Статья:

Технологии «цветной революции»: особенности изменения политического режима (на примере Украины, 2013 - 2014 гг)

Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Ильин-Дьячков М.В. Технологии «цветной революции»: особенности изменения политического режима (на примере Украины, 2013 - 2014 гг) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(7).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Технологии «цветной революции»: особенности изменения политического режима (на примере Украины, 2013 - 2014 гг)

Ильин-Дьячков Михаил Вячеславович
магистрант, Московского Педагогического Государственного Университета, Россия, Москва

 

Искусственный характер «цвет­ных революций» проявляется в при­менении специальных технологий мобилизации общественного про­теста, используемого как ударная сила для «сноса» политической элиты. Причем эти технологии имеют во многом универсальный характер и доказали свою эффек­тивность в разных частях земного шара, что позволило говорить о воз­можности «экспорта» «цветных рево­люций».

Беспрецедентные возмож­ности традиционных и новых Web, медиа ещё больше усилили этот процесс, открыв новые горизонты для проекции «мягкой силы» в лю­бую точку мирового пространства  и «высокотехнологичного» смещения неугодных режимов.

Такое явление как «цветная революция» следует отнести к невоенным способам воздействия на политическую и социальную системы противника для достижения нужных в первую очередь США эффектов в глобальном геополитическом процессе перераспределения социальных ролей ключевых мировых держав.

В целом технологии, применяемые для организации и проведения «цветных» переворотов, в комплексе называются методом «ненасильственного давления», который был теоретически сформулирован американскими специалистами и неоднократно с разной долей успеха опробован на практике в различных регионах мира.

Согласно этой теории, для осуществления «ненасильственной» революции все возможные усилия необходимо сосредоточить на нейтрализации (разрушении) источников политической силы существующего руководства государства-мишени. Достижение этой цели становится возможным благодаря решению ряда чётко определённых задач: разрушения авторитета и легитимности государственной власти, склонения населения к неповиновению, организации региональных и общенациональных забастовок и протестов различных слоёв населения. Как говорил один из создателей технологии ненасильственных действий американец Джин Шарп: «Мирный переворот не терпит импровизаций».

Ключевыми элементами технологии «ненасильственного давления», выполняющими определённую функцию в рамках всей системы, являются следующие:

1. Выбор времени проведения «цветного» переворота.

Обычно это время организации и проведения предвыборной кампании в стране-мишени, когда происходит политическая активация населения, внушаемость масс повышается, а способность к критическому анализу, в свою очередь, снижается.

Точкой начала акций протеста является момент окончания подсчёта голосов избирателей, когда в присутствии представителей «своих» СМИ делается громкое заявление о подтасовке итогов голосования и выдвигается обвинение власти в нарушении избирательного законодательства.

С этого момента начинается внедрение в сознание граждан страны-мишени представления о том, что выборный механизм не прозрачен и не легитимен, за ним необходим контроль третьей стороны. Массово начинают создаваться разного рода комитеты «рассерженных горожан», «обманутых избирателей» и т.д. Зарождается система параллельного контроля состояния за ситуацией в стране: не только со стороны государства, но и со стороны разного рода международных организаций и «независимых» наблюдателей. На этой фазе с помощью ряда социальных технологий, используемых оппозицией, контроль за ситуацией с выборами может полностью перейти в руки третьей стороны. При этом на политическую арену оппозицией выдвигается некий «единый» кандидат, имеющий, согласно подконтрольным оппозиции СМИ, «широкую народную известность и поддержку».

2. Широкое привлечение молодёжи для участия в протестных действиях.

Анализ череды «цветных» переворотов позволяет прийти к выводу, что молодёжь, организованная в самые разные  движения и течения, является основной опорой подобного рода действий внутри государства-цели. Этому способствуют присущие молодым людям максимализм, обострённое чувство справедливости и желание перемен. При этом молодёжь лучше организована, мобильна и креативна, но не всегда чётко ориентируется как во внутриполитической, так и во внешнеполитической ситуации.

Среди молодёжи бывает модно «не любить» действующую власть, чем с успехом пользуются организаторы разного рода протестов. В то же время, молодежь легко завлечь на всевозможные курсы, тренинги и семинары, на которых организаторы будущих протестных действий обучают молодых людей методам противодействия власти, уличной тактике и т.д., выдавая это все за методы обучения лидерству и управлению персоналом и т.п. 

При этом любые попытки власти урезонить и ввести в существующие правовые рамки действия молодёжи в ходе протестов выдаются как неадекватное применение силы  и широко представляются в СМИ как пример «жестокого обращения власти со своим народом».

В ходе организации «цветных переворотов» молодежные движения «Отпор», «Кмара!», «Пора» создавали модели будущего поведения населения. Это можно выразить в виде технологической цепи организации протестного поведения (см. рис. 1).

 

Рисунок. 1. Технология организации протестного поведения

 

Провоцируемая социальная неудовлетворенность коррумпированно­стью и аморальностью власти, нечестностью выборов, нелегким имущест­венным положением были поставлены ими во главу угла, позволяя модели­ровать и управлять протестом населения. В свою очередь, когда жители, прежде всего, столиц и крупных городов увидело движение в действии, они сами решались на более активные формы протеста. Молодежные движения, организуя массовые акции протеста, запустили механизм широкого общест­венного действия.

3. Активное задействование электронных средств массовой информации и телекоммуникации, а также подконтрольных оппозиции печатных СМИ.

Благодаря подконтрольным СМИ можно легко создать в глазах населения иллюзию массового протестного движения, показать яркие акции и события, проверить достоверность которых порой бывает очень трудно.

Информационный поток, идущий со стороны организаторов «революции», выполняет следующие функции:

- ведёт непрерывную работу с массовым политическим сознанием;

- легитимизирует в глазах народа руководителей оппозиционной борьбы и их действия.

4. Использование «революционного» маркетинга, когда сама оппозиция подаётся как красивый, модный и стильный продукт. Различного рода атрибутика, элементы одежды, поддерживающие оппозиционеров выступления неформальных музыкальных групп и лидеров молодёжного мнения, - всё это является «фирменным стилем» «цветных» переворотов, привлекающим к движению протеста, в первую очередь, молодёжь. 

5. Широкое привлечение для финансирования протестных действий так называемых МНПО (международных неправительственных организаций), по сути представляющих интересы США.

В частности, координацию деятельности оппозиции и её финансирование в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве осуществляет так называемый Восточно-Европейский демократический центр, получающий собственное финансирование от разного рода агентств и фондов США.

При исследовании феномена «цветных» революций следует учитывать, что как и любой государственный переворот, «цветной» переворот имеет скрытую для большинства подготовительную фазу и фазу открытую, в ходе которой реализуется подготовленный заранее план действий.

Обобщённый алгоритм организации и проведения «цветного» переворота включает следующие звенья:

1. Выявление энергетического потенциала общественных групп, способных участвовать в революции.

2. Определение политических объединений, способных стать двигателем политического протеста.

3. Подготовка в разного рода военизированных лагерях (скаутских, пионерских, туристических и т.п.) с помощью специальных тренингов «ударных сил» для будущей революции.

4. Выстраивание цепочки практических целей, максимально приближенных к реальным потребностям и чаяниям масс страны-мишени.

5. Обеспечение преимуществ оппозиционным силам в СМИ, в первую очередь электронных.

6. Использование зрелищных массовых действий для побуждения к протестной активности всех недовольных.

7. Приведение общества в состояние анархии, начало массовых беспорядков.

8. Управление массовыми беспорядками из тщательно скрываемых центров специально подготовленными специалистами.

9. Проведение негласной чистки в госаппарате предыдущей администрации после захвата власти, расстановка своих сил в органах власти и управления, в силовых структурах и наделение их «чрезвычайными» полномочиями.

Проводятся «цветные» перевороты практически по одной и той же схеме, но с определённой спецификой, учитывающей местные особенности:

- примерно за полгода до крупных выборов (парламентских или президентских) или референдума по острым для страны вопросам создаётся молодёжная организация с коротким и броским названием («пора!», «кхмара», «отпор», «келКел» и т.п.). В этой организации без особой огласки формируется «боевое крыло» из молодых людей спортивного телосложения, активно поддерживающих идеи оппозиции;

- в выборах принимает участие «единый» кандидат от оппозиции, в это же время в социуме активно формируется неблагоприятный образ кандидата от существующей власти (осуществляется «демонизация» власти);

- после одного из туров голосования оппозиционный лидер объявляет выборный механизм непрозрачным, а результаты выборов (или референдума) - сфальсифицированными. Такую же позицию занимают и «независимые» наблюдатели. Сразу после этого при помощи «своих» СМИ, распространяющих только нужную оппозиции информацию, и активистов созданных молодёжных организаций в стране-мишени начинаются акции протеста;

- в ходе протестных акций ненасильственными методами блокируются важные государственные объекты, законное правительство утрачивает контроль над ситуацией в стране, в результате к власти приходит оппозиция.

В случае если ненасильственные акции не увенчались успехом, оппозиция начинает провоцировать власть на применение силы, вводя в акции протеста подготовленных бойцов «боевого крыла», переводя протестные действия из ненасильственной в силовую фазу. Фактически в стране-мишени начинается гражданская война.

В качестве возможных «базовых» сценариев «цветных» революций, а по сути – государственных переворотов можно выделить следующие:

- «оранжевый», «классический», подготовленный элитой неожиданный переворот, чаще всего приуроченный к выборам;

- «элитный» переворот – заговор части правящей элиты в отношении её формального лидера и/или другой части правящей элиты;

- «поход на Рим» - экспорт революции из периферии в столицу, организованный совместными усилиями столичных и региональных элит, направляющих в столицу коалицию региональных революционных сил;

- «осадное сидение» или «бастион революции» - попытка создания параллельного органа власти (штаба сопротивления), к которому должны будут примыкать всё больше и больше оппозиционеров разных мастей;

- «революция вдогонку», когда оппозиция использует беспорядки, прямо или косвенно связанные с деятельностью главы государства или правительства или с какими либо иными факторами;

- «сепаратистский» или «национально-освободительный», когда в государстве есть какая-либо многочисленная отдельная общность, отличающаяся по этническим, религиозным, социокультурным, территориальным или административно-территориальным характеристикам.

В тот или иной момент времени, не выгодный для действующей власти, местные политические или бизнес элиты этой общности ставят вопрос перед центром о собственной независимости, апеллируя к внешним силам, готовым  безоговорочно и решительно поддержать их «законные» требования и обеспечить легитимность происходящего в глазах мирового сообщества;

- «силовой захват», когда для достижения своих целей оппозиция использует угрозы применения физической и вооружённой силы и /или её реальное применение, а также захват правительственных зданий.

Таким образом, технологически­ми особенностями являются:

Первое. Революция происходит, как правило, не в авторитарных странах, а в полудемократических, где оппозиция может пользоваться почти всеми возможностями от­крытого общества.

Второе. Главная политическая сила - не партии, а широкая коали­ция неправительственных органи­заций, пользующихся зарубежной поддержкой.

Третье. В качестве ключевого момента захвата власти выступают выборы. Оппозиция заранее заяв­ляет о своей победе, а любые другие данные объявляет фальсификацией.

Четвертое. Главный метод воз­действия на действующую власть - массовые демонстрации в центре столицы, блокирование и захват клю­чевых правительственных зданий.

Пятое. При декларировании «исключительно мирного и нена­сильственного характера» отстра­нение от власти правящих элит осу­ществляется не только мирными, но и насильственными методами.

Соблюдение прав требуется не в про­цессе событий, а после них - когда всё произошедшее квалифицируется как правовые действия. Во время самих «революционных» действий оппозиция смело идёт на нарушение закона. Но при этом на начальном этапе практически не применяется физическое насилие и не использу­ется оружие.

Шестое. Ключевая роль внешних сил, которые: обеспечивают финансирование, обучение и мотивирование организаторов революции в течение не­скольких лет до её осуществления; присваивают и активно ис­пользуют статус верховного арби­тра, определяющего легитимность, - объявляют легитимными действия оппозиции, даже если они нарушают закон, и объявляют нелегитимными действия защищающейся власти; в ключевой момент они предъ­являют ультиматум действующей власти, используя зависимость пра­вящей элиты от этих внешних сил (чаще всего правящая элита держит свою собственность в банках и не­движимости внешних стран); участвуют в качестве посред­ников в переговорах в критический момент, при этом занимают не ней­тральную позицию, а играют в союзе с оппозицией.

Седьмое. «Цветные революции» организуются, как правило, не кон­трэлитой, а частью старой элиты, которая в предыдущие периоды была у власти, потом была отправлена в отставку, затем перешла в оппо­зицию и подняла идеологические лозунги. У этой оппозиции в лице бывших министров всегда есть союз­ники в числе министров нынешних, которые в решающий момент пере­ходят на сторону оппозиции.

Восьмое. Политические по­следствия сводятся, прежде всего, к смене геополитической ориентации в пользу той внешней силы, которая финансировала и легитимировала «цветную революцию».

Девятое. В отношении демокра­тических институтов такие револю­ции нейтральны. Демократии может стать больше, как в Сербии, остать­ся столько же, как было в Украине, или стать меньше, как в Грузии.

Десятое. «Цветная революция» готовится и реализуется практиче­ски открыто, публично, с использо­ванием всех современных средств массовой коммуникации: сетевого маркетинга, организации «безлидерных» движений и рекламного менеджмента гигантских партий-големов, охватывающих значительное число протестного электората всех спектров, привлечённых различными, зачастую полностью противоречащи­ми друг другу обещаниями, а также простым любопытством либо жела­нием «вырваться» из размеренной повседневности, следуя принципу «чтобы было, что вспомнить».