Технологии «цветной революции»: особенности изменения политического режима (на примере Украины, 2013 - 2014 гг)
Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Технологии «цветной революции»: особенности изменения политического режима (на примере Украины, 2013 - 2014 гг)
Искусственный характер «цветных революций» проявляется в применении специальных технологий мобилизации общественного протеста, используемого как ударная сила для «сноса» политической элиты. Причем эти технологии имеют во многом универсальный характер и доказали свою эффективность в разных частях земного шара, что позволило говорить о возможности «экспорта» «цветных революций».
Беспрецедентные возможности традиционных и новых Web, медиа ещё больше усилили этот процесс, открыв новые горизонты для проекции «мягкой силы» в любую точку мирового пространства и «высокотехнологичного» смещения неугодных режимов.
Такое явление как «цветная революция» следует отнести к невоенным способам воздействия на политическую и социальную системы противника для достижения нужных в первую очередь США эффектов в глобальном геополитическом процессе перераспределения социальных ролей ключевых мировых держав.
В целом технологии, применяемые для организации и проведения «цветных» переворотов, в комплексе называются методом «ненасильственного давления», который был теоретически сформулирован американскими специалистами и неоднократно с разной долей успеха опробован на практике в различных регионах мира.
Согласно этой теории, для осуществления «ненасильственной» революции все возможные усилия необходимо сосредоточить на нейтрализации (разрушении) источников политической силы существующего руководства государства-мишени. Достижение этой цели становится возможным благодаря решению ряда чётко определённых задач: разрушения авторитета и легитимности государственной власти, склонения населения к неповиновению, организации региональных и общенациональных забастовок и протестов различных слоёв населения. Как говорил один из создателей технологии ненасильственных действий американец Джин Шарп: «Мирный переворот не терпит импровизаций».
Ключевыми элементами технологии «ненасильственного давления», выполняющими определённую функцию в рамках всей системы, являются следующие:
1. Выбор времени проведения «цветного» переворота.
Обычно это время организации и проведения предвыборной кампании в стране-мишени, когда происходит политическая активация населения, внушаемость масс повышается, а способность к критическому анализу, в свою очередь, снижается.
Точкой начала акций протеста является момент окончания подсчёта голосов избирателей, когда в присутствии представителей «своих» СМИ делается громкое заявление о подтасовке итогов голосования и выдвигается обвинение власти в нарушении избирательного законодательства.
С этого момента начинается внедрение в сознание граждан страны-мишени представления о том, что выборный механизм не прозрачен и не легитимен, за ним необходим контроль третьей стороны. Массово начинают создаваться разного рода комитеты «рассерженных горожан», «обманутых избирателей» и т.д. Зарождается система параллельного контроля состояния за ситуацией в стране: не только со стороны государства, но и со стороны разного рода международных организаций и «независимых» наблюдателей. На этой фазе с помощью ряда социальных технологий, используемых оппозицией, контроль за ситуацией с выборами может полностью перейти в руки третьей стороны. При этом на политическую арену оппозицией выдвигается некий «единый» кандидат, имеющий, согласно подконтрольным оппозиции СМИ, «широкую народную известность и поддержку».
2. Широкое привлечение молодёжи для участия в протестных действиях.
Анализ череды «цветных» переворотов позволяет прийти к выводу, что молодёжь, организованная в самые разные движения и течения, является основной опорой подобного рода действий внутри государства-цели. Этому способствуют присущие молодым людям максимализм, обострённое чувство справедливости и желание перемен. При этом молодёжь лучше организована, мобильна и креативна, но не всегда чётко ориентируется как во внутриполитической, так и во внешнеполитической ситуации.
Среди молодёжи бывает модно «не любить» действующую власть, чем с успехом пользуются организаторы разного рода протестов. В то же время, молодежь легко завлечь на всевозможные курсы, тренинги и семинары, на которых организаторы будущих протестных действий обучают молодых людей методам противодействия власти, уличной тактике и т.д., выдавая это все за методы обучения лидерству и управлению персоналом и т.п.
При этом любые попытки власти урезонить и ввести в существующие правовые рамки действия молодёжи в ходе протестов выдаются как неадекватное применение силы и широко представляются в СМИ как пример «жестокого обращения власти со своим народом».
В ходе организации «цветных переворотов» молодежные движения «Отпор», «Кмара!», «Пора» создавали модели будущего поведения населения. Это можно выразить в виде технологической цепи организации протестного поведения (см. рис. 1).
Рисунок. 1. Технология организации протестного поведения
Провоцируемая социальная неудовлетворенность коррумпированностью и аморальностью власти, нечестностью выборов, нелегким имущественным положением были поставлены ими во главу угла, позволяя моделировать и управлять протестом населения. В свою очередь, когда жители, прежде всего, столиц и крупных городов увидело движение в действии, они сами решались на более активные формы протеста. Молодежные движения, организуя массовые акции протеста, запустили механизм широкого общественного действия.
3. Активное задействование электронных средств массовой информации и телекоммуникации, а также подконтрольных оппозиции печатных СМИ.
Благодаря подконтрольным СМИ можно легко создать в глазах населения иллюзию массового протестного движения, показать яркие акции и события, проверить достоверность которых порой бывает очень трудно.
Информационный поток, идущий со стороны организаторов «революции», выполняет следующие функции:
- ведёт непрерывную работу с массовым политическим сознанием;
- легитимизирует в глазах народа руководителей оппозиционной борьбы и их действия.
4. Использование «революционного» маркетинга, когда сама оппозиция подаётся как красивый, модный и стильный продукт. Различного рода атрибутика, элементы одежды, поддерживающие оппозиционеров выступления неформальных музыкальных групп и лидеров молодёжного мнения, - всё это является «фирменным стилем» «цветных» переворотов, привлекающим к движению протеста, в первую очередь, молодёжь.
5. Широкое привлечение для финансирования протестных действий так называемых МНПО (международных неправительственных организаций), по сути представляющих интересы США.
В частности, координацию деятельности оппозиции и её финансирование в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве осуществляет так называемый Восточно-Европейский демократический центр, получающий собственное финансирование от разного рода агентств и фондов США.
При исследовании феномена «цветных» революций следует учитывать, что как и любой государственный переворот, «цветной» переворот имеет скрытую для большинства подготовительную фазу и фазу открытую, в ходе которой реализуется подготовленный заранее план действий.
Обобщённый алгоритм организации и проведения «цветного» переворота включает следующие звенья:
1. Выявление энергетического потенциала общественных групп, способных участвовать в революции.
2. Определение политических объединений, способных стать двигателем политического протеста.
3. Подготовка в разного рода военизированных лагерях (скаутских, пионерских, туристических и т.п.) с помощью специальных тренингов «ударных сил» для будущей революции.
4. Выстраивание цепочки практических целей, максимально приближенных к реальным потребностям и чаяниям масс страны-мишени.
5. Обеспечение преимуществ оппозиционным силам в СМИ, в первую очередь электронных.
6. Использование зрелищных массовых действий для побуждения к протестной активности всех недовольных.
7. Приведение общества в состояние анархии, начало массовых беспорядков.
8. Управление массовыми беспорядками из тщательно скрываемых центров специально подготовленными специалистами.
9. Проведение негласной чистки в госаппарате предыдущей администрации после захвата власти, расстановка своих сил в органах власти и управления, в силовых структурах и наделение их «чрезвычайными» полномочиями.
Проводятся «цветные» перевороты практически по одной и той же схеме, но с определённой спецификой, учитывающей местные особенности:
- примерно за полгода до крупных выборов (парламентских или президентских) или референдума по острым для страны вопросам создаётся молодёжная организация с коротким и броским названием («пора!», «кхмара», «отпор», «келКел» и т.п.). В этой организации без особой огласки формируется «боевое крыло» из молодых людей спортивного телосложения, активно поддерживающих идеи оппозиции;
- в выборах принимает участие «единый» кандидат от оппозиции, в это же время в социуме активно формируется неблагоприятный образ кандидата от существующей власти (осуществляется «демонизация» власти);
- после одного из туров голосования оппозиционный лидер объявляет выборный механизм непрозрачным, а результаты выборов (или референдума) - сфальсифицированными. Такую же позицию занимают и «независимые» наблюдатели. Сразу после этого при помощи «своих» СМИ, распространяющих только нужную оппозиции информацию, и активистов созданных молодёжных организаций в стране-мишени начинаются акции протеста;
- в ходе протестных акций ненасильственными методами блокируются важные государственные объекты, законное правительство утрачивает контроль над ситуацией в стране, в результате к власти приходит оппозиция.
В случае если ненасильственные акции не увенчались успехом, оппозиция начинает провоцировать власть на применение силы, вводя в акции протеста подготовленных бойцов «боевого крыла», переводя протестные действия из ненасильственной в силовую фазу. Фактически в стране-мишени начинается гражданская война.
В качестве возможных «базовых» сценариев «цветных» революций, а по сути – государственных переворотов можно выделить следующие:
- «оранжевый», «классический», подготовленный элитой неожиданный переворот, чаще всего приуроченный к выборам;
- «элитный» переворот – заговор части правящей элиты в отношении её формального лидера и/или другой части правящей элиты;
- «поход на Рим» - экспорт революции из периферии в столицу, организованный совместными усилиями столичных и региональных элит, направляющих в столицу коалицию региональных революционных сил;
- «осадное сидение» или «бастион революции» - попытка создания параллельного органа власти (штаба сопротивления), к которому должны будут примыкать всё больше и больше оппозиционеров разных мастей;
- «революция вдогонку», когда оппозиция использует беспорядки, прямо или косвенно связанные с деятельностью главы государства или правительства или с какими либо иными факторами;
- «сепаратистский» или «национально-освободительный», когда в государстве есть какая-либо многочисленная отдельная общность, отличающаяся по этническим, религиозным, социокультурным, территориальным или административно-территориальным характеристикам.
В тот или иной момент времени, не выгодный для действующей власти, местные политические или бизнес элиты этой общности ставят вопрос перед центром о собственной независимости, апеллируя к внешним силам, готовым безоговорочно и решительно поддержать их «законные» требования и обеспечить легитимность происходящего в глазах мирового сообщества;
- «силовой захват», когда для достижения своих целей оппозиция использует угрозы применения физической и вооружённой силы и /или её реальное применение, а также захват правительственных зданий.
Таким образом, технологическими особенностями являются:
Первое. Революция происходит, как правило, не в авторитарных странах, а в полудемократических, где оппозиция может пользоваться почти всеми возможностями открытого общества.
Второе. Главная политическая сила - не партии, а широкая коалиция неправительственных организаций, пользующихся зарубежной поддержкой.
Третье. В качестве ключевого момента захвата власти выступают выборы. Оппозиция заранее заявляет о своей победе, а любые другие данные объявляет фальсификацией.
Четвертое. Главный метод воздействия на действующую власть - массовые демонстрации в центре столицы, блокирование и захват ключевых правительственных зданий.
Пятое. При декларировании «исключительно мирного и ненасильственного характера» отстранение от власти правящих элит осуществляется не только мирными, но и насильственными методами.
Соблюдение прав требуется не в процессе событий, а после них - когда всё произошедшее квалифицируется как правовые действия. Во время самих «революционных» действий оппозиция смело идёт на нарушение закона. Но при этом на начальном этапе практически не применяется физическое насилие и не используется оружие.
Шестое. Ключевая роль внешних сил, которые: обеспечивают финансирование, обучение и мотивирование организаторов революции в течение нескольких лет до её осуществления; присваивают и активно используют статус верховного арбитра, определяющего легитимность, - объявляют легитимными действия оппозиции, даже если они нарушают закон, и объявляют нелегитимными действия защищающейся власти; в ключевой момент они предъявляют ультиматум действующей власти, используя зависимость правящей элиты от этих внешних сил (чаще всего правящая элита держит свою собственность в банках и недвижимости внешних стран); участвуют в качестве посредников в переговорах в критический момент, при этом занимают не нейтральную позицию, а играют в союзе с оппозицией.
Седьмое. «Цветные революции» организуются, как правило, не контрэлитой, а частью старой элиты, которая в предыдущие периоды была у власти, потом была отправлена в отставку, затем перешла в оппозицию и подняла идеологические лозунги. У этой оппозиции в лице бывших министров всегда есть союзники в числе министров нынешних, которые в решающий момент переходят на сторону оппозиции.
Восьмое. Политические последствия сводятся, прежде всего, к смене геополитической ориентации в пользу той внешней силы, которая финансировала и легитимировала «цветную революцию».
Девятое. В отношении демократических институтов такие революции нейтральны. Демократии может стать больше, как в Сербии, остаться столько же, как было в Украине, или стать меньше, как в Грузии.
Десятое. «Цветная революция» готовится и реализуется практически открыто, публично, с использованием всех современных средств массовой коммуникации: сетевого маркетинга, организации «безлидерных» движений и рекламного менеджмента гигантских партий-големов, охватывающих значительное число протестного электората всех спектров, привлечённых различными, зачастую полностью противоречащими друг другу обещаниями, а также простым любопытством либо желанием «вырваться» из размеренной повседневности, следуя принципу «чтобы было, что вспомнить».