Проблема смысла жизни в философии
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Философия
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблема смысла жизни в философии
Проблема поиска смысла жизни является одной из самых сложных проблем, рассматриваемых в философии. Ведь человек живет не просто так, его жизнь должна содержать какие-либо цели и задачи, иначе его бытие будет просто бессмысленным.
Однако поиском смысла жизни занимается только человек, в отличии от представителей остального живого мира.
Поэтому, осознавая ценность бытия, человек строит свой жизненный путь таким образом, чтобы он был наполнен успехом. Это порождает страх перед жизненной ошибкой, внутреннюю напряженность в стрессовых ситуациях и пр. Человек понимает, что его жизнь конечна.
У каждого человека может быть свое мнение по этой философской проблеме. Кто-то будет считать, что смысл жизни- оценка прожитой жизни, выполнение задач и достижение целей на ее протяжении.
Другой будет утверждать, что смысл жизни- в понимании самой сущности жизни. То есть ответ на этот вопрос не будет одинаковым для всех, для каждого он свой.
На протяжении большого количества времени сформировались следующие подходы к пониманию данной проблемы:
1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;
2) смысл жизни заключается в самой жизни;
3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;
4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;
5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.
Эпикур и его последователи считали, что цель человеческой жизни – получение удовольствия. Под удовольствием понимается не только чувственное наслаждение, но и избавление от физической боли, страха, душевного беспокойства. В качестве идеала – жизнь в укромном месте, в тесном кругу близких.
Древнегреческий философ Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого- душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа в таком случае преобладает над физической.
Привлекает внимание своей смелостью точка зрения философов, являющихся последователями экзистенциализма. К представителям данного течения относятся: Альбер Камю, Жан Поль Сартр, Мартин Хайдеггер и др.
Камю в своих трудах ставит следующий вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?». Философ приходит к выводу, что человеческая жизнь представляет собой абсурд. Но по его мнению, из абсурда также есть свой выход- самоубийство. Только человек способен на такой поступок, так как знает, что в любом случае в конце жизни его ожидает смерть.
Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» [1, с. 147].
Киники(Антисфен, Диоген, Синопский)-представители одной из сократических школ греческой философии- предполагали, что вся деятельность человека направлена на достижении счастья. По их учению, счастье есть в умении радоваться малому и избегать зла. Все это делает человека независимым. Человек должен стремиться к своей независимости от внешнего мира, к внутренней гармонии и покою. Но при этом независимость в понимании киников- это крайний индивидуализм, отрицание семьи, искусства, культуры.
Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.
С точки зрения отдельного человека смысл жизни- элемент духовной жизни человека. Человек, независимо от других, сам определяет его, опираясь на свой опыт и ценности. С точки зрения человека как представителя человечества смысл жизни предполагается как способ существования человечества в целом. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.
В истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла и содержания жизни человека. Эта проблема имеет не только прагматическое, но и гораздо более важное- моральное значение, ибо в поступке проявляется смысложизненность человеческого бытия и именно в человеке скрыто решение этой проблемы.[2, с.5]
Исходя из вышеизложенного, можно твердо сказать, что у каждого взгляд на проблему смысла жизни свой.
Но это и неудивительно, ведь у каждого человека своя жизнь, свои ценности и свои цели.
Данная проблема не имеет своего единственного решения, поэтому на протяжении многих столетий философы искали «правду», но так и не сошлись на едином мнении.