ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В БИЗНЕС-МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ
Конференция: CCLXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCLXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В БИЗНЕС-МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ
В настоящее время корпоративная социальная ответственность (КСО) становится неотъемлемым аспектом ведения успешного бизнеса, поскольку компании берут на себя обязательства перед обществом, что не только способствует повышению лояльности потребителей и привлечению инвесторов, но и влияет на их репутацию. Особенно актуальной является экологическая составляющая КСО, в условиях растущей осознанности общества по вопросам экологии и природных ресурсов. Ключевыми факторами являются следующие:
1. Наблюдается рост осознания потребителей по поводу экологических проблем, что делает компании, активно заботящиеся о природе и демонстрирующие свою приверженность к устойчивым практикам, более привлекательными для клиентов. Потребительская осознанность становится не просто трендом, а важным аспектом выбора товаров и услуг, что предоставляет компании значительное конкурентное преимущество в условиях жесткой рыночной среды.
2. Помимо потребителей, проблема влияния на экономическую среду привлекает внимание органов власти. На уровне законодательных инициатив вводятся новые нормы и требования, регламентирующие экологические практики бизнеса. Такие изменения заставляют компании адаптироваться к новым условиям, что делает соблюдение экологии важным не только с точки зрения социальной ответственности, но и в контексте правовых обязательств.
Рассмотрим основную статистическую информацию – таблица 1.
Таблица 1.
Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации [1]
Наименование показателя |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Образование отходов производства и потребления – всего, млн тонн |
6955,7 |
8448,6 |
9017,3 |
9278,8 |
в том числе опасных, млн тонн |
98,1 |
117,9 |
104,7 |
81,1 |
Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления, млн тонн |
3429,0 |
3937,2 |
4125,2 |
3960,1 |
Отношение утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления к образованным отходов производства и потребления – всего, % |
49,3 |
46,6 |
45,8 |
42,7 |
Определено, что объем образования отходов увеличивается ежегодно. Однако средний процент утилизации всех отходов равен не более чем 50%. Более того, за последние 4 года успех утилизации заметно уменьшается.
Такая тенденция складывается в связи с неспособностью компаний справляться с увеличением образования отходов, и это говорит о том, что необходимо прикладывать больше усилий и вкладывать больше средств в экологическую сферу. Необходимо активно работать над снижением образования и утилизацией отходов.
Первое, что необходимо сделать компаниям это внедрить экологически чистую упаковку для своих продуктов. На сегодняшний день доля эко-упаковки составляет менее 50% от всего объема выпускаемой в России упаковки [2]. Важно внедрять экономику замкнутого цикла, которая подразумевает минимизацию отходов, повторное использование ресурсов и переработку материалов. Помимо этого, компаниям необходимо внедрять экологически чистые технологии, которые способны снизить количество отходов. К примеру, к таким технологиям можно отнести 3D-печать, применение возобновляемых источников энергии, использование электрического и гибридного оборудования.
Не менее важным является участие и организация компаниями различных мероприятий на сохранение окружающей среды. Если компания не желает организовывать и участвовать в подобных проектах, то она может их финансировать. Ключевым в поддержании зеленой экономки компании является обучение и информирование сотрудников и клиентов по теме экологии. Компаниям необходимо проводить просветительские мероприятия с целью формирования и повышения экологической грамотности населения. Подобные мероприятия способствует формированию культуры внутри организации и побуждают сотрудников к ведению экологически-осознанному образу жизни.
Таким образом, экология в рамках корпоративной социальной ответственности не только отвечает на вызовы современного мира, но и становится важным фактором для устойчивого развития бизнеса. Программа по экологической ответственности может не только повысить имидж компании, но и привести к финансовым выгодам, привлечению инвесторов, а также к улучшению отношений с партнерами и государственными органами. Исключительно важно, чтобы компании осознали свою ответственность за окружающую среду и начали интегрировать экологические аспекты в свои бизнес-модели, стремясь к созданию долгосрочных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами.
