Статья:

A/B ТЕСТИРОВАНИЕ В ОЦЕНКЕ ОНБОРДИНГ-ТУРОВ

Конференция: CCXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Кальсин Д.В. A/B ТЕСТИРОВАНИЕ В ОЦЕНКЕ ОНБОРДИНГ-ТУРОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(293). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(293).pdf (дата обращения: 16.04.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

A/B ТЕСТИРОВАНИЕ В ОЦЕНКЕ ОНБОРДИНГ-ТУРОВ

Кальсин Дмитрий Владимирович
магистрант, кафедра информационных технологий и вычислительных систем, Московский государственный технический университет «СТАНКИН», РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена применению A/B тестирования для оценки и оптимизации онбординг-туров в цифровых продуктах.

 

Ключевые слова: A/B тест, онбординг, адаптация пользователей, пользовательский опыт, оптимизация интерфейса, метрики.

 

A/B тестирование — это метод сравнения двух версий продукта, интерфейса или процесса для оценки того, какая из них более эффективна в достижении поставленных целей. Тестирование проводится путём разделения пользователей на две группы: одна группа использует контрольную версию (A), а другая — экспериментальную версию (B). Основной целью A/B тестирования является получение объективных данных, которые помогут в принятии решения о том, какие изменения приведут к улучшению показателей, таких как вовлеченность, конверсии или удовлетворенность пользователей[1].

Онбординг-туры, как и любое изменение в пользовательском интерфейсе, можно тестировать для того, чтобы определить, какие элементы и подходы наиболее эффективно способствуют улучшению пользовательского опыта.

Онбординг-туры, как важный элемент процесса адаптации пользователей, направлены на то, чтобы сделать знакомство с продуктом проще и интуитивно понятнее. Важно, чтобы тур был не только информативным, но и удобным для пользователя. A/B тестирование позволяет проверять различные версии этих туров, чтобы найти оптимальный вариант, который будет максимально эффективен для целевой аудитории.

Онбординг-туры, как и A/B тестирование, направлены на улучшение пользовательского опыта. Туры помогают адаптировать пользователя, делая первые шаги более понятными и комфортными. A/B тестирование позволяет объективно оценить их эффективность, выявляя, какие сценарии работают лучше и почему.

Например, сравнение туров с разным дизайном, продолжительностью или структурой шагов позволяет разработчикам понять, как пользователи воспринимают продукт и что их мотивирует завершать онбординг.

Подход к A/B тестированию онбординг-туров

  • Определение гипотез: Перед началом тестирования формулируется гипотеза, например: «Добавление визуальных подсказок увеличит завершение онбординг-тура на 15%.»
  • Создание тестовых групп:
    • Группа A: получает базовую версию онбординга.
    • Группа B: использует модифицированную версию (например, с подсказками, изменённым текстом или анимацией).
  • Определение метрик: Метрики должны быть связаны с целями онбординга, например: доля завершивших тур, время на выполнение шагов, процент пользователей, оставшихся в продукте через неделю, конверсии.
  • Проведение теста: Тест проводится в течение определённого времени, чтобы собрать репрезентативные данные. Важно учитывать статистическую значимость.
  • Анализ результатов: Результаты каждой версии анализируются, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Результаты тестирования могут значительно повлиять на стратегию адаптации пользователей. Например, может быть установлено, что короткий тур с минимальными подсказками лучше воспринимается новой аудиторией, а для опытных пользователей стоит сделать его более информативным. Это позволяет точно настроить онбординг в зависимости от типа аудитории.

В рамках выпускной квалификационной работы было проведено A/B-тестирование, в ходе которого сравнивалась эффективность двух подходов к онбордингу: комплексного обучающего тура (тест "А") и упрощенных контекстных подсказок (тест "B"). Результаты показали статистически значимое преимущество минималистичного подхода - конверсия в целевое действие составила 6,55% в группе "B" против 4,5% в группе "А". Корреляционный анализ подтвердил более выраженную связь между взаимодействием с подсказками и целевым действием в варианте "B" (φ₁=0,435, φ₂=0,250, φ₃=0,187) по сравнению с туром (φ=0,225). Полученные данные, дополненные метриками вовлеченности, позволяют сделать вывод о большей эффективности простых решений для продуктов с базовой логикой, что соответствует принципам оптимизации когнитивной нагрузки[2] и постепенного усложнения интерфейса[3], а также подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу.

A/B тестирование позволяет не только принимать более обоснованные решения, но и предоставлять данные, которые могут быть использованы для постоянного улучшения процесса адаптации. На основе полученных данных можно внести изменения в интерфейс и сценарий тура, что приведет к лучшему восприятию и более высоким результатам в долгосрочной перспективе.

Использование онбординг-туров без аналитического подхода и A/B тестирования может быть не только неэффективным, но и вредным для пользовательского опыта. В некоторых случаях неподходящий тур усложняет взаимодействие с продуктом, отвлекая пользователя от основных задач. Однако в сочетании с A/B тестированием онбординг становится мощным инструментом: тестирование позволяет выявить оптимальные сценарии, подходящие для конкретной аудитории и целей продукта. Особенно это актуально для приложений со сложным функционалом, где правильно настроенный тур может значительно повысить вовлеченность и удовлетворенность пользователей.

 

Список литературы:
1. King R., Churchill E., Tan C. Designing with Data: Improving the User Experience with A/B Testing [Книга]. — Sebastopol, CA: O'Reilly Media, 2017. — ISBN: 978-1449334833. — 370 с. — (дата обращения: 10.12.2024). Текст: непосредственный.
2. Sweller J. Cognitive load during problem solving: Effects on learning [Статья] // Cognitive Science. — 1988. — Vol. 12, № 2. — P. 257-285. — ISSN: 0364-0213. — DOI: 10.1207/s15516709cog1202_4. — (дата обращения: 10.12.2024). Текст: электронный.
3. Norman D. The Design of Everyday Things: Revised and Expanded Edition [Книга]. — New York: Basic Books, 2013. — 368 с. — ISBN: 978-0465050659. — (дата обращения: 10.12.2024). Текст: непосредственный.