Некоторые аспекты совершенствования независимости судей
Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Некоторые аспекты совершенствования независимости судей
В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее по тексту – Стратегия действий). Уникальность данного документа заключается в том, что он был разработан по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население и предпринимателей вопросов, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также широкого общественного обсуждения. Как отмечает президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев, «разрабатывая ее (от автора – Стратегию), мы как бы посмотрели на себя со стороны, чтобы не только объективно оценить наш потенциал и возможности, но и обратить пристальное внимание на наши просчеты и ошибки. Стратегия — это программа реальных действий обновления».
Принятая по инициативе главы нашего государства Стратегия действий служит таким целям как коренное повышение эффективности реформ в нашей стране, создание условий для всесторонне гармоничного и ускоренного развития государства и общества, модернизация и либерализация всех сфер.
Одним из важных направлений реализуемых в Узбекистане реформ является демократизация судебно-правовой системы, обеспечение ее подлинной независимости и укрепление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Данное направление Стратегии действий связано с обеспечением верховенства закона и дальнейшим реформированием судебно-правовой системы. Обозначенные задачи в рамках указанного направления, прежде всего, нацелены на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня доступа граждан к правосудию, совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг.
В рамках реализации мер, предусмотренных Стратегией действий, главой государства был издан Указ от 21.02.2017 г. № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», а палатами Олий Мажлиса был принят Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию и иные законодательные акты страны. Указанные акты создают правовую базу для усиления судебной защиты прав и свобод граждан, обеспечению их доступа к правосудию, повышения эффективности судебной власти, расширению общественного контроля за отбором кандидатов на должности судей.
В соответствии с данным Указом образован Высший судейский совет Республики Узбекистан, который как орган судейского сообщества призван оказывать содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в нашей стране. Высший судейский совет по своей природе предназначен содействовать реализации подлинной независимости судебной власти. Согласно Указу введена совершенно новая система отбора кандидатов и назначения на должности судей, в которой принимают участие представители самого судейского корпуса, а также общественных организаций. Именно Высший судейский совет наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.
Высший судейский совет состоит из председателя Совета, назначаемого Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан, и двадцати членов Совета, утверждаемых из числа судей, а также представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и квалифицированных специалистов в области права. Часть членов судейского совета осуществляет свою деятельность на постоянной основе, другая часть — на общественных началах.
Данная структура направлена на создание механизма открытого и прозрачного формирования судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, способствовать организации профессиональной подготовки кандидатов и судей, наладить диалог судейского сообщества с населением [1].
Создание этой организационной структуры имеет жизненно важное значение, и в то же время необходимо предпринять необходимые шаги для улучшения ее функционирования.
Путем изучения аналитических и сравнительных, а также теоретических и практических знаний, основанных на опыте зарубежных стран чтобы улучшить деятельность независимой судебной системы рекомендуется реализовать следующее:
Целесообразно ввести практику официального опубликования Советом информации непосредственно на его веб-сайте или в соответствующей прессе о резервировании кандидатов впервые при исполнении служебных обязанностей.
Необходимо расширить участие Ассоциации судей в отборе, резервировании и переподготовке судей, а также назначении судей на следующий срок полномочий.
Обеспечение иммунитета судей является важной гарантией их независимости. В связи с этим развивается теоретическое определение понятия «судебный иммунитет». Иммунитет судей отражается не только в их уголовной и административной ответственности, но и в их защите от произвольной дисциплинарной и гражданской ответственности [2].
Необходимо внести изменения в законодательство о возбуждение уголовного дело в отношении судей, процедурам подачи такого дела в Совет, а также по срокам его рассмотрения. Кроме того, согласно следующей процедуре следственные действия в отношении судей должны проводиться только по официальному запросу Генерального прокурора Республики Узбекистан с одобрения Верховного суда или Высшего совета судей. Это соответствует лучшим практикам зарубежных стран. Рассмотрение уголовных дел в отношении судей всей судебной системы в Республике Узбекистан, независимо от судебной системы, должно быть включено в юрисдикцию Верховного суда. Подобная практика наблюдается во многих зарубежных странах и странах СНГ. Вопрос об их дисциплинарной ответственности играет важную роль в обеспечении иммунитета судей.
Необходимо повысить уровень квалификации судей для исследований, сохранить его / ее уровень квалификации при переходе от судебной системы к другой государственной службе, сохранить вознаграждение за долгосрочную карьеру в качестве судьи, а также установить оклад для ученых степеней и ранговых окладов для судей; предложения по установлению законодательных норм, касающихся почетного отставки судей [3].
С учетом Конституции, верховенства закона и на основе зарубежного опыта необходимо принять Закона Республики Узбекистан «О отборе и подготовке кандидатов в судьи». В частности, в законопроекте должно быть указано следующее: статус кандидата на должность судьи, а именно, кто может участвовать в конкурсе на должность судьи, критерии и основания для ограничения участия кандидатов в конкурсе; формы и методы специальной проверки кандидатов соответствующими правоохранительными органами; порядок и основания для зачисления в резерв начинающих кандидатов, продолжительность обучения, уровень теоретических знаний, а также процесс, содержание и основания для сдачи экзаменов; медицинские записи, определение результатов специальных экзаменов кандидатов на основе психологических экспертиз, сроков рассмотрения документов кандидата на каждом этапе по этапам, связанным с организацией и проведением конкурса, осуществлением судебных полномочий кандидатов; система подготовки кандидатов на должность и концепция непрерывной подготовки судей и другие положения.
Должно быть реализовано введении специальной системы электронного программирования для формирования судебной системы. В частности, внедрение специальной системы электронного программирования для формирования судебной системы позволит сформировать комплексную базу данных процессов и баз данных, начиная с потенциальных кандидатов на пенсию. Это повысит эффективность системы электронного документооборота в работе соответствующих жюри, региональных комиссий и Совета. Запуск этой программы, в первую очередь, предотвратит чрезмерную бумажную работу; во-вторых, он позволяет анализировать результаты предварительного изучения наиболее подходящих кандидатов в судебные органы на основе их онлайновых данных; в-третьих, это экономит время; В-четвертых, он создаст четкую и всеобъемлющую базу данных кандидатов и судей; в-пятых, он позволяет отбирать кандидатов в судьи без сбора дополнительных документов; В-шестых, это создаст условия для ускорения процедур и процедур формирования судебной власти.