Историческая память и деятельность земского и городского самоуправления Смоленской губернии в области культуры
Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Историческая память и деятельность земского и городского самоуправления Смоленской губернии в области культуры
Великие реформы Александра II, проведенные во второй половине XIX века, стали новым этапом социально-экономического развития русского государства. Отмена крепостного права внесла серьезные изменения в устройство сословного общества. Крестьяне, получив свободу от помещиков, стали самостоятельными участниками правовых отношений, что послужило дальнейшему развитию системы местного самоуправления.
Началом реформирования системы местного самоуправления стало издание 1 января 1864 года «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с этим Положением были образованы земства — органы местного самоуправления, основанные на выборном начале, призванные решать хозяйственные и социальные вопросы местного значения.
Спектр вопросов местного значения, поставленных перед земствами, оказался достаточно широк. Рассмотрев обзор деятельности Смоленского губернского земства в период с 1866-1880 годы, следует отметить следующие вопросы, решаемые данным органом местного самоуправления. В первую очередь это вопросы народного образования, продовольствия, общественного призрения, медицинской и дорожной части [1].
Кроме хозяйственных и социальных проблем местного значения Смоленское земство занималось сохранением исторической памяти, которая является основой народного самосознания. Влияние Смоленского земства на сбережение культурного наследия Смоленской губернии оказалось достаточно велико, чтобы говорить о целенаправленной работе представителей органов местного самоуправления России в пореформенный период.
Большое значение в сохранении исторической памяти имела деятельность Смоленской городской управы, благодаря которой 20 мая 1885 года состоялось открытие памятника прославленному русскому композитору М.И. Глинке. Уникальность данного монумента заключалась в том что это один из первых памятников, воздвигнутых в честь деятеля искусства.
Подготовкой открытия монумента руководил специальный комитет, образованный при городской управе, который составил программу открытия монумента и список гостей приглашенных на церемонию открытия. Возглавлял комиссию городской губернский предводитель дворянства В.Г. Оболенский. Кроме составления программы открытия в обязанности комитета входило обеспечение условий проживания, приглашенных гостей города. Работа в этом направлении велась под контролем губернского предводителя смоленского дворянства [3].
На установку монумента и церемонию открытия было собрано 10 000 рублей. Из представленной суммы 5000 рублей пожертвовал император Александр III [4]. На церемонию открытия были приглашены артисты из Московской и Петербургской оперы, представители газеты «Московский листок» и «Новое время». Выдающиеся композиторы такие как П.И. Чайковский, А.С. Аренский, М.А. Балакирев прибыли в Смоленск чтобы отдать дань уважения творчеству М.И. Глинки.
Следует отметить высокий уровень организации комитетом церемонии открытия памятника. Члены комиссии находились на станции Смоленск при прибытии каждого поезда с гостями 18 и 19 мая 1885 года. Жандармские и полицейские чины должны были указать членов комиссии [3]. Программа открытия памятника была рассчитана на два дня. 20 мая 1885 года в 10 часов утра в Смоленском Успенском кафедральном соборе состоялась заупокойная литургия с панихидою. В час дня по полудню в зале Дворянского собрания прошло чрезвычайное заседание комитета, прием гостей и депутаций, открытие памятника и передача его городу. Завершился первый день открытия монумента концертом в Летнем театре. 21 мая в 3 часа дня в зале Дворянского собрания, состоялся праздничный обед, после которого гости отправились на концерт в Летний театр. За время всех праздничных концертов оркестр военной музыки исполнял произведения М.И. Глинки [5].
Автор памятника Глинки скульптор А.Р. Фон-Бок и архитектор И.С. Богомолов. В соответствии с замыслом скульптора композитор находится у пюпитра с дирижерской палочкой в руке. Обращенный спиною к пюпитру скульптор изображает Глинку не только в качестве дирижера но и композитора, сочиняющего собственные произведения. Монумент окружает декоративная ограда, имеющая форму нотных строк с записанными 24 отрывками из произведений композитора.
Создание и открытие памятника Глинки стало важным этапом в деятельности Смоленской городской управы по сохранению исторической памяти о прославленном композиторе. Памятник решает ключевую задачу, заключающуюся с одной стороны в сохранении памяти о Глинке как исторической фигуре, а с другой стороны в сохранении памяти о творческом наследии композитора, признанного во всем мире. Учитывая место рождения Глинки (село Новоспасское Смоленской губернии), монумент стал важным элементом сохранения исторической памяти регионального уровня, так как М.И. Глинка родился на территории Смоленской губернии.
Средством сохранения исторической памяти является установление и празднование знаменательных дат, посвященных важным историческим событиям, культурным и государственным деятелям. В России 26 мая 1899 года прошли масштабные торжества посвященные юбилею со дня рождения русского поэта А.С. Пушкина. В честь данного знаменательного события было выпущено собрание сочинений поэта в двух изданиях. Первое издание предназначалось для гимназий, прогимназий, городских и духовных училищ. Второе издание для начальных народных училищ, церковно-приходских школ, народа и войска. Ко второму изданию прилагался юбилейный подарок: картина изображающая императоров Павла I, Николая I, Николая II и А.С. Пушкина с описанием его биографии и списком важнейших произведений [6].
В Смоленске усилиями городской управы в память о юбилее поэта провели массовые гулянья в центре города. 30 мая 1899 года были организованы на плац-парадном месте в Лопатинском саду гулянья с музыкой и плясками. По договоренности с начальником гарнизона московских войск вышло распоряжение о предоставлении для празднования юбилея Пушкина с 5 часов вечера трех оркестров музыки и двух хоров. Для охраны Лопатинского сада выделялось 100 полицейских чинов с 4 часов вечера [7].
Городская дума, отмечая важность юбилея Пушкина, утвердила при 1 Смоленском городском училище стипендию на одного ученика, которая вносилась в смету городских расходов, начиная с 1900 года. Таким образом, сохранение исторической памяти и поддержание народного образования объединились в единый процесс, способствуя пониманию значимости литературного наследия А.С. Пушкина [8].
Сохраняют историческую память создание музеев и музейных комплексов. В зависимости от выбранной тематики и экспозиции, музеи обеспечивают сохранение исторической памяти, касающейся определенного периода истории и культурного развития государства. В Смоленске важным объектом национально-культурного наследия является музей «Русская стирина», образованный по инициативе княгини М.К. Тенишевой и открытый для всеобщего обозрения 1909 году. Экспозиция музея состояла из произведений русского народного искусства, храмового искусства, предметов крестьянского быта, позволяющих познакомится с культурными традициями России.
В Становлении музея принимала участие Смоленская городская дума. 27 мая 1903 года городской голова О.Н. Воейков получил от смоленского губернатора Н.А. Звегинцева письмо от М.К. Тенишевой с просьбой устроить в Смоленске здание, в котором на постоянной основе могли находится предметы из личного собрания княгини имеющие художественно-историческое значение. В дальнейшем образованный музей после смерти Тенишевой должен был отойти в дар городу. Для постройки здания музея княгиня Тенишева подала прошение в городское управление выделить участок земли на Молоховской площади по Рославльскому шоссе около 500-600 кв. сажень.
В ответ на прошение М.К. Тенишевой собрание городской думы выразило благодарность княгине и искреннюю признательность за предложение создать художественно-исторический музей в Смоленске, постановив для будущего здания бесплатно отдать в распоряжение княгини Тенишевой участок земли 500-600 кв. сажень из участка расположенного по Авраамиевской улице, смежной с трехсаженной полосой земли крепостной стены. В связи с тем что участок находился в введении Археологической комиссии было возбуждено ходатайство о передаче его в собственность города. Постановление приведено в исполнение 29 мая 1903 года, № 2531.
Княгиня Тенишева 12 июля 1903 года написала письмо городскому голове следующего содержания: «Милостивый государь Орест Николаевич. Покорнейше прошу выразить от моего имени Смоленской городской думе мою глубокую признательность за предоставление мне под музей принадлежащего городу участка земли. Считаю долгом заявить, что я участком этим не воспользуюсь, так как решила устроить означенный музей на специально купленной для этой цели за Молоховскими воротами земли» [9].
Деятельность Смоленской городской думы показывает работу местных органов самоуправления города Смоленска по сохранению исторической памяти, составным элементом которой является организация музейных экспозиций. Предложение о выделении земли М.К. Тенишевой демонстрировало готовность органов местного самоуправления помогать в организации музеев и музейных комплексов в Смоленске.
Органы местного самоуправления Смоленской губернии принимали участие в сохранении исторической памяти и во всероссийском масштабе. 30 мая 1912 года в Москве на Пречистой набережной состоялось открытие памятника императору Александру III. Монумент изображает самодержца сидящего на троне с атрибутами царской власти: скипетром, державой, порфирой и короной. С каждой стороны памятника установлены парящие орлы — символы русской государственности.
На церемонии открытия присутствовали представители губернских земских управ. Для участия в церемонии открытия было необходимо представителям губернских управ получить от губернатора особое удостоверение, предъявлявшиеся Московскому градоначальнику по прибытию [10].
Председатель Смоленской губернской земской управы А.М. Тухачевский по состоянию здоровья не смог посетить праздничные торжества в Москве, однако участие Смоленского земства в открытии памятника Александру III было продолжено. По инициативе председателя Нижегородской земской управы был поставлен вопрос об установки от имени всех земских учреждений серебряного венка к памятнику Александру III. Земские учреждения с одобрением восприняли идею установки венка, на создание которого Московская управа израсходовала 2200 рублей. Исходя из указанной суммы, каждое земское учреждение на покрытие расходов выслало в Москву 56 рублей 25 копеек, что было сделано Смоленским земством [11].
Установка памятника Александру III показывает коллективную работу органов местного самоуправления Российской Империи по сохранению исторической памяти. Земские управы приняли участие своими капиталами в установке памятника, а их представители, присутствовавшие на церемонии открытия почтили память императора Александра III.
Сохраняют историческую память и организация мер по предотвращению разрушения объектов национально-культурного наследия. Древним памятникам архитектуры необходимы реставрационные работы, позволяющие передать их в целостном виде новым поколениям. В Смоленске древнем фортификационным сооружением является крепостная стена. Построенная вначале XVII века Смоленская крепость защищала западные рубежи России.
После Отечественной войны 1812 года Смоленск лежал в руинах. Поэтому местные жители начали разбирать участки крепостной стене для восстановления города. Понимание Смоленской крепости как исторической и культурной ценности пришло в правление Александра II. В Смоленск для проведения экспертизы по сохранению крепостной стены направили академика архитектуры, тайного советника К.Я. Маевского. Маевский сделал заключение, согласно которому, главной причиной разрушения Смоленской крепости является ее разбор местными жителями [12]. Поэтому необходимо запретить разбор крепостной стены, укрепить овраги и устранить опадающую облицовку. На основании этого заключения было подсчитано, что сохранение Смоленской крепости в надлежащим виде можно произвести за тридцать лет путем ремонтных работ, отпуская ежегодно на расходы сумму в 2000 рублей. В 1879 ремонтные работы по программе К.Я. Маевского прекратились, так как Земская управа сообщила об отсутствии результатов мероприятий, предложенных Маевским по сохранению крепостной стены [13] .
10 июня 1888 года в Смоленске была образована особая комиссия по сохранению остатков крепостной стены. В Журнале заседаний XXIV очередного Смоленского губернского земского собрания содержатся материалы заседания собрания от 20 января 1889 года. Данное заседание подтверждает факт передачи остатков Смоленской крепостной стены из ведения губернского земского собрания в ведение образованной комиссии и утверждение расходов на ее содержание [17].
Заседание было открыто в 1 час дня в присутствии 25 гласных. С ободрением подобной инициативы выступили гласные: В.М. Кузенев и князь В.Д. Урсов. «Прослушав доклад об изъятии из ведения Губернского земства Смоленской крепостной стены и о расходах, произведенных в 1888 году из сумм принадлежащих крепостной стене, собрание единогласно постановило: принять к сведению вышеозначенный доклад и расход, произведенной управою в 1888 году, из сумм крепостной стены, в размере 199 руб. 80 коп., утвердить» [17].
Согласно материалам журнала комиссии по сохранению остатков Смоленской крепостной стены от 19 ноября 1888 года подтверждается решение губернской земской управы направить в ведение комиссии дела, относящиеся к крепостной стене и капиталы, заключающиеся в настенных деньгах и процентных бумагах. В виду затруднительности охранять Смоленскую крепость силами наемных сторожей от повреждений частными лицами, комиссия просит начальника губернии выделить членов городской юстиции для охраны крепостной стены. Для получения остальных сведений о степени сохранности Смоленской крепости комиссия направляет прошение в техническо-строительный комитет министерства внутренних дел передать план крепостной стены, составленный по распоряжению комитета в 1884 году и копии описания внешнего вида Смоленской крепости, сделанные тайным советником К.Я. Маевским во время второго посещения Смоленска [14].
Деятельность комиссии по сохранению остатков Смоленской крепостной стены предполагало ведение работы в области сбора данных об устройстве и архитектурном состоянии Смоленской крепости, защите сохранившихся участков крепостной стены от дальнейшего разрушения. Появление комиссии в составе смоленского губернатора, вице-губернатора, управляющего казенной палатой, городского головы, члена губернской земской управы, губернского инженера и архитектора показывает значимость крепостной стены для сохранения исторической памяти, относящейся к военной истории России, что выразилось в учреждении специальной комиссии в Смоленске.
Участвовали в сохранении памятников архитектуры органы местного церковного управления. Указ Смоленской духовной консистории Смоленскому градскому благочинному Вознесенской церкви протоисториею Петру Велихову от 11 марта 1827 года, № 856 сообщает о велении Святейшего правительствующего Синода собрать священнослужителям все возможные сведения об остатках древних зданий и храмовых сооружений на территории монастырей, городов и сел. Необходимо узнать о степени сохранности данных архитектурных сооружений и посредством архитектора или землемера засвидетельствовать планы и фасады сохранившихся сооружений в нынешнем виде. Собранные сведения необходимо представить рапортом в Смоленскую духовную консисторию [15].
Рапорты о сохранности древних архитектурных сооружений были составлены священнослужителями по всей территории Смоленской губернии. Примером подобного документа является рапорт игуменьи Смоленского Вознесенского девичьего монастыря Дорофеи от 11 декабря 1827 года. В Рапорте игуменья сообщает, что в связи с уничтожением документов монастыря во время Отечественной войны установить точное время основания монастыря невозможно. Первая церковь в монастыре двухэтажная. На верхнем этаже находится храм Вознесения Господня. На нижнем этаже храм Сергея Радонежского. Над западным крыльцом из государевой казны построена колокольня в 1692 году. Вторая церковь предельная, построенная во имя Святой великомученицы Екатерины в 1765 году. Монастырь окружает каменная ограда в 360 сажень. Точное время сооружения ограды неизвестно. Для выполнения указа духовной консерватории игуменья Дорофея обращается к Смоленскому губернскому архитектору для снятия с описанных церквей плана и фасада, однако губернский архитектор этого не сделал. Поэтому игуменья направляет в духовную консисторию 35 рублей для отсылки губернскому архитектору указанной суммы на покупку красок для монастыря и составление плана монастырских зданий и фасада [16].
Рапорты священнослужителей Смоленской губернии являются примером работы органов местного церковного управления по сохранению исторической памяти. Написание рапортов способствовало осознанию исторической значимости древних храмовых сооружений Смоленска. Составление технической документации, описанных священнослужителями памятников архитектуры, раскрывает исследовательскую деятельность, организованную духовной консисторией в изучении национально-культурного наследия Смоленской губернии.
Работа органов местного самоуправления Смоленской губернии по сохранению исторической памяти, представляла собой обширную деятельность, базирующуюся на осмыслении исторического процесса становления русского государства. Анализируя пройденные этапы государственного развития, общество отмечало ключевые события и исторические фигуры, ставшие основой народной памяти, которую необходимо передать новым поколениям. Для достижения этой цели местное самоуправление использовало разные пути сохранения исторической памяти, исходя из возможностей губернского бюджета и значимости отмечаемого исторического события.
Сохранение исторической памяти для органов местного самоуправления не являлось первоочередной задачей, однако местное самоуправление достигло больших результатов в поддержании целостности объектов национально-культурного наследия, создании мест народной памяти и организации культурной жизни города Смоленска во второй половине XIX века.