Статья:

МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: CCLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Серов Д.Л. МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(289). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(289).pdf (дата обращения: 18.04.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Серов Денис Львович
студент, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

 

Denis Lvovich Serov

Student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и стратегии наставничества в условиях непрерывного образования, так как оно является одним из наиболее важных инструментов, который помогает быстрее адаптироваться к изменениям в современных образовательных средах. Особое внимание уделяется ключевым аспектам организации наставнических отношений, роли цифровых технологий в развитии системы наставничества и взаимодействию между наставниками и учениками.

Abstract. This article examines the methods and strategies of mentorship in the context of lifelong education, as it is one of the most important tools that helps individuals more quickly adapt to changes in modern educational environments. Special attention is given to the key aspects of organizing mentoring relationships, assessing the role of digital technologies in the development of mentorship systems, and the interaction between mentors and mentees.

 

Ключевые слова: наставничество, непрерывное образование, профессиональная адаптация, цифровые технологии, личностный рост.

Keywords: mentorship, lifelong education, professional adaptation, digital technologies, personal growth.

 

1. Введение

В условиях стремительно меняющегося мира, характеризующегося цифровизацией общества, непрерывное образование становится неотъемлемой частью жизни человека. В этих условиях особую актуальность приобретает институт наставничества, так как традиционные подходы к обучению уже не всегда соответствуют потребностям людей в получении новых знаний, навыков и компетенций. Наставничество позволяет учитывать индивидуальные особенности как обучающихся, так и наставников.

Наставничество определяется как процесс передачи опыта, знаний и умений от более опытного специалиста (наставника) к менее опытному (ученику). Цель исследования — изучить методы и стратегии эффективного наставничества в рамках непрерывного образования с учетом современных требований и технологий.

2. Методология исследования

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования:

  • Анализ научной литературы;
  • Наблюдение за процессами наставничества в организациях различного профиля.

Теоретическая база исследования основана на работах таких авторов, как Якуниной В.А., Когана Л.М., Бондаревской Е.В., Попова А.С. и Кравченко Д.А., которые рассматривают наставничество как форму социального взаимодействия, направленную на приобретение новых знаний, качеств, навыков и компетенций. Кроме того, особое внимание уделяется роли цифровых технологий в развитии сетей наставничества, как это представлено в трудах Попова А.С. и Кравченко Д.А.

3. Результаты исследования

3.1 Основные методы наставничества

Наставничество можно разделить на несколько групп в зависимости от используемых методов:

3.1.1 Диалогические методы

Диалог является ключевым элементом наставничества, позволяющим создать доверительные отношения и обеспечить полноценную обратную связь. К диалогическим методам относятся:

  • Коучинг (постановка целей и задач);
  • Менторинг (консультирование по профессиональным вопросам);
  • Рефлексия (анализ собственного опыта).

3.1.2 Практические методы

Эти методы направлены на применение теоретических знаний в реальных условиях:

  • Проектная работа;
  • Моделирование ситуаций;
  • Решение кейсов.

3.1.3 Технологические методы

В современных условиях развития общества значительную роль играют методы, связанные с использованием современных технологий:

  • Онлайн-обучение через платформы (например, Moodle, Coursera);
  • Видеоконференции для удаленного взаимодействия (Zoom, Microsoft Teams, Google* Meet);
  • Использование искусственного интеллекта для анализа прогресса учеников.

3.2 Стратегии эффективного наставничества

Успешное наставничество требует учета психологических и организационных особенностей учеников. Основными стратегиями являются:

  • Индивидуализация обучения: разработка персонализированных планов развития с учетом сильных и слабых сторон каждого ученика.
  • Создание комфортной среды: формирование доверительных отношений между наставником и учеником для открытого диалога, конструктивной обратной связи и снижения уровня стресса во время учебного процесса.
  • Использование обратной связи: обеспечение регулярной, конструктивной обратной связи для корректировки действий как ученика, так и наставника.

4. Обсуждение результатов

Сделанные выводы показывают, что наставничество остается эффективным методом непрерывного образования и будет играть все более важную роль в быстро развивающемся цифровом обществе. Однако успех данного метода зависит от правильного подхода наставника к ученику и готовности обоих участников к активному взаимодействию. В условиях цифровизации как наставники, так и ученики должны развивать свои цифровые навыки взаимодействия, чтобы открыть новые возможности для успешной практики наставничества, улучшить взаимодействие между участниками и провести более детальный анализ проделанной работы.

5. Заключение

Наставничество представляет собой инструмент непрерывного образования, позволяющий адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира без существенного ущерба для образовательного процесса. Для повышения его эффективности необходимо сочетать как традиционные, так и инновационные подходы.

 
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Формирование ключевых компетенций в условиях непрерывного образования. – М.: Издательский дом «Высшая школа экономики», 2019. – 256 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и технология наставничества в образовании. – СПб.: Речь, 2020. – 320 с.
3. Коган Л.М., Якунин В.А. Наставничество как фактор профессионального развития. – М.: Просвещение, 2018. – 280 с.
4. Попов А.С., Кравченко Д.А. Цифровые технологии в системе наставничества. – Москва: Либроком, 2021. – 192 с.
 

*(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)