ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Конференция: CCXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Аннотация. В современном обществе медицинские услуги становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, и их качество и безопасность приобретают первостепенное значение. В статье проанализированы особенности защиты прав потребителей в сфере здравоохранения, а также механизмы защиты прав и свобод человека в области реализации и защиты прав потребителей, рассмотрены изменения, внесенные Федеральным законом от 1 мая 2022 г. N 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Ключевые слова: права пациента, защита прав пациента, права потребителя, медицинские услуги, договор возмездного оказания медицинских услуг.
В Конституции РФ определено, что каждый имеет право на медицинскую помощь и медицинскую помощь без взимания платы, а также на получение платных медицинских услуг и ряд других медицинских услуг в гарантированном объеме, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования [1].
С каждым годом возрастает количество нарушений прав граждан в сфере охраны здоровья. По данным Росздравнадзора лишь за 1-ый квартал 2024 года было зафиксировано 46 169 обращений граждан с жалобами на нарушение прав на получение медицинской помощи. Отмечается, что из них 25872 обращений поступило в центральный аппарат и 20297 обращений в территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации. Данный показатели превышают прошлогодние показатели на 1,9 % и как показывает анализ обращений, вопросы качества и безопасности медицинской деятельности наиболее частые среди граждан и составляют 53,1% [10].
В условиях, когда возрастает количество обращений граждан по поводу некачественного оказания медицинских услуг, наиболее актуальную роль приобретают качественная защита прав потребителей в сфере возмездного оказания медицинских услуг, которая должна представлять собой комплекс своевременных мер и правовых инструментов, необходимых для обеспечения эффективной реализации прав пациентов. Пациент при получении медицинской помощи или обращении за ней, в том числе по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, становится одновременно пациентом и потребителем. В данном случае на пациента, получивший некачественную медицинскую помощь, распространяются положения о защите прав потребителей, который регулируется соответствующим Федеральным Законом [4]. Теперь стоит разобраться, как договор возмездного оказания медицинских услуг соотносится с защитой прав потребителей. По своей природе договор об оказании платных медицинских услуг является публичным договором согласно ч.1 ст. 426 ГК РФ. Исходя из этого, цена предоставляемых услуг одинакова для всех потребителей [2]. Также должны быть одинаковыми и другие условия договора, чтобы не было преимуществ для отдельных потребителей.
Каждый пациент имеет право на получение качественных медицинских услуг, которые бы соответствовали требованиям текущего законодательства. Как уже было отмечено, право на защиту возникает в случае оказания некачественной медицинской помощи. Однако, при этом статьей 29 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Далее – ФЗ «О защите прав потребителей») установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) может требовать от медицинского учреждения безвозмездно устранить выявленные недостатки услуги; уменьшить цену оказанной услуги; безвозмездно выполнить работу; возместить понесенные потребителем расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Что же касается пациента, то он может столкнуться с трудностями при реализации своих прав в сфере здравоохранения из-за специфики их отношений с медицинским учреждением [3].
Речь идет о том, что специфика отношений между пациентом и медицинской организацией не позволяет реализовать гарантированные законом права. В национальном законодательстве права граждан-потребителей регулируются целым рядом законных и подзаконных нормативно-правовых актов, и к тому же не только одной отрасли права, а разных, например, гражданской, финансовой, административной, уголовной отрасли и т. д.
С одной стороны, это указывает на комплексный характер правового регулирования правоотношений вытекающих из защиты прав потребителей, а с другой – на большое количество противоречий законодательства, в том числе и пробелов, требующих от законодателя принятия дополнительных норм в обеспечение закрепленных гарантий. Таким образом, научные исследования и правоприменительная деятельность должны быть ориентированы на создание простых и результативных способов охраны прав пациентов в области медицины, которые в полной мере будут соответствовать их потребностям [8, с. 70].
Одним из самых актуальных вопросов является возмещение застрахованному по ОМС расходов на приобретение лекарственных средств. Такая ситуация является неоднозначной. Бесплатное лечение должно проводиться медицинскими препаратами в соответствии с «Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения» закрепленным Правительством Российской Федерации от 12 октября 2019 г. Из-за того, что в медицинском учреждении нередко отсутствуют данные лекарственные препараты, то застрахованному по ОМС пациенту приходится приобретать их за личные средства. Эти затраты можно возместить на основании заявления застрахованного лица в страховую компанию после проведения страховой компанией медико-фармацевтической экспертизы. Обоснованные затраты подлежат возмещению медицинским учреждением или, по согласованию, страховой компанией. Случается так, что при лечении в стационаре врач предлагает использование лекарственных препаратов сверх выше вышеуказанного перечня. Возмещение затрат застрахованному по ОМС возможно в случае, если применение рекомендованных лекарственных средств действительно показано пациенту в соответствии с его состоянием. Вопрос о возмещении средств решается после проведения медико-фармацевтической экспертизы страховой компанией. Медицинские услуги на платной основе оказываются при согласии пациента или по требованию пациента о расширении услуг, предусмотренных территориальной программой ОМС на платной основе [6].
Первого сентября 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 736, которым утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которое будет действовать 3 года, а именно до 1 сентября 2026 года.
Фактически постановление Правительства РФ № 736 пришло на смену постановлению Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [7].
Итак, что нового предусматривается в правилах оказания платных медицинских услуг.
Во-первых, медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – программы), будут вправе оказывать платные медицинские услуги по установлению индивидуального поста медицинского наблюдения в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к его установлению. Т.е. если по медицинским показателям пациенту будет положен пост, то он должен быть предоставлен в рамках соответствующих гарантий на безвозмездной основе. Тем самым законодатель разграничил платные и бесплатные медицинские услуги, а также вопросы их реализации.
Во-вторых, условия использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, а также порядок определения цен на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, будут устанавливаться органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей указанных медицинских организаций, а на услуги, предоставляемые медицинскими организациями частной системы здравоохранения, – руководителями указанных медицинских организаций, если иное не установлено их учредительными документами. Ранее документ не регулировал вопросы использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг.
В-третьих, оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в случае участия их в программах, включающих в себя и территориальные программы обязательного медицинского страхования, не должно будет приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программ.
В целях унификации требований законодательства в сфере защиты прав потребителей документ предписывает медицинской организации доводить до сведения потребителей информацию о себе и предоставляемых ею платных медицинских услугах в соответствии со статьями 8 - 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также:
- сроки ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в соответствии с программами, в случае участия исполнителя в их реализации;
- стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых (соответственно) оказываются медицинские услуги, путем размещения на сайте исполнителя (при наличии у исполнителя такого сайта) ссылок на «Официальный интернет-портал правовой информации» и официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, а также путем размещения указанных ссылок на информационных стендах;
- сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг;
- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
- график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
- образцы договоров;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления учредителем медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения и (или) руководителем медицинской организации частной системы здравоохранения;
- для медицинских организаций государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения – адреса и телефоны учредителя, исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – органы государственной власти и организации).
- о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номере, сроках действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию.
Новый закон конкретизирует некоторые сведения, которые должны содержаться в договоре с учетом субъектного состава и особенностей оказания услуг. Так, например, при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения будут фиксироваться со слов потребителя услуг.
Таким образом, важно подчеркнуть, что в настоящее время правовая база для регулирования договоров о предоставлении платных медицинских услуг развита и способна обеспечить защиту прав и интересов обеих сторон договора. Однако данные вывод не всегда распространяется на оказание бесплатных медицинских услуг.
Однако для эффективной защиты прав пациентов и медицинских учреждений, особенно в области защиты прав потребителей, необходимо, чтобы данные субъекты медицинских услуг регулярно отслеживали изменения в законодательстве и анализировали судебную практику. Это позволит заключать договоры на оказание платных медицинских услуг, которые будут учитывать интересы как исполнителей, так и пациентов.
