Применение мультимедиа технологий в образовательном процессе
Конференция: LXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Применение мультимедиа технологий в образовательном процессе
Цифровые технологии широко применяются в образовательном процессе, как в общеобразовательных учреждениях, так и в вузах. Электронные ресурсы дают преимущества по сравнению с традиционными педагогическими инструментами, они позволяют учащимся самостоятельно взаимодействовать с учебным материалом, формируют высокий уровень самообразовательных навыков, умений работать с большим количеством разнообразной информации, способность выделять главное, систематизировать, обобщать и делать выводы [5].
Одним из наиболее перспективных направлений развития цифровых образовательных ресурсов являются мультимедиа технологии. Цель применения мультимедиа средств – воздействие на все органы чувств, для достижения эффекта погружения в преподносимую информацию.
При использовании мультимедиа-технологий информация подается различными способами, такими как: анимация, графики, аудио, видео, интерактивные модели.
Включение мультимедиа технологий в итоговый программный продукт делает его информационно насыщенным и удобным для восприятия, а благодаря одновременному воздействию на различные каналы восприятия он превращается в мощный дидактический инструмент.
"Современная дидактика – дидактика мультимедиа – теория обучения в широкой информационной среде на основе использования разнообразных способов информационного обмена (в том числе и виртуального)" [4].
Предметом дидактики мультимедиа является учебный процесс, организованный в виртуальной информационной среде, закономерности этого процесса и соответствующие этим закономерностям методы и формы его организации.
Основные средства представления мультимедиа информации, используемые в учебном процессе:
1) символьные объекты: знаки, символы, тексты, графики, схемы, таблицы, диаграммы, формулы и прочее;
2) образные объекты: фото, рисунки, картины; объекты компьютерной графики;
3) аудиоинформация: устные учебные тексты, аудиосюжеты, аудиодиалоги, учебные комментарии к виртуальным объектам, аудиохроника, музыка, пение, звуки природных процессов и животного мира и пр.;
4) видеообъекты: постановочные и художественные видеосюжеты (фильмы или фрагменты), видеохроника, анимации и компьютерные модели явлений и процессов;
5) среда «виртуальной реальности» (дифференцируется по предметным областям знания и видам деятельности) и (или) ее элементы: симуляторы, конструкторы, тренажёры, интерактивные модели, виртуальные лаборатории и пр." [3].
Мультимедия технологии позволяют сделать уроки более наглядными, яркими, эмоциональными и обеспечить мотивацию деятельности учащихся. Повышается эффективность усвоения учебного материала за счет одновременного изложения педагогом необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Развивается наглядно-образное мышление за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент).
Развивается понятийное мышление за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал [2].
Цифровые образовательные ресурсы являются перспективным средством обучения. Информатизация предъявляет к образованию требования времени - учащиеся должны стать более активными, ответственными, опираясь на педагогический материал, заложенный в информационно-компьютерных технологиях [1]. Использование мультимедиа технологий дает возможность осуществлять предварительную отработку у учащихся познавательных и практических умений, необходимых при подготовке к реальным жизненным задачам.