Признаки потребителя как слабой стороны договора
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Признаки потребителя как слабой стороны договора
Установление ограничений принципа свободы договора в отношениях с потребителями обусловлено в первую очередь стремлением законодателя защитить интересы слабой стороны договора.
Следует отметить, что на необходимость защиты слабой стороны гражданского правоотношения в целом обращали внимание еще дореволюционные ученые-цивилисты. Так, Ю.С. Гамбаров подчеркивал важность повышенной защиты тех категорий граждан, которые лишены возможности защитить свои права самостоятельно [1, с. 266].
Более того, представляется возможным согласиться с М.Ю. Челышевым, отмечающим, что принцип толкования правовых норм в пользу слабой стороны действует не только в гражданских правоотношениях, а носит межотраслевой характер, что не может не говорить о высокой значимости данного принципа [2, с. 40].
В связи с этим возникает вопрос о том, на основании каких критериев можно определить, какая из сторон договора является слабой. Так, Е.В. Вавилин выделяет четыре основных критерия, на основании которых определяется слабая сторона договора.
Во-первых, это лексический, или номинативный критерий, в соответствии с которым слабой стороной является должник, на которого возложена обязанность по совершению указанных в договоре действий в пользу другого лица.
Во-вторых, это формальный (нормативный) критерий, согласно которому слабой стороной является кредитор в правоотношении, наделяемый определенными правомочиями по защите своих прав.
В-третьих, это договорной критерий, в соответствии с которым слабой стороной является тот участник правоотношения, который обладает менее значительной экономической базой, более низкими статусными возможностями по сравнению с его контрагентом.
В-четвертых, это организационный критерий, согласно которому слабой является та сторона, которая обладает субъективным правом, формы и способы реализации, механизм осуществления которого несовершенны ввиду тех или иных недостатков нормативно-правовых актов, закрепляющих данное право [3, с. 12].
Изложенные критерии представляются достаточно расплывчатыми и противоречивыми: так, первые два критерия взаимно исключают друг друга, поскольку согласно указанным критериям слабой стороной договора являются и должник, и кредитор. В наибольшей мере представляется возможным согласиться с «договорным» критерием. Однако, более точно и подробно данный критерий проанализирован Д.В. Славецким, выделяющим следующие признаки слабой стороны договора:
а) повышенная заинтересованность одного из субъектов договора в заключении договора по сравнению с его контрагентом;
б) отсутствие у одного из субъектов договора достаточной информации относительно предмета деятельности контрагента по договору, предлагаемых товаров и услуг;
в) отсутствие у одного из субъектов договора достаточной информации относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов договорных отношений;
г) необдуманность решения о заключении договора, принятого в условиях, очевидно способствующих принятию одним из субъектов договора необдуманного решения и позволяющих утверждать об отсутствии соответствия воли субъекта, принявшего решение, его волеизъявлению [4, с. 135].
Можно заметить, что потребитель соответствует всем перечисленным признакам слабой стороны договора.
Во-первых, он в большей мере заинтересован в заключении договора по сравнению с предпринимателем – его контрагентом, поскольку для потребителя заключение договора обусловлено необходимостью удовлетворения определенных потребностей, а не извлечения прибыли.
Во-вторых, несмотря на обязанность лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предоставлять потребителю всю необходимую информацию о предлагаемых ему товарах, работах, услугах, данная обязанность не всегда исполняется, в связи с чем у потребителя зачастую отсутствует полная информация о предмете деятельности его контрагента и о предлагаемых товарах и услугах, об их качестве и иных характеристиках [5, с. 7-15].
В-третьих, во многом в связи с низким уровнем юридической грамотности у потребителя, как правило, отсутствует достаточная информация относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов договорных отношений [6, с. 327].
В-четвертых, для потребителей зачастую характерно принятие необдуманных решений о заключении договора, чему, как правило, способствуют лица, осуществляющее предпринимательскую деятельность, зачастую использующие различные методы психологического воздействия, побуждающие потребителя заключить договор как можно скорее, не анализируя другие рыночные предложения [7, с. 5-13.
Таким образом, очевидна необходимость установления ограничений договорной свободы в целях защиты прав потребителя, учитывая, что в силу недостаточности правовых и специальных знаний, переговорных возможностей, зачастую невнимательного чтения или непонимания условий договора он является слабой стороной договора.