Анализ тенденций развития систем телекоммуникаций
Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ тенденций развития систем телекоммуникаций
На пути к формированию новой постиндустриальной (информационной) цивилизации наиболее важным условием является широкополосная связь. Доступность и широкое распространение высокоскоростного доступа к сети Интернет привело к возникновению так называемого, информационного общества (ИО), где инфокоммуникационные технологии оказывают существенное влияние на экономический рост и производительность труда.
Таблица 1.
Основные особенности информационного общества
С технической точки зрения |
С социально-экономической точки зрения |
Использование смартфонов для мобильного широкополосного доступа к сети Интернет |
Общество представляет собой единую информационную цивилизацию, где информация считается культурной ценностью |
Снижение стоимости трафика мобильного широкополосного доступа |
Информация является главным фактором в формировании экономики, и выступает в качестве ресурса, услуг, товара и источника добавленной стоимости |
Наличие специальных средств для хранения, использования и распределения информации |
Создание доступного информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей в различных сферах жизни. Включает также информатизацию предприятий, государственных учреждений, фирм и организаций, внедрение во все сферы жизни информационных технологий |
Безопасность информации и доступа к знаниям |
Проникновение технологий в бизнес, вследствие стремительного развития онлайн-приложений и возможности повсеместного широкополосного доступа |
Информационное общество определяет этап развития инфокоммуникационных технологий, когда внедрение сотовой связи и смартфонов становится неотъемлемой составляющей жизни граждан и формирования национальной экономики. В таблице 2 приведены показатели развития ИО.
Таблица 2.
Показатели развития информационного общества
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Число телефонных аппаратов фиксированной связи в расчете на 100 человек населения, шт. |
28,9 |
26,8 |
24,8 |
23,3 |
22,2 |
Число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи в расчете на 100 человек населения, ед. |
151,9 |
153,5 |
155,1 |
156,1 |
154,8 |
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету в расчете на 100 чел. населения, ед |
16,5 |
17,0 |
18,3 |
18,6 |
20,9 |
Число абонентов беспроводного широкополосного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения, ед |
59,9 |
65,2 |
69,1 |
72,4 |
80,5 |
Удельный вес населения, использующего сеть Интернет в общей численности населения, проценты |
71,4 |
74,1 |
77,7 |
80,8 |
83,7 |
Удельный вес населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения, получающего государственные и муниципальные услуги, проценты |
30,8 |
35,2 |
39,6 |
51,3 |
64,3 |
Удельный вес организаций, использующих Интернет для взаимодействия с клиентами, в общем их числе, проценты |
24,1 |
53,1 |
59,2 |
61,6 |
76,4 |
Удельный вес населения, использующего Интернет для заказа товаров и услуг за последние 12 месяцев, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет, проценты |
15,3 |
17,8 |
19,6 |
23,1 |
29,7 |
Оплата товаров и услуг, заказанных населением через сеть Интернет (в процентах): -с помощью банковской карты |
|
|
60,2 |
68,4 |
75,9 |
-наличными по факту доставки |
… |
… |
38,3 |
36,7 |
33,9 |
-с помощью мобильного телефона (включая онлайн банкинг и SMS) |
|
|
7,1 |
7,6 |
10,2 |
Тарифы на услуги доступа к Интернету, в процентах к среднедушевым доходам -абонентская плата за Интернет |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,2 |
-абонентская плата за мобильный Интернет |
… |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
Удельный вес населения, не сталкивающегося с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использующего сеть Интернет, проценты |
43, 2 |
48,9 |
65,8 |
68,9 |
71,2 |
Согласно данным, приведенным в таблице 2, количество абонентов беспроводной сотовой связи в расчете на 100 человек населения составляет 154,8 абонентских номера, это говорит о том, что на каждого второго гражданина России, в среднем, приходится два абонентских номера мобильной связи.
Данное явление обусловлено стремительным развитием скорости передачи данных и возникновением, так называемого, широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет, что за последние годы на российском телекоммуникационном рынке стал одним из наиболее динамичных. Технологии ШПД позволяют обеспечить широкую передачу данных по беспроводным каналам данных, что на сегодняшний день, с потребительской точки зрения, является наиболее важной характеристикой.
Рисунок 1. Абоненты широкополосного доступа (единиц на 100 человек населения)
На рисунке 1 наглядно представлена динамика использования широкополосного доступа в России. Анализируя рисунок можно сказать, что только с 2012 по 2017 год количество абонентов беспроводного ШПД увеличилось с 52,7% до 80,5%, где число абонентов мобильного доступа составляет 79,2%. Следует заметить, что в 2005 году число абонентов беспроводной ШПД достигало всего 3% на сто человек населения. Быстрый темп развития беспроводной связи обусловлен большей востребованностью и экономичностью подвижной связи на современном этапе. Это подтверждается также тем, что число абонентов широкополосного фиксированного доступа растёт менее значительно – всего на 6,5% за исследуемый период, что. Этим же объясняется снижение количества телефонных аппаратов фиксированной связи, которые из-за глобальной конкуренции и постоянного обновления инфокоммуникационных технологий теряют свою актуальность и, в соответствии с данными приведенными в таблице 2, не превышают 23 ТА на 100 человек.
Применение и распространение ШПД обеспечивает появление большого количества Интернет-приложений (онлайн-банкинг и мобильный банк, Интернет-магазины, Интернет-сервисы, цифровая логистика, Интернет-рекрутмент и тд.), абоненты все чаще используют глобальную сеть с целью получения онлайн-услуги, осуществления мгновенных операций, заработка или осуществления покупок. На сегодняшний день, стремительно набирают популярность онлайн продажи и интернет-бизнес. Количество людей, отдающих предпочтение покупкам «в один клик», только за 2017 год достигло значения в ~30% от общей численности людей, совершающих покупки. Таким образом, Интернет-приложения создают предпосылки для становления и реализации экономики цифрового типа, являющейся фундаментом становления информационного общества.
Снижение стоимости тарифов на услуги доступа к сети Интернет, также является важным показателем ИО. Так, на основании таблицы 2 с 2013 по 2017 год абонентская плата за Интернет снизилась практически вдвое на услуги фиксированного доступа, и на треть на услуги мобильного доступа к сети Интернет. Возможность подключения к глобальной сети становится более доступной и экономичной.
Также следует отметить, внедрение информационных технологий в сферу государственных услуг. Появилась и стремительно развивается возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные или муниципальные органы, к которой подключились уже около 60 млн. россиян. Процент людей, получающих государственные и муниципальные услуги в сети Интернет от общей численности населения, получающего данные услуги в 2017 году достиг значения в 64%, что на 34% больше, чем в 2013.
Анализируя приведенные данные можно сделать вывод о том, что за пять лет некоторые показатели существенно возросли, но, несмотря на это, Российская Федерация не занимает лидирующих позиций в международных рейтингах стран, служащих инструментами оценки развития информационного общества, среди которых: Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI); Индекс готовности к сетевому обществу (Network Readiness Index, NRI); Индекс развития электронного правительства (E-government Development Index, EGDI); Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index, KEI). Улучшение позиций России в международных рейтингах (в частности, сохранение позиции в числе 45 ведущих стран мира в рейтинге Индекса развития ИКТ) является важнейшей задачей государства. С этой целью государством была поставлена задача внедрения и развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации в обществе и повышение интенсивности их использования, формирование цифровой экономики, обеспечение компьютерной грамотности населения и обеспечение государства профессиональными ИКТ-кадрами. Для решения поставленных задач и создания эффективных условий развития информационного общества в России была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, обеспечение конкурентоспособности страны, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение национальных интересов граждан в области инфокоммуникаций и формирование национальной цифровой экономики.