Статья:

Проблема смысла жизни в философии

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Ильин В.В. Проблема смысла жизни в философии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(52).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема смысла жизни в философии

Ильин Владимир Витальевич
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Волков Михаил Павлович
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Проблема поиска смысла жизни является одной из самых сложных проблем, рассматриваемых в философии. Ведь человек живет не просто так, его жизнь должна содержать какие-либо цели и задачи, иначе его бытие будет просто бессмысленным.

Однако поиском смысла жизни занимается только человек, в отличии от представителей остального живого мира.

Поэтому, осознавая ценность бытия, человек строит свой жизненный путь таким образом, чтобы он был наполнен успехом. Это порождает страх перед жизненной ошибкой, внутреннюю напряженность в стрессовых ситуациях и пр. Человек понимает, что его жизнь конечна.

У каждого человека может быть свое мнение по этой философской проблеме. Кто-то будет считать, что смысл жизни- оценка прожитой жизни, выполнение задач и достижение целей на ее протяжении.

Другой будет утверждать, что смысл жизни- в понимании самой сущности жизни. То есть ответ на этот вопрос не будет одинаковым для всех, для каждого он свой.

На протяжении большого количества времени сформировались следующие подходы к пониманию данной проблемы:

1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;

2) смысл жизни заключается в самой жизни;

3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;

4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;

5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.

Эпикур и его последователи считали, что цель человеческой жизни – получение удовольствия. Под удовольствием понимается не только чувственное наслаждение, но и избавление от физической боли, страха, душевного беспокойства. В качестве идеала – жизнь в укромном месте, в тесном кругу близких.

Древнегреческий философ Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого- душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа в таком случае преобладает над физической.

Привлекает внимание своей смелостью точка зрения философов, являющихся последователями экзистенциализма. К представителям данного течения относятся: Альбер Камю, Жан Поль Сартр,  Мартин  Хайдеггер и др.

Камю в своих трудах ставит следующий вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?». Философ приходит к выводу, что человеческая жизнь представляет собой абсурд. Но по его мнению, из абсурда также есть свой выход- самоубийство. Только человек способен на такой поступок, так как знает, что в любом случае в конце жизни его ожидает смерть.

Сартр писал:  «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» [1, с. 147].

Киники(Антисфен, Диоген, Синопский)-представители одной из сократических школ греческой философии- предполагали, что вся деятельность человека направлена на достижении счастья. По их учению, счастье есть в умении радоваться малому и избегать зла. Все это  делает человека независимым. Человек должен стремиться к своей независимости от внешнего мира, к внутренней гармонии и покою. Но при этом независимость в понимании киников- это крайний индивидуализм, отрицание семьи, искусства, культуры.

Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

С точки зрения отдельного человека смысл жизни- элемент духовной жизни человека. Человек, независимо от других, сам определяет его, опираясь на свой опыт и ценности. С точки зрения человека как представителя человечества смысл жизни предполагается как способ существования человечества в целом. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.

В истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла и содержания жизни человека. Эта проблема имеет не только прагматическое, но и гораздо более важное- моральное значение, ибо в поступке проявляется смысложизненность человеческого бытия и именно в человеке скрыто решение этой проблемы.[2, с.5]

Исходя из вышеизложенного, можно твердо сказать, что у каждого взгляд на проблему смысла жизни свой.

Но это и неудивительно, ведь у каждого человека своя жизнь, свои ценности и свои цели.

Данная проблема не имеет своего единственного решения, поэтому на протяжении многих столетий философы искали «правду», но так и не сошлись на едином мнении.

 

Список литературы:
1. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартр / М.А.Киссель - Лениздат, 1976. – С. 239.
2. Петров Г. В.  Философия смысла жизни.  Псков. ПГПИ.  2002. – С. 80.