Статья:

Культурно-креативные кварталы: сравнение районов Лондона и Стамбула

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Науки о Земле

Выходные данные
Шерстнева А.Р. Культурно-креативные кварталы: сравнение районов Лондона и Стамбула // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Культурно-креативные кварталы: сравнение районов Лондона и Стамбула

Шерстнева Анна Романовна
студент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается определение культурно-креативного квартала как городского района, даётся классификация качественных характеристик, на основе которой проводится сравнение внутригородских креативных кластеров киноиндустрии Лондонского Сохо и района Бейоглу в Стамбуле.

Abstract. The article examines the definition of a cultural-creative quarter as an urban area. It gives a classification of qualitative characteristics, which helps to compare film-industry based  inner-city creative clusters of Soho in London and Beyoğlu in Istanbul.

 

Ключевые слова: культурно-креативный квартал; креативный кластер; киноиндустрия; Сохо; Лондон; Бейоглу; Стамбул.

Keywords: cultural-creative quarter; creative cluster; film-industry; Soho; London; Beyoğlu; Istanbul.

 

Множество научных статей посвящено исследованию различных аспектов культурно-креативных кварталов в постиндустриальных городах по всему миру. В их заголовках часто присутствует «культурный квартал» или «креативный кластер»; «культурно-креативный квартал» встречается  реже, однако, по словам Г. Эванса [5], многие креативные кластеры фактически представляют собой культурные кварталы.

Креативный кластер подразумевает концентрацию креативных индустрий, которые включают в себя различные сферы деятельности от дизайна до IT-технологий. Культурными кварталами называют узнаваемые районы города, обладающие определенной культурной ценностью, и тем самым привлекающие деятелей искусства и предпринимателей креативных индустрий. Таким образом, креативные кластеры нередко формируются на месте культурных кварталов. Подчеркивая слияние этих явлений, ряд исследователей использует понятие «культурно-креативный кластер», подразумевая креативную деятельность в культурном пространстве [5, 7, 8]. В данном случае слова «кластер» и «квартал» эквивалентны.

Какие признаки отличают культурно-креативный квартал от всех других? Разобраться в этом поможет работа, в которой сравниваются креативные кластеры лондонского Сохо и района Бейоглу в Стамбуле  [4]. В данной статье представлена классификация пространственных, социокультурных и перцептивных[1] особенностей, позволяющая дать комплексную характеристику городскому району (рисунок 1).

Эта классификация опирается на работы известных урбанистов [1, 2], учитывает факторы, привлекающие креативный класс [3, 6], и отвечает представлениям об устойчивом развитии городских районов [9].

 

Рисунок 1. Качественные характеристики культурно-креативных кварталов

Составлено автором по [4]

 

Пространственные характеристики включают в себя размещение района, его функциональность и визуальный образ, а также особенности организации городского пространства. Факторы размещения описывают центральное положение, транспортную доступность и компактность района. Функциональные характеристики — это о том, для чего люди используют пространство, предоставляет ли оно возможности для проживания, работы и проведения досуга, присутствует ли разнообразие коммерческих заведений, способных удовлетворить потребности людей, живущих и работающих в данном районе, а также тех, кто приходит сюда просто провести время.

Существуют некоторые особенности организации городского пространства, которые способствуют кластеризации компаний.

Это в частности проницаемость и пешеходность улиц, что обуславливает доступность офисов для клиентов и обеспечивает комфортность передвижения работников фирм из одного здания в другое.

Кроме того, наличие общественных пространств, чтобы люди, встретившись случайно на улице, имели возможность поделиться новостями друг с другом, обсудить какие-то рабочие моменты. Немаловажную роль играет визуальный образ района, который складывается из разнообразия исторической застройки и архитектурных решений, наличия достопримечательностей, которые, будучи визуальными акцентами, служат ориентирами в пространстве.

Социокультурные характеристики описывают социальные группы пользователей района, как они взаимодействуют между собой и формируют ли комьюнити, есть ли среди них представители креативного класса. Наличие театров, кинотеатров, музеев и галерей, концертных залов и других заведений для проведения досуга говорит о культурной специализации района, а значит сюда приходит большое количество людей извне.

Офисы крупных компаний также привлекают людей, в том числе потенциальных клиентов. Важную роль играет кафе-культура, поскольку наличие нейтральных площадок, где можно пообщаться в уютной обстановке или поработать, выступает фактором сплочения для всех тех людей, которые приходят в район с разными целями, а также способствует взаимодействию их между собой, приобретению новых знакомств и полезных контактов. Эту же функцию выполняют благоустроенные общественные пространства на улицах [1].

Основой для формирования комьюнити служит эмоциональная привязанность к месту, так называемая топофилия — термин, введенный в научный оборот американским географом и культурологом И-Фу Туаном [10]. Топофилия ассоциируется с местом проживания, когда наша повседневная жизнь охватывает определенную территорию, которую мы считаем своей, потому что хорошо ориентируемся в этом районе и без труда можем выделить его отличительные черты.

Эмоциональная привязанность к месту и ощущение комьюнити — перцептивные характеристики, связанные с чувствами человека по отношению к месту и образами, которые пространство формирует у нас в голове. Феномен формирования образов городов или отдельных мест подробно рассмотрен Кевином Линчем в его книге «Образ города» [2]. Незримая аура городского района может привлекать или отталкивать человека, вызывать интерес или побуждать к действию, играя определяющую роль в формировании имиджа района.

Проведём сравнительный анализ культурно-креативных районов Лондонского Сохо и Стамбульского Бейоглу. Сохо — торгово-развлекательный квартал в центральной части лондонского Вест-Энда. Квартал ограничен Оксфорд-стрит с севера, Риджент-стрит с запада, Лестер-сквер и площадью Пикадилли с юга и Чаринг-Кросс-роуд с востока (рисунок 2). В южной части района расположен лондонский Чайнатаун.

Сохо известен как «медиа сердце Лондона», поскольку это крупнейший центр телевидения и киноиндустрии с начала 20 века.

Бейоглу — район в центральной части Стамбула, отделенный от исторического полуострова бухтой Золотой Рог (рисунок 3). Главная улица Истикляль (İstiklâl Caddesi) — одна из самых популярных пешеходных улиц в городе. В Бейоглу сосредоточено 46% всех компаний киноиндустрии Стамбула [4], однако они не образуют единого компактного кластера, а распределены дисперсно по всему району, поскольку Бейоглу занимает не один квартал, как Сохо, а гораздо большую территорию. Киноиндустрия развивается здесь на протяжении всего ХХ в., достигая пика в 1960-е гг. и переживая упадок в 1980-е гг., поскольку тогда происходит отток среднего класса в пригородные районы, а офисы компаний перемещаются в небоскрёбы новых деловых районов Стамбула, как например, Левент (Levent). Тогда в Бейоглу появляются богемные кварталы, самый известный из них — Джихангир (Cihangir). В период первого десятилетия ХХI в. происходит стремительная джентрифкация Бейоглу и возобновление кластера киноиндустрии. Теперь это популярный исторический район города с богемной аурой.

 

Рисунок 2. Сохо

Источник: [4]

 

Оба района имеют проницаемую структуру городского пространства с преимущественно пешеходными улицами. Благодаря киноиндустрии в районе появляется дополнительная активность: проходят различные мероприятия, кинопоказы, а также съемки на улицах города, которые оживляют городское пространство и позволяют прохожим почувствовать себя причастными к необычному и интересному процессу. Офисы кинокомпаний есть почти на каждой улице Сохо, однако за счёт компактности района, они все расположены достаточно близко друг к другу, и наибольшая их концентрация наблюдается на Вардур-стрит, Дин-стрит и Поланд-стрит, а также вокруг Сохо-сквер и Голден-сквер.  На площади Лестер установлен знак «Theatreland», поскольку она известна своими театрами и кинотеатрами. Здесь часто проходят кинофестивали.

В Бейоглу большая часть офисов кинокомпаний тяготеет к окрестностям главной улицы Истикляль, которая берёт своё начало на площади Таксим и имеет форму бумеранга, в точке изгиба которого расположена площадь Галатасарай с Галатасарайским лицеем. Недалеко от площади Таксим находится Музей кино и театра им. Тюркера Инаноглу (Türker Inanoğlu). Архитектурный образ района и достопримечательности вдохновляют творцов киноиндустрии. Многие локации Бейоглу мелькали в турецких фильмах, что только увеличивает популярность района.

 

Рисунок 3. Бейоглу

Источник: [4]

 

Что касается функциональности, люди работают и проводят свободное время в Сохо, однако большинство людей приезжает сюда из других районов города, в то время как в Бейоглу, напротив, люди живут в шаговой доступности от места работы. С другой стороны, высокая концентрация крупных и небольших фирм, работающих бок о бок, близость специалистов в различных областях обеспечивает возможность «конвейерного производства»: «Если ты приходишь в Сохо, можешь быть уверен, что твой проект будет выполнен» [4]. Креативные предприятия дополняет индустрия развлечений, поэтому Сохо и Бейоглу ежедневно посещает огромное количество людей, и нередко сценаристы черпают идеи для своих фильмов из того, что видят вокруг, вдохновляются образами людей, которых встретили случайно на улице. Обилие кафе и ресторанов предоставляет возможности для  коммуникации между работниками различных компаний и приобретения новых контактов.

В работах, посвященных культурным кварталам, отмечается важность определенности границ района в сознании людей, что позволяет чётко сформировать образ этого места и усиливает ощущения от пребывания в нём. Сохо — компактный район, его границы точно определены благодаря городскому сообществу, и всем известно, что к западу от Сохо лежит Мэйфэр, к северу — Фицровия, к востоку начинается Ковент-Гарден, а к югу — Сент-Джеймс. Что касается Бейоглу, это крупный административный район, который включает в себя исторические кварталы Галата и Пера, богемный Джихангир и многие другие. Бейоглу имеет более размытый образ, чем Сохо, для которого принципиально важную роль играет именно имидж. Если офис компании расположен в Сохо, это сильно повышает её репутацию и привлекает больше клиентов.

 

Список литературы:
1. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. — М.: Новое издательство, 2011. — 460 с.
2. Линч К. Образ города. — М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
3. Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Классика-ХХI, 2006. — 399 с.
4. Durmaz S. B. Analyzing the Quality of Place: Creative Clusters in Soho and Beyoğlu // Journal of Urban Design. — 2014. — Vol. 20 — №1 — P. 93—124.
5. Evans G. From Cultural Quarters to Creative Clusters — Creative Spaces in the New City Economy // Sustainability and Development of Cultural Quarters. — 2009. — P. 32—59.
6. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. — N.Y.: Basic Books, 2002. 
7. Kong, L. (2009). Beyond Networks and Relations: Towards Rethinking Creative Cluster Theory // Creative Economies, Creative Cities. The GeoJournal Library. — 2009. —  Vol. 98 — P. 61—75.
8. Mommaas H. Spaces of Culture and Economy: Mapping the Cultural-Creative Cluster Landscape // Creative Economies, Creative Cities. — 2009. — Р. 45—59.
9. Ratiu, D. Creative cities and/or sustainable cities: Discourses and practices // City, Culture and Society. — 2013. — Vol. 4 — №3 — P. 125—135.
10. Tuan Yi-Fu. Topophilia. A study of environmental perception, attitudes and values // Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1974. — 260 p.

[1] Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — чувственное познание предметов окружающего мира.