Статья:

Совершенствование закупочной деятельности

Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шкаликов И.В. Совершенствование закупочной деятельности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(93). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(93).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование закупочной деятельности

Шкаликов Илья Владимирович
магистрант, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Юхнева Нина Андреевна
научный руководитель, канд. экон. наук, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Аннотация. Актуальность данной темы заключается в систематическом выявлении и изучении источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствовании организации закупочной деятельности. Автором дается описание совершенствование закупочной деятельности и представлена разработка стратегии торговой деятельности и выявления эффективности формирования ассортимента товаров с помощью матрицы БКГ.

 

Ключевые слова: стратегия, дерево целей, матрица бкг, миссия, цели, совершенствование закупочной деятельности.

 

Коммерческая деятельность торговой организации состоит в исполнении определенной совокупности торгово-организационных операций и организации управления данными операциями. Коммерческие операции предприятия торговли предназначены для обслуживания процесса купли-продажи товаров. В этом случае, осуществляемые операции носят экономический характер и оказывают непосредственное влияние на результаты работы предприятия торговли.

Эффективность коммерческой деятельности предприятия торговли отражается результативностью коммерческих операций. Эффективность коммерческой деятельности можно определить как сумму доходов или прибыли, соотносимых с объемами вовлеченных затрат или ресурсов. В то же время, в ряде случаев крайне затруднительно выявить эффективность коммерческих операций, для этого необходимо проводить оценку ряда показателей, которые более полно отражают результативность коммерческой деятельности (к примеру оборачиваемость запасов, продолжительность оборота запасов), чем обобщенные показатели (прибыль, рентабельность и др.).

Экономическая эффективность — это извлечение предельно доступных благ от имеющихся в распоряжении ресурсов, для ее расчета необходимо соотносить доход и издержки, то есть добиться максимизации прибыли при минимизировании затрат.

Основной целью эффективности торговой деятельности предприятия является обнаружение возможностей для развития предприятия, оно определяется посредством полного анализа финансово- хозяйственной деятельности. Проводить такой анализ необходимо путем использования системы различных показателей и коэффициентов, наиболее полно отражающих состояние и перспективы дальнейшего развития предприятия.

Оценить экономическую эффективность коммерческой деятельности организации необходимо с использованием комплексного подхода, а также с позиции разных заинтересованных в этом лиц. Эти лица: владельцы организации, руководители, поставщики, кредиторы, органы государственного контроля и надзора и потребители.

Выделяют экономическую эффективность:

  • абсолютную, которая необходима для анализа и оценки общеэкономических результатов и эффективности деятельности на макро и микроуровне, ее определяют за соответствующий период времени в динамике при сопоставления уровня эффективности предприятий и регионов.
  • относительную, которая необходима при обосновании принятых управленческих решений (организационных, производственных, технических и хозяйственных) за счет выбора наилучшего варианта из предложенных альтернатив.

Более высокие показатели результатов, достигнутые за счет одинаковых затрат отражают более высокую экономическую эффективность. Работу коммерческой службы предприятия можно оценить с использованием различных показателей, однако, самым точным из них является показатель прибыли.

Успешная закупка товаров оказывает особое влияние на эффективность коммерческой деятельности, для успешной продажи необходимо изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. В розничной торговле необходимо правильно определить структуру: ассортимента, спроса и требований к товарам, услугам от потребителей. Повышение эффективности оптовой торговли складывается за счет улучшения анализа поставщиков в крупных территориальных образованиямх (регионам).

Для того, чтобы грамотно подойти к выявлению направлений совершенствования управления торговой деятельностью ООО «ФК «Яблоко» определим миссию, цели и задачи предприятия.

Цели и задачи предприятия представлены на рисунке 1

 

Рисунок 1. Миссия, цели ООО «ФК «Яблоко»

 

Миссия: Предоставлять конкурентоспособные товары высокого качества жителям Кировской области и других областей, расширять ассортимент продукции, соответствовать международным стандартам качества фруктов и овощей, расширять сбыт товаров.

Таким образом, на основании миссии и стратегии сформулируем цели для ООО «ФК «Яблоко»».

Таблица 1.

Цели ООО «ФК «Яблоко»» на 2020- 2021 год

Классификация целей

Ключевая цель

Стратегические

Выйти на ведущее место по продажам в России

Тактические

Постоянный контроль за состоянием рынка в России

Оперативные

Установление средних цен на предлагаемый ассортимент услуг и товаров;

Сохранение числа существующих потребителей, а также привлечение потенциальных; увеличение числа потребителей в целом на 25%.

 

На основании рассмотренных целей и задач построим стратегию предприятия и разработаем основные направления развития компании.

Используя для анализа матрице «Ансофа» нам удалось выявить, что ООО "ФК "Яблоко" использует стратегию расширения рынка. Эта стратегия, используется, так как ООО "ФК "Яблоко" стремится расширить рынок и стремится охватить новые целевые сегменты того рынка, на котором уже действует, поскольку в результате действия неких факторов экономического, демографического, культурного для известных товаров появились новые области применения.

Наглядно данные стратегии и стратегию ООО "ФК "Яблоко" по матрице «Ансофа» можно наглядно изобразить следующим образом (рисунок 1).

 

 

Рынок старый новый

 Товар старый новый

1. Стратегия проникновения вглубь рынка

2. Стратегия расширения рынка: Кировской обл. Старый портфель услуг

3. Стратегия разработки товара

4. Стратегия диверсификации

Рисунок 2. Матрица «Ансофа»

 

Стратегия фирмы по портфелю товаров иллюстрируется матрицей Бостон-Консалтинг групп, которая позволяет классифицировать товары фирмы по их доле на рынке относительно товаров-конкурентов и темпом роста объемов продаж.

Используя матрицу, фирма может определить какой из ее товаров является ведущим относительно товаров-конкурентов и какова динамика ее рынков – сокращаются они, стагнируют или развиваются.

В основе матрицы следующее предположение: чем больше доля товара на рынке, тем ниже удельные издержки, следовательно, выше прибыль. Оценим выручку от продаж товаров организации розничной торговли «ФК «Яблоко» за первый и последний года. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Состав выручки от продаж сока из фруктов и овощей компанией ООО «ФК «Яблоко» на 2018 г. и на 2020 г.

Товарные группы

2018 г., тыс. руб.

2020 г., тыс. руб.

Выручка от продажи товаров

39600,0

45761,7

Яблоко

25740,0

28829,8

Апельсины и мандарины

3960,0

7779,5

Виноград

5940,0

4576,2

Киви и прочие экзотические фрукты

792,0

2745,7

Орехи

792,0

228,8

Овощи

2376,0

1601,7

 

Пользуясь данными таблицы 25, рассчитаем долю каждой товарной группы в структуре продаж организации розничной торговли за 2020 год и темпы роста продаж каждой товарной группы по отношению к предыдущему периоду. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Исходные данные для построения адаптивной матрицы БКГ для приготовления соков из следующих фруктов

Товарные группы

2018 тыс. руб

2020, тыс. руб

Доля в структуре продаж 2020 г, %

Темп роста продаж, %

Выручка от продажи товаров

39600,0

45761,7

100,0

115,5

Яблоко

25740,0

28829,8

63,0

112,0

Апельсины и мандарины

3960,0

7779,5

17,0

196,5

Виноград

5940,0

4576,2

10,0

77,0

Киви и прочие экзотические фрукты

792,0

2745,7

6,0

346,7

Овощи

792,0

228,8

0,5

28,8

Орехи

2376,0

1601,7

3,5

67,4

 

По данные таблицы 3 в Excel при помощи функции «Мастер диаграмм» строим адаптивную матрицу БКГ ( Рис. 3 )

Границу оси Y определяем с помощью среднего значения темпов роста, оно равно 138,1 %.

Границу по оси Х определяем с помощью среднего значения доли каждой товарной группы в структуре продаж организации розничной торговли. Таким образом, получается, что по оси Х граница должна быть на показателе 16,7 %.

 

Рисунок 3. Адаптивная матрица БКГ по доставки сока, приготовленных из следующих фруктов и овощей

 

Исходя из полученной матрицы БКГ, можно сделать вывод, что товарные группы «Орехи», «Виноград» попадают в группу «Собаки», поскольку имеют низкую долю в структуре продаж и невысокие темпы роста. Данные товарные группы не являются перспективными для предприятия, они могут быть необходимы только для поддержания ассортимента. Эти товарные группы могут увеличить свою долю в структуре продаж, поэтому необходимо вкладывать инвестиции в их развитие, что перевести их в «Дойные коровы».

В группу «Звезды» попали часть товарной группы «Апельсины и мандарины», поскольку имеет высокий темп роста продаж и высокую долю в структуре продаж. Данная группа приносит значительную прибыль организация розничной торговли «ФК «Яблоко», поэтому долю в структуре продаж необходимо сохранять и увеличивать.

Товарная группа «Яблоко» и «Овощи» оказались в группе «Дойные коровы», поскольку эти товары с низкими темпами роста и большой долей в структуре продаж. При этом данная товарная группа приносит высокий доход, который организация розничной торговли «ФК «Яблоко» может использовать для поддержки других направлений, требующих инвестирования.

В группу «Дикие кошки» попали «Киви и прочие экзотические фрукты», они имеют высокие темпы роста, но имеют небольшую долю в структуре продаж. Поддержка этих товарных групп необходима, потому что в будущем они также будут приносить стабильную прибыль предприятию.

Разработаем общую стратегию развития ООО «ФК «Яблоко». Суть ее состоит в следующих этапах:

  • закрепление достигнутых результатов, удержание имеющих поставщиков и потребителей, но при этом постоянное развитие, введение инноваций, контроль ситуации на рынке, быстрое реагирование на изменяющиеся условия на рынке, потребительских предпочтений, моды, технологий и т.п;
  • расширение торговой сети за счет открытия новых магазинов;
  • рост показателей деятельности фирмы, таких как товарооборот, рентабельность и т.п;
  • сокращение  неторговых помещений (складов, кабинетов и др) и за счет этого расширение торговых площадей.

Функциональная стратегия ООО «ФК «Яблоко» должна строится следующим образом:

  • совершенствование стратегии сбыта продукции;
  • продвижение продукции за счет проведения презентаций, рекламных акций, заключение соглашения с производителями для снижения цен и т.п;
  • активная финансовая стратегия, направленная на рациональном и эффективном вложении и использования прибыли в целях расширения сети, усовершенствования и т.п;
  • в рамках стратегии социального развития применение стратегии тщательного отбора персонала, обучение, введение систем премий и штрафов для повышения качества работы.

Маркетинговая стратегия

Проведение активных рекламных компаний с целью продвижения продукции, ассортиментная стратегия, основанная на расширении ассортиментных позиций путем поиска новых поставщиков, ценовая стратегия, заключающаяся в снижении себестоимости продукции за счет увеличения объемов сбыта продукции, проведение исследования и коконтроль результатов, изменения рынка и т.п.

В качестве предложений по совершенствованию эффективности закупочной деятельности предприятия можно порекомендовать:

  • внедрить систему оценки поставщиков ООО «ФК «Яблоко»», г. Киров;
  • разработка программы контроля за поступлением товарных запасов на основании модели по оптимизации запасов.
  • разработать программу по развитию PR –мероприятий, для увеличения объема продаж.

Все вышеперечисленные цели при их реализации должны привести к одному результату – повышению деятельности предприятия, увеличению прибыли и объема продаж и увеличение доли (сегмента) на рынке.

 

Список литературы:
1. Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие.И.Л. Акулич, И.З. Герчиков.   - Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2013. – 397 с.
2. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. /А.М. Гаджинский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 408 с.
3. Залманова М. Е. Закупочно - распределительная логистика [Текст]: учебное пособие. - СПб.:Питер, 2017. - 283 с.
4. Канке А.А., Кошевая А.П. Логистика: учебник/ А.А. Канке, А.П. Кошевая - М.: Инфра - М, 2017. - 352 с.
5. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности [Текст]: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. /О.В. Памбухчиянц. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2018. – 450 с.