ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наиболее значимые события и факты в жизни людей, обладающие юридическим значением и называемые актами гражданского состояния (далее – АГС), определяют гражданское состояние личности, которое формирует совокупность прав и обязательств, иными словами, правовой статус гражданина. Эти акты позволяют идентифицировать человека среди остальных граждан (например, через указание имени, пола, возраста, гражданства), фиксируют семейное положение, раскрывают правоспособность и дееспособность [1, с. 12].
Регистрация ключевых жизненных событий каждого человека (таких как рождение, заключение и расторжение брака, смерть, усыновление/удочерение, изменение фамилии, имени, отчества), то есть определение его гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС).
Дата основания органов ЗАГС связана с принятием Декрета ЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Этот документ устанавливал необходимость обращения для регистрации брака или рождения ребенка в специальные отделы при городских управах, где вели соответствующие книги записей. До Октябрьской революции обязанности по регистрации АГС выполняла церковь, проводившая религиозные обряды и записывавшая данные о рождении, браке и смерти в метрические книги [4, с. 83].
Основными задачами современных органов ЗАГС являются:
– обеспечение соблюдения законности при регистрации актов гражданского состояния;
– обеспечение четкой организации работы отдела, надлежащей культуры обслуживания населения;
– внедрение новых гражданских обрядов, связанных со вступлением в брак и рождением детей;
– обеспечение своевременной выдачи гражданам повторных свидетельств о регистрации акта гражданского состояния [2, с. 104].
Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим и реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации АГС является Минюст России. На него же возложены функции контроля и надзора в этой сфере.
Непосредственную государственную регистрацию АГС осуществляют органы ЗАГС, создание и деятельность которых на территории субъектов РФ определяется самими субъектами Федерации.
Назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, отвечающего за организацию государственной регистрации АГС, осуществляется высшим должностным лицом региона после согласования с Минюстом России.
Согласно отчету о деятельности управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области (далее – Управление) за 2023 год, помимо прочего, Управление осуществляет мероприятия, влияющие на формирование позитивного имиджа брака, повышение общественной значимости и статуса материнства, отцовства и детства, пропаганду семейных ценностей и традиций. Среди широкого комплекса мер по реализации государственной семейной политики, осуществляемых Управлением, основными являются проведение государственных регистраций заключения брака в торжественной обстановке, чествование долгожителей, поздравление супружеских пар, отмечающих юбилеи совместной жизни, проведение торжественных регистраций первых новорожденных детей и первых пар молодоженов во всех отделах ЗАГС области [7].
Субъект РФ, согласно Федеральному закону «Об актах гражданского состояния», вправе передавать полномочия по государственной регистрации АГС органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а также городских и сельских поселений.
При этом объем полномочий различных органов местного самоуправления неодинаков. Например, органы местного самоуправления сельских поселений уполномочены регистрировать такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение и расторжение брака, установление отцовства, смерть, однако они не могут производить государственную регистрацию усыновления и перемены имени. И, если ограничение в части усыновления можно объяснить необходимостью обеспечения дополнительных гарантий тайны усыновления, то для государственной регистрации перемены имени подобные ограничения, по мнению И.А. Трофимец, не оправданны [8, с. 197], в чем мы с ней солидарны.
Особое место в структуре органов, осуществляющих государственную регистрацию АГС, занимают многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).
В соответствии с п. 2.2. ст. 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», на них могут быть возложены следующие полномочия:
– составление записей актов гражданского состояния;
– выдача свидетельств о рождении и свидетельств о смерти;
– передача паспортов умерших в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
– передача на хранение в органы ЗАГС составленных на бумажном носителе записей АГС, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти.
Исторически так сложилось, что за границей определенные государственные функции выполняют консульские учреждения МИД России. Они имеют полномочия на совершение всех функций органа ЗАГС (рождение, заключение и расторжение брака, установление усыновления (удочерения), установление отцовства, перемена имени и смерть).
Во исполнение Указа Президента РФ от 15 января 2016 года № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» был начат сложный процесс по созданию Единого государственного реестра ЗАГС (далее – ЕГР ЗАГС). ЕГР ЗАГС фиксирует все события, начиная с рождения, заканчивая смертью гражданина (более того, в 2020 году успешно завершились мероприятия по оцифровке актовых книг с 1926 года). Приоритет по созданию данной системы был отдан ФНС России.
Основными преимуществами ЕГР ЗАГС можно назвать возможность межведомственного взаимодействия в электронном виде между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, предоставление услуг в сфере государственной регистрации АГС по экстерриториальному принципу и другие [3, с. 202].
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ЕГР ЗАГС, по итогам 2024 года было зарегистрировано 5 112 227 записей, выдано 8 441 940 свидетельств, обработано 632 392 651 электронных запросов. По информации на 23 марта 2025 года, в стране функционируют 3 172 органов ЗАГС и 539 органов МФЦ [6].
Полное переформатирование деятельности органов ЗАГС Российской Федерации, внесение большого количества изменений в федеральное законодательство об актах гражданского состояния актуализировали следующие направления деятельности: повышение уровня знаний, компетенций и профессионального мастерства специалистов органов ЗАГС, активизация разъяснительной работы среди населения по работе суперсервисов по регистрации рождения и смерти, увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме.
Л.Ф. Латыпова озвучивает целый ряд предложений по совершенствованию деятельности органов ЗАГС. Так, она считает необходимым внести изменения в законодательство, чтобы у лиц имелась возможность оспаривать решения органов ЗАГС об отказе во внесении исправлений или изменений в записи актов в административном, а также судебном порядке; наделить органы ЗАГС соответствующей компетенцией, чтобы вышестоящий орган был управомочен рассматривать жалобу на решение подчиненного ему органа; сформировать открытый перечень оснований для внесения изменений и исправлений; наделить органы ЗАГС полномочием запрашивать все необходимые документы для проверки основания внесения изменений и исправлений [5, с. 69].
Таким образом, несмотря на то, что современные органы ЗАГС продолжают выполнять те же функции, что и сто лет назад, условия их работы значительно изменились. Заявления граждан теперь подаются в упрощенном порядке, регистрация актов производится в электронном формате, а доступ к информации имеется у любого органа ЗАГС независимо от региона. Все это стало возможным благодаря цифровизации всех существующих актовых записей, насчитывающих миллионы единиц. ФГИС ЕГР ЗАГС продолжает развиваться как на техническом, так и на законодательном уровнях, с целью облегчения получения гражданами необходимых документов.
