получают с каждым годом известность и востребованность, а их практическое значение ориентирует Россию на дальнейшее развитие страны как правового государства.
Особое внимание Российская Федерация уделяет институту медиации. Посредничество (медиация) - примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (посредника) с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Появление данного института обусловлено увлеченностью России успехами западной цивилизации, демократизацией в начале 1990-х годов. Основы процедуры медиации регламентирует Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 года. Данный нормативно-правовой акт раскрывает не только сущность медиации, но и раскрывает особенности, влияющие на гармонизацию социальных отношений: решения конфликтов путем коммуникации, положительный опыт для сторон, нейтрализация негативных эффектов конфликта.
Большую роль в процессе медиации играет сам медиатор (посредник). Медиатором может стать независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами с целью урегулирования их конфликта. Однако важна профессиональная или непрофессиональная основа деятельности посредника. Если лицо осуществляет медиативную услугу на непрофессиональной основе, тогда оно должно достигнуть 18-летнего возраста, быть полностью дееспособным и не иметь судимости. Если лицо предоставляет свои услуги на профессиональной основе, тогда к нему предъявляются требования: достижение 25-летнего возраста; наличие высшего профессионального образования; прохождение курса обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной Правительством РФ; быть членом саморегулируемой организации медиаторов. Следует заметить, что медиатор не обладает начальственными полномочиями, он оснащен обширным арсеналом разнообразных методических средств, с помощью которых реализует свою главную задачу – направляет стороны к консенсусу.
Сам медиативный процесс проходит в трех стадиях: подготовительная (домедиативная) стадия, основная стадия, заключительная стадия. Подготовительная стадия представляет собой внесение одной стороной предложения об обращении к процедуре медиации другой стороне, а также подписание соглашения о медиации и начало подготовки к процессу сторонами. Основная стадия медиативного процесса проходит в несколько этапов: вступительное слово медиатора, презентация сторон, дискуссия, формулирование повестки дня, выработка предложений. Окончательной стадией является заключительная: подписывается медиативное соглашение и объявляется окончание процедуры.
Процесс развития технологии медиации как альтернативного способа разрешения конфликтных ситуаций необратим. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с судами общей юрисдикции: удобство, скорость, эффективность, добровольность участия, понижение финансовых затрат, гибкость, возможность выхода из процесса. Согласно Справке о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) путём проведения медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение. Анализируя предоставленную Президиумом Верховного Суда РФ информацию, можно сделать вывод, что действия медиаторов в указанном периоде не оспаривались ни в судах общей юрисдикции, ни в арбитражных судах. Причем, случаи обращения в суд с исками к медиаторам отсутствуют, а случаи судебного оспаривания медиативных соглашений единичны. Уже к концу 2017 года по данным Верховного Суда РФ примирительные процедуры использовались при рассмотрении 0,008% дел судов общей юрисдикции и 0,002% дел арбитражных судов.
Также следует заметить, что существенной особенностью института медиации является её тесная взаимосвязь с гражданским процессом и судами в целом. Так, согласно данным Калининского суда г. Тюмени от 5 июля 2015 года, судьями было направлено 72 спора на консультацию, причем по 14 спорам (19,4% от общего числа споров) стороны выразили отказ от проведения процедуры медиации, а 58 спорам (80,6% от общего числа споров) стороны изъявили желание в урегулировании своего правового конфликта с помощью процедуры медиации. Всего из 58 споров в 33-х (57%) было вынесено процессуальное решение. В конечном итоге, было заключено 16 мировых соглашений, а из числа споров (25), стороны которых не смогли прийти к взаимовыгодному соглашению благодаря услуге медиатора, 4 спора все же привели к примирению сторон и подписанию мирового соглашения. Конечный мониторинг исполнения соглашений, достигнутых путем проведения процедуры медиации, составил 100% .
Все вышеперечисленное демонстрирует существенные плюсы данной технологии, но следует упомянуть о выделении Верховным Судом РФ причин, влияющих на дальнейшую успешную реализацию института медиации: новизна самой процедуры, высокая степень конфликтности участников спора, отсутствие практики и необходимых навыков по проведению переговоров. Также следует помнить о консерватизме миропонимания современного населения, который демонстрирует специфическую ментальность всего русского народа. Это обусловлено многовековыми традициями, которые занимают устойчивые позиции в сознании граждан. Данные причины указывают на необходимость усовершенствования процедуры медиации: просвещение и информирование представителей юридических специальностей, различных профессиональных групп, а также законодательное урегулирование самого процесса во всех его проявлениях.
Таким образом, уделяя внимание ликвидации недостатков и идеализации существенных достоинств института медиации, в Российской Федерации будет повышаться качество правосудия, а сама процедура медиации станет эффективной формой контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.