Интермедиальное занятие как средство реализации инновационных технологий во внеурочной деятельности по литературе
Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Интермедиальное занятие как средство реализации инновационных технологий во внеурочной деятельности по литературе
Рассмотрев особенности инновационных форм внеурочной деятельности по литературе, мы пришли к выводу, что первое направление данной – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей Интернета: виртуальные экскурсии, литературные презентации и т.д. Также интересна исследовательская деятельность, которая является одной из инновационных форм внеурочной работы.
Учитывая вышесказанное, мы приходим к выводу, что именно для успешной организации внеурочной деятельности по литературе эффективно использовать интермедиальную форму деятельности.
Понятие «интермедиальность» появилось в терминологическом аппарате философии, искусствоведения и филологии в последние годы XX века, заняв соответствующее место в одном ряду с понятиями «взаимодействие искусств» и «интертекстуальность» [3, с.149]. Чтобы конкретизировать данный термин, мы считаем необходимым рассмотреть понятие «медиа», которое сегодня употребляется с целью обозначения широкого информационного пространства, которое образуется средствами массовой информации. В системе любой художественной культуры при этом информационное пространство оформляется не только в результате деятельности средств массовой информации.
Наиболее широкое толкование понятия «медиа» предложено известным отечественным философом И.П. Ильиным, который исходил из того, что любая знаковая система, как внехудожественная, так и художественная, оформляясь в текст, составляет часть информационного пространства и становится источником информации. «Под этим многозначным термином, по мнению философа, понимается не только собственно лингвистические средства выражений и чувств и мыслей, но и всякие знаковые системы, в которых какое-либо сообщение закодировано. Все они, с семиотической точки зрения, являются равноправными средствами для передачи информации, будь то цвет, тень, слова писателя, звуки музыканта, линии художника, творения архитекторов и скульпторов, и, наконец, представление зрительного ряда на плоскости экрана (фильмы, кино) – в совокупном плане все это представляет собой те медиа, которые организуются в каждом виде искусства по своим правилам – код, представляющий собой специфический язык определенного вида искусства. Вместе все, по словам Ильина, образует «большой язык» культуры конкретной исторической эпохи» [3, с. 125].
Таким образом, «интермедиальность» определяется через каналы художественных коммуникаций между языками разных видов искусств. Так как интермедиальность предполагает организацию текста с помощью взаимодействия различных видов искусств, то в работу в данном случае включаются разные семиотические ряды. В системе интермедиальных отношений поэтому, как правило, сначала осуществляется перевод одного художественного кода в другой, а затем происходит взаимодействие, но на смысловом уровне, а не на семиотическом. Следовательно, включение элементов других видов искусства в вербальный ряд, нехарактерный для них, модифицирует значительно сам принцип взаимодействия искусств.
Описание картины, например, переносит в литературный текст образный смысл формы, колорита, цвета, композиции и т.д. «Транспонировка» «визуальных» элементов в вербальный ряд порождает в то же время особый художественный эффект: когда свобода зрительных ассоциаций утрачивается, как при восприятии живописи, и возникает цепочка ассоциаций. Иными словами, интермедиальность можно рассматривать как наличие в художественном тексте таких образных структур, заключающих в себе информацию о других видах искусства.
Соответственно, интермедиальный анализ намечает подходы к различным исследовательским (искусствоведение, литературоведение, рецептивная эстетика) и проблемным (поэтика литературного текста, живопись, литература, музыка) направлениям. Под интермедиальными инкорпорациями понимают словесные описания произведений искусства, содержащиеся в художественном произведении (мотивы скульптуры, живописи, музыки).
Но метод интермедиального анализа выдвигает свои требования к тексту: такой анализ применен не может быть к абсолютно любому литературному произведению, так как анализировать произведения в подобном ключе допустимо только с определенной эпохи (для русской литературы – это XIX-XX века), хотя отдельные литературные произведения, написанные значительно раньше, также можно изучать через данный вид анализа.
Освоение произведений других видов искусства литературным текстом идет по двум основным направлениям:
- изучение опыта предшественников, когда сознательно произведение другого вида искусства в структуре литературного текста воспроизводится,
- освоение в других областях искусства художественных открытий современности (живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр, позднее кино) [29].
То есть термином «интермедиальность» можно определить феномены взаимодействия разных видов искусств, так как актуализируются в данном случае связи на уровне художественных средств. Своеобразие любого произведения искусства состоит в том, что оно может как принимать в свою структуру интермедиальные элементы (т.е. включение в себя средств других видов искусств), так и самому становиться источником подобных медиа для других творений.
В данном случае разграничивать необходимо прямую и обратную интермедиальные связи. Прямые связи – это включение в произведение интермедиальных элементов, т.е. внутренние связи любого вида искусств с другими видами, т.е. принятие. Обратные связи предполагает то, что элементы произведения, которое относится к какому-либо конкретному виду искусств, включены в систему другого художественного произведения, которое принадлежит к иной сфере искусств. Это так называемое внешнее взаимодействие, отдача.
Первая вид интермедиальности связан с моделированием в литературе материальной фактуры другого вида искусства, то есть речь, например, идет о визуальных формах в поэзии, о мелодике поэтической речи (анаграммах, листовертнях, палиндромах, акростихах) либо прозы. Второй вид интермедиальности – это проекция в литературном тексте формообразующих принципов архитектурного сооружения, музыкального произведения, живописного полотна или кинокартины (означаемое–символ–транспозиция). Третий вид интермедиальности основывается на инкорпорации мотивов, образов, сюжетов произведений одного медиального ранга – только графики, музыки, скульптуры и т.д. – в произведения другого медиального ранга – например, литературы.
В рамках устоявшихся и развиваемых литературных составляющих мы можем выделить некоторые разновидности следующих интермедиальных категорий:
- интермедиальный элемент в качестве наименьшей составляющей литературного текста, который создан во взаимодействии искусств (к примеру, в литературном тексте присутствует название какого-либо музыкального инструмента);
- интермедиальный герой в качестве образа персонажа, который представлен в ракурсе нескольких видов искусств (например, герой-писатель или герой-композитор);
- интермедиальная композиция в качестве использования структуры произведения другого вида искусства (например, когда рассказ по композиции напоминает русскую народную песню);
- интермедиальный жанр в виде жанра, который представлен может быть в разных видах искусств [3, с. 210].
Проведение интермедиальных занятий во внеурочной деятельности по литературе способствует развитию у обучающихся эстетического вкуса и приобщению к разным видам искусства (живописи, музыке, кино). Такое приобщение к миру искусства всегда способствует более целостному, внимательному восприятию художественного текста детьми, обогащая при этом методику школьного изучения литературы современными методами и приемами. Знакомство с различными видами искусства помогает детям на уроках и внеурочных занятиях по литературе раздвинуть жизненные горизонты и развивать духовно-нравственные потребности.
Наиболее часто, конечно, используется на уроках и внеурочных занятиях по литературе связи с музыкой и живописью, так как эти виды искусства возникают из самой жизни и ее частью являются. У музыки, живописи и литературы предостаточно общих точек соприкосновения. Следовательно, если педагог будет развивать внимание, мышление, воображение и речь детей средствами музыки и живописи, то возможно ожидать от них более трепетного отношения к цвету, звуку, слову, собственным и чужим эмоциям и чувствам.
Изучив особенности инновационных форм внеурочной деятельности по литературе, мы пришли к выводу, что первое направление данной – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей Интернета: виртуальные экскурсии, литературные презентации и т.д. Также интересна исследовательская деятельность, которая является одной из инновационных форм внеурочной работы. Соответственно, мы приходим к выводу, что именно для успешной организации внеурочной деятельности по литературе эффективно использовать интермедиальную форму деятельности.
Проведение интермедиальных занятий во внеурочной деятельности по литературе способствует развитию у обучающихся эстетического вкуса и приобщению к разным видам искусства (живописи, музыке, кино). Такое приобщение к миру искусства всегда способствует более целостному, внимательному восприятию художественного текста детьми, обогащая при этом методику школьного изучения литературы современными методами и приемами. Знакомство с различными видами искусства помогает детям на занятиях по литературе во внеурочной деятельности раздвинуть жизненные горизонты и развивать духовно-нравственные потребности.
На занятиях литературы во внеурочной деятельности наиболее частотны связи с музыкой и живописью, так как у этих видов искусства и литературы много общих точек соприкосновения, а педагог, развивая внимание, мышление, воображение и речь детей средствами музыки и живописи, может сформировать у них более нежное отношение к цвету, звуку, слову, к собственным и чужим чувствам и т.д.