Статья:

Анализ уровня финансовой грамотности населения в РФ. Реализация проекта Министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сурмаева В.А. Анализ уровня финансовой грамотности населения в РФ. Реализация проекта Министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ уровня финансовой грамотности населения в РФ. Реализация проекта Министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Сурмаева Виктория Андреевна
студент, Армавирский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Армавир
Пшмахова Мадина Исмаиловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Армавирский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Армавир

 

В настоящее время можно уверенно заявить, что каждый гражданин Российской Федерации вовлечен в рынок финансовых услуг, поэтому вопрос о повышении финансовой грамотности населения стоит крайне остро. Ведь  многие россияне на сегодняшний день остаются некомпетентными в экономической сфере.

Понимание главных экономических значений, процессов и умение эффективно их использовать в реальной жизни помогут дать человеку возможность стать материально независимым. Заинтересованность в решении проблемы повышения финансовой грамотности должна быть не только у каждого отдельного человека, но и у государства. Так как этот аспект необходимо рассматривать в контексте повышения конкурентоспособности всей национальной экономики страны.

В распоряжении Правительства РФ от 2017 г. дано теоретическое обоснование термина «финансовая грамотность» – это финансовое образование, в которое входит осведомленность, знания и умения, результатом которого является достижение уровня благосостояния.[9] В современном обществе в финансовом образовании нуждаются все категории граждан. Владея достаточным уровнем знаний человек способен дать оценку ситуации на рынке товаров и услуг и принять выгодное для себя решение.

В 2011 г. при содействии Минфина и Всемирного банка был принят Проект под названием: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Проект). В нём приняли участие регионы, основными задачами которых были – разработка и реализация целого комплекса мероприятий, создание центров финансовой грамотности, подготовка квалифицированных кадров, разработка и реализация образовательных программ. Реализация региональных программ осуществлялось в несколько этапов:

1. Были определены два пилотных региона – Калининградская и Волгоградская области. Они стали площадками для тестирования новых методик работы, образовательных программ и учебных материалов.[4]

2. В 2013 г. была организованна конкурсная основа для участия в Проекте. Были отобраны следующие регионы – Республика Татарстан; Алтайский край; Краснодарский край; Ставропольский край; Архангельская область; Саратовская область; Томская область; г. Москва.[6] При этом стоит сказать, что финансирование Проекта осуществляется не только за счет федерального бюджета и средств займа ВБ, но и благодаря региональным бюджетам. Из-за чего и возможности финансирования регионов были одним из критериев при их отборе. [10]

В 2016 г. Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) было проведено всероссийское мониторинговое исследование (1 600 чел., в 140 населенных пункта, в 42 регионах). Данные опросов показали, что количество людей, считающих себя финансово грамотными, увеличилось на 4% по сравнению с 2015 г., доля тех, кто имеет неудовлетворительные знания или же вовсе навыков не имеет, уменьшилась с 34% (2015 г.) до 25% (2016 г.). [5]

В 2017 г. РФ заняла 9 место в рейтинге стран G20 по финансовой грамотности, который был составлен Организацией экономического сотрудничества и развития.  Максимальный балл, который могла получить страна – 21, оценка России – 12,2 балла (среднее количество балов– 12,7). Самый высокий показатель был у Франции – 14,9 балла, а самый низкий у Саудовской Аравии – 9,6 балла. Данный рейтинг наглядно демонстрирует необходимость проведения финансово направленных мероприятий для РФ.  [5]

На разных этапах реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» были проведены социологические исследования, которые показывают изменение в уровне грамотности населения в экономической сфере. Так, осенью 2012 г. в рамках Проекта впервые было проведено исследование уровня финансовой грамотности и компетентности российского населения, для того чтобы оценить базовый уровень россиян. В 2015 г. также был проведен опрос среди граждан РФ, в возрасте от 14 до 79 лет. Данные продемонстрированы в таблице.

Таблица 1.

Уровень финансовой грамотности населения по критериям

Критерии

Год (значение в процентах)

2012 г.[2]

2015 г.[8]

2018 г.[3]

Понимание основ пенсионного обеспечения

18,1

24,8

Понимание соотношения «риск – вознаграждение» при выборе финансовых продуктов

65,9

63,5

52

Понимание важности наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций

29,5

32,1

40

Уверенность в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями

20,7

19,6

Понимание необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов (услуг)

59,0

63,0

28

Понимание населением личной ответственности за понесенные потери на финансовых рынках

37,2

43,8

Понимание населением важности формирования добровольных накоплений для обеспечения старости

40,1

31,7

Знание базовых основ финансовой арифметики

32,8

14,1

Понимание населением неприемлемости отказа от погашения кредита

53,3

31,4

Понимание необходимости предпринимать действия административного или юридического характера при обнаружении обмана со стороны организации, предоставляющей финансовые услуги

37,1

42,3

 

В 2019 г. в результате сессии «Финансовая грамотность как основа финансовой стабильности», был представлен рейтинг финансовой грамотности регионов. Данное исследование было  проведено в 2018 г. и имело наиболее широкий диапазон, чем в 2016 г., так например, в данном изучении приняли участие 85 субъектов РФ, 85 000 респондентов.[1] Был использован индекс, который отражает способность человека к разумному управлению личными финансами, он состоит из нескольких отдельных компонентов: знаний, навыков управления и установок в области финансов. Именно по ним был определен уровень финансовой грамотности населения в регионах. Он во многом зависит от региональной дифференциации населения, на состояние которой  влияет уровень доходов, бытовой уклад, различные уровни развития финансовых рынков и т.д.

В данном исследовании регионы были поделены на пять категорий – от наибольшего значения к наименьшему. Согласно данному рейтингу за 2018 г. ниже расположены те регионы, которые в период 2011-2013 гг. приняли участие в Проекте по повышению уровня финансовой грамотности. Они расположились в следующем порядке:

Категория 1: Калининградская область;

Категория 2: Алтайский край;

Категория 3: г. Москва. Волгоградская, Архангельская, Томская области. Республика Татарстан;

Категория 4: Саратовская область. Краснодарский край;

Категория 5: Ставропольский край.[1]

Согласно результатам данного исследования, уровень финансовой грамотности во многом определяется социально-демографическими характеристиками опрошенных, а также их вовлеченностью в пользование финансовыми продуктами или услугами.

Говоря о результатах проведенных исследований по реализации Проекта, стоит сказать и о его финансировании. Он действует с 2011 г., а в 2018 г. Счетной палатой РФ была проведена проверка по использованию предоставленных средств.  На реализацию Проекта предусмотрено $209,7 млн. (софинансирование Российской Федерации - $184,7 млн. и заем МБРР - $25 млн.) В результате проверки было выявлено, что ежегодные объемы использованных средств ниже тех, что ежегодно утверждаются Минфином РФ. Так, за 7 лет реализации Проекта, Минфин использовал только половину предусмотренных средств - $106,08 млн. (50,6%), а из средств займа МБРР - $18,13 млн. (72,53%). [7]

По итогам оценки выполнения мероприятий Проекта, проведенной Всемирным банком, можно отметить ряд положительных результатов:

- была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.

- созданы федеральные методические центры по финансовой грамотности на базе экономических ВУЗов, а также сеть региональных методических центров в 15 регионах для повышения квалификации учителей и методистов (прошли 18 000 преподавателей);

- запущен многофункциональный информационно-образовательный портал для населения по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей  https://vashifinancy.ru/ ;

- разработано 119 образовательных модулей и учебно-методических материалов;

- создано 84 консультационных центра и 580 пунктов Роспотребнадзора для потребителей.[7]

Отрицательными же результатами можно назвать то, что:

• координация, контроль и общее управление за реализацией Проекта осуществлены не в полной мере;

• планирование закупок осуществлялось на ненадлежащем уровне;

• не был обеспечен эффективный бухгалтерский учет интернет-порталов и  веб-сайтов (на сумму 840,74 млн. рублей);

• неэффективно были использованы информационные ресурсы, созданные в рамках (на общую сумму 20,65 млн. рублей);

• не созданы региональные центры финансовой грамотности в Республике Татарстан и Краснодарском крае, а также не обеспечено согласование региональных программ Волгоградской области.[7]

Таким образом можно сделать вывод, что данный Проект имеет свои плюсы и минусы, однако об успешности его реализации говорить еще рано, так как значения целевых показателей для оценки достижения целей Проекта были получены по результатам социологических опросов населения, проведенных в 2012–2015 годах, в связи с чем отсутствует возможность сделать вывод о существенном росте финансовой грамотности населения Российской Федерации за период реализации Проекта. Необходимо усовершенствовать эту систему мер, ведь проблему повышения финансовой грамотности можно отнести к общегосударственной, поскольку она связана с ростом конкурентоспособности государства на мировом рынке.

 

Список литературы:
1. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/pervyy-reyting-finansovoy-gramotnosti-regionov-predstavili-na-sessii-v-ramkakh-rossiyskogo-ekonoiche/ (дата обращения: 16.04.2020)
2. Выбор методологии и проведение базового исследования уровня финансовой грамотности. (Краткий отчет: Результаты исследования). [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=69546-kratkie_vyvody_issledovaniya (дата обращения: 24.04.2020)
3. Доклад о реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. Форма доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования РФ по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL:https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127816-doklad_o_ryealizatsii_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody#P159 (дата обращения: 19.04.2020)
4. Информационный бюллетень Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/ (дата обращения: 22.04.2020) 5. Ковальчук А. В., Сайбель Н. Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 1 (январь). С. 15-21. 
5. Объявление о результатах Конкурса по отбору регионов для участия в Проекте "Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/ (дата обращения: 18.04.2020)
6. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств займа Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта № 7983-ru «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2011–2017 годах и за истекший период 2018 года». [Электронный ресурс]. URL:http://www.ach.gov.ru/checks/9677 (дата обращения: 17.04.2020)
7. Проведение исследования измерения уровня финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/search/?q_4=+%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8 (дата обращения: 22.04.2020) 
8. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [Электронный ресурс]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/   (дата обращения: 22.04.2020)
9. Интервью А.А. Бокарева газете "Известия". [Электронный ресурс]. URL:  https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=32099-intervyu_a.a._bokareva_gazete_izvestiya (дата обращения: 14.04.2020)