Статья:

Анализ тенденций развития систем телекоммуникаций

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Бухтиярова А.В. Анализ тенденций развития систем телекоммуникаций // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(54).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ тенденций развития систем телекоммуникаций

Бухтиярова Анна Витальевна
студент, кафедра «Радиоэлектроника», Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Звездина Марина Юрьевна
научный руководитель, д-р физ.-мат. наук, доцент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

На пути к формированию новой постиндустриальной (информационной) цивилизации наиболее важным условием является широкополосная связь. Доступность и широкое распространение высокоскоростного доступа к сети Интернет привело к возникновению так называемого, информационного общества (ИО), где инфокоммуникационные технологии оказывают существенное влияние на экономический рост и производительность труда.

Таблица 1.

Основные особенности информационного общества

С технической точки зрения

С социально-экономической точки зрения

Использование смартфонов для мобильного широкополосного доступа к сети Интернет

Общество представляет собой единую информационную цивилизацию, где информация считается культурной ценностью

Снижение стоимости трафика мобильного широкополосного доступа

Информация является главным фактором в формировании экономики, и выступает в качестве ресурса, услуг, товара и источника добавленной стоимости

Наличие специальных средств для хранения, использования и распределения информации

Создание доступного информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей в различных сферах жизни. Включает также информатизацию предприятий, государственных учреждений, фирм и организаций, внедрение во все сферы жизни информационных технологий

Безопасность информации и доступа к знаниям

Проникновение технологий в бизнес, вследствие стремительного развития онлайн-приложений и возможности повсеместного широкополосного доступа

 

Информационное общество определяет этап развития инфокоммуникационных технологий, когда внедрение сотовой связи и смартфонов становится неотъемлемой составляющей жизни граждан и формирования национальной экономики. В таблице 2 приведены показатели развития ИО.

Таблица 2.

Показатели развития информационного общества

 

2013

2014

2015

2016

2017

Число телефонных аппаратов фиксированной связи в расчете на 100 человек населения, шт.

28,9

26,8

24,8

23,3

22,2

Число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи в расчете на 100 человек населения, ед.

151,9

153,5

155,1

156,1

154,8

Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету в расчете на 100 чел. населения, ед

16,5

17,0

18,3

18,6

20,9

Число абонентов беспроводного широкополосного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения, ед

59,9

65,2

69,1

72,4

80,5

Удельный вес населения, использующего сеть Интернет в общей численности населения, проценты

71,4

74,1

77,7

80,8

83,7

Удельный вес населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения, получающего государственные и муниципальные услуги, проценты

30,8

35,2

39,6

51,3

64,3

Удельный вес организаций, использующих Интернет для взаимодействия с клиентами, в общем их числе, проценты

24,1

53,1

59,2

61,6

76,4

Удельный вес населения, использующего Интернет для заказа товаров и услуг за последние 12 месяцев, в общей численности населения  в возрасте 15-74 лет, проценты

15,3

17,8

19,6

23,1

29,7

Оплата товаров и услуг, заказанных

населением через сеть Интернет

(в процентах):     

      -с помощью банковской карты

 

 

 

60,2

 

68,4

 

75,9

      -наличными по факту доставки

38,3

36,7

33,9

      -с помощью мобильного телефона

      (включая онлайн банкинг и SMS)

 

 

7,1

7,6

10,2

Тарифы на услуги доступа к Интернету,

в процентах к среднедушевым доходам

      -абонентская плата за Интернет

2,1

2,0

1,9

1,8

1,2

      -абонентская плата за мобильный Интернет

0,9

0,8

0,8

0,6

Удельный вес населения, не сталкивающегося с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использующего сеть Интернет, проценты

43, 2

48,9

65,8

68,9

71,2

 

Согласно данным, приведенным в таблице 2, количество абонентов беспроводной сотовой связи в расчете на 100 человек населения составляет 154,8 абонентских номера, это говорит о том, что на каждого второго гражданина России, в среднем, приходится два абонентских номера мобильной связи.

Данное явление обусловлено стремительным развитием скорости передачи данных и возникновением, так называемого, широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет, что за последние годы на российском телекоммуникационном рынке стал одним из наиболее динамичных. Технологии ШПД позволяют обеспечить широкую передачу данных по беспроводным каналам данных, что на сегодняшний день, с потребительской точки зрения, является наиболее важной характеристикой.

 

Рисунок 1. Абоненты широкополосного доступа (единиц на 100 человек населения)

 

На рисунке 1 наглядно представлена динамика использования широкополосного доступа в России. Анализируя рисунок можно сказать, что только с 2012 по 2017 год количество абонентов беспроводного ШПД увеличилось с 52,7% до 80,5%, где число абонентов мобильного доступа составляет 79,2%. Следует заметить, что в 2005 году число абонентов беспроводной ШПД достигало всего 3% на сто человек населения. Быстрый темп развития беспроводной связи обусловлен большей востребованностью и экономичностью подвижной связи на современном этапе. Это подтверждается также тем, что число абонентов широкополосного фиксированного доступа растёт менее значительно – всего на 6,5% за исследуемый период, что. Этим же объясняется снижение количества телефонных аппаратов фиксированной связи, которые из-за глобальной конкуренции и постоянного обновления инфокоммуникационных технологий теряют свою актуальность и, в соответствии с данными приведенными в таблице 2, не превышают 23 ТА на 100 человек.

Применение и распространение ШПД обеспечивает появление большого количества Интернет-приложений (онлайн-банкинг и мобильный банк, Интернет-магазины, Интернет-сервисы, цифровая логистика, Интернет-рекрутмент и тд.), абоненты все чаще используют глобальную сеть с целью получения онлайн-услуги, осуществления мгновенных операций, заработка или осуществления покупок. На сегодняшний день, стремительно набирают популярность онлайн продажи и интернет-бизнес. Количество людей, отдающих предпочтение покупкам «в один клик», только за 2017 год достигло значения в ~30% от общей численности людей, совершающих покупки. Таким образом, Интернет-приложения создают предпосылки для становления и реализации экономики цифрового типа, являющейся фундаментом становления информационного общества.

Снижение стоимости тарифов на услуги доступа к сети Интернет, также является важным показателем ИО. Так, на основании таблицы 2 с 2013 по 2017 год абонентская плата за Интернет снизилась практически вдвое на услуги фиксированного доступа, и на треть на услуги мобильного доступа к сети Интернет. Возможность подключения к глобальной сети становится более доступной и экономичной.

Также следует отметить, внедрение информационных технологий в сферу государственных услуг. Появилась и стремительно развивается возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные или муниципальные органы, к которой подключились уже около 60 млн. россиян. Процент людей, получающих государственные и муниципальные услуги в сети Интернет от общей численности населения, получающего данные услуги в 2017 году достиг значения в 64%, что на 34% больше, чем в 2013.

Анализируя приведенные данные можно сделать вывод о том, что за пять лет некоторые показатели существенно возросли, но, несмотря на это, Российская Федерация не занимает лидирующих позиций в международных рейтингах стран, служащих инструментами оценки развития информационного общества, среди которых: Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI); Индекс готовности к сетевому обществу (Network Readiness Index, NRI); Индекс развития электронного правительства (E-government Development Index, EGDI); Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index, KEI). Улучшение позиций России в международных рейтингах (в частности, сохранение позиции в числе 45 ведущих стран мира в рейтинге Индекса развития ИКТ) является важнейшей задачей государства. С этой целью государством была поставлена задача внедрения и развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации в обществе и повышение интенсивности их использования, формирование цифровой экономики, обеспечение компьютерной грамотности населения и обеспечение государства профессиональными ИКТ-кадрами. Для решения поставленных задач и создания эффективных условий развития информационного общества в России была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, обеспечение конкурентоспособности страны, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение национальных интересов граждан в области инфокоммуникаций и формирование национальной цифровой экономики.

 

Список литературы:
1 Информационное общество в Российской Федерации / М.А. Сабельни-кова [и др.] // Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 
2 Современное развитие телекоммуникационных систем и компьютерных сетей: монография/ М.Ю. Звездина [и др.]. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. 89 с.
3 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития инфор-мационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» от 09.05.2017 г. № 203