БРАКОНЬЕРСТВО И КОНТРАБАНДА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Конференция: CCLXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCLXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
БРАКОНЬЕРСТВО И КОНТРАБАНДА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросу правового регулирования браконьерства и контрабанды редких видов животных. Данная тема исследования является актуальной, так с каждым годом популяции животных стремительно сокращаются, что приводит к негативным экологическим проблемам. Это связано с тем, что законодательство Российской Федерации в области охраны природы и животного мира имеет ряд недостатков. Целю данного исследования является раскрытие проблем правоприменения при борьбе с браконьерством и контрабандой редких видов животных. В рамках исследования проводится анализ как общих, так и специальных нормативно-правовых актов Российской Федерации регулирующих охрану редких животных. В результате исследования предлагается внести в законодательство Российской Федерации ряд изменений.
Ключевые слова: объекты флоры и фауны, дериваты, охотничьи ресурсы, незаконная охота, популяции животных, охрана животного мира, исчезающие виды животных, Красная книга Российской Федерации.
В настоящее время сохранение природы и животного мира является важнейшей целью как для отдельно взятой страны, так и для всего мирового сообщества. Из доклада Всемирного фонда дикой природы (WWF) от 2020 года следует, что за последние пятьдесят лет популяции млекопитающих, птиц, рептилий и птиц сократились на 68 % [25]. Вопрос сохранения окружающей среды и животного мира также остро стоит и в Российской Федерации. В частности, в Российской Федерации на грани вымирания находятся такие животные как: сайгак, амурский тигр и дальневосточный леопард.
Вопрос о защите окружающей среды и животного мира затрагивается в первую очередь в статье 58 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду [1]. И именно бережное отношение людей к природным богатствам помогает поддерживать стабильное состояние окружающей среды. Однако на сегодняшний день экологические проблемы только набирают обороты. При чем важно отметить, что они касаются как окружающей среды, так и животного мира. Животный мир является важнейшей частью природной среды, благодаря которому обеспечивается экологическое равновесие в природе. Поэтому важно понимать, что исчезновение даже одного особо ценного вида животных может привести к нарушению состояния экосистем.
Важно отметить, что именно деятельность человека является главным фактором, который приводит к потере биологического разнообразия на планете [26]. Выделяют два вида негативного воздействия человека на животный мир: косвенное и прямое [27]. Под косвенным воздействием подразумевается влияние хозяйственной деятельности человека на природу, которая сильно сказывается на животных и местах их обитания. Примером такой деятельности может служить вырубка лесов, осушение водоемов, загрязнение почвы и воды посредством выбросов вредных веществ в окружающую среду, строительство городов. Таким образом при таком воздействии животные страдают от последствий такой деятельности и не являются главной целью человека.
Прямое же негативное воздействие направлено непосредственно на самих животных. Ярким примером такого воздействия является охота, которая издавна служила средством пропитания и являлась неотъемлемой частью жизни людей. Но с развитием общества и наличием рыночного изобилия потребность в охоте постепенно отпала. Тем не менее охота до сих пор присутствует в жизнедеятельности людей и в большинстве своем осуществляется в целях развлечения. Во многих странах охота имеет правовое регулирование и может осуществляться в пределах, установленных законодательством. Однако наличие правовых норм, ограничивающих охоту на редких животных, не останавливает людей от их незаконного вылова и добычи, и дальнейшей контрабанды.
На сегодняшний день спрос на редкие виды животных и их дериваты (производные, полученные из различных частей тел животных) очень высок. Считается, что браконьерство и дальнейшая контрабанда редких животных по доходности обошла торговлю оружием [24, с. 503]. Это связано с тем, что такая деятельность приносит огромный доход. В среднем мировой доход от такого незаконного промысла достигает шести миллиардов долларов США. Проблема нелегального перемещения объектов животного мира актуальна в настоящий момент, так как многие виды животных находятся на грани исчезновения.
В Российской Федерации наиболее уязвимым районом, в котором происходит незаконный отлов редких видов животных и их дальнейшая контрабанда – является Дальний Восток [15, с. 216]. Из России незаконно вывозятся: амурские тигры, в том числе их шкуры и кости, лапы и желчь бурых медведей, мускус кабарги, рога сайгака. Чаще всего спрос на такие товары приходится на Восточные страны, такие как Китайская Народная Республика или Республика Корея. Это связано с тем, что дериваты таких редких видов животных очень ценятся в восточной медицине. Поэтому контрабанда производных данных животных осуществляется в больших объемах. Помимо этого, из России также вывозят птиц, относящихся к семейству соколиных, в их число входят соколы-балабаны и кречеты [24, с. 504]. В большинстве случаев данных диких птиц контрабандисты вывозят в арабские страны, где развита соколиная охота. В качестве примера можно привести такие страны как Саудовская Аравия или Объединенные Арабские Эмираты. Статистика нелегального вывоза данных птиц показывает, что ежегодные потери составляют более двух тысяч соколов. Также важно отметить, что при нелегальной транспортировке животные и птицы могут серьезно пострадать, а в худшем случае даже погибнуть. Это обусловлено тем, что контрабандисты не всегда задумываются о сохранности животных и используют различные методы для их перевозки.
По данным судебной статистики [28] только по статье 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за 2022 год было возбуждено 360 уголовных дела, а за 2023 год уже 404 дела за незаконную добычу особо ценных диких животных, отнесенных к Красной книге Российской Федерации. Такая статистика преступлений говорит о низком уровне правового регулирования охраны редких и исчезающих видов животных в России. Поэтому важно отметить, что несмотря на существующее законодательство Российской Федерации по защите окружающей среды и животного мира- с каждым годом количество посягательств на особо ценные объекты животного мира не уменьшается. Это связано в первую очередь с отсутствием эффективного государственного контроля за данным нелегальным промыслом. Поэтому главная цель государства заключается в необходимости разработать эффективные меры контроля. Во-вторых, в законодательстве отсутствует понятийный аппарат, который бы раскрывал важные понятия, которые касаются незаконного оборота и контрабанды редких видов животных.
В настоящее время вопрос об оценке правового регулирования охраны редких и исчезающих видов животных в Российской Федерации стоит очень остро. Важно отметить, что законодательство в этой области имеет существенные пробелы.
Проблема браконьерства носит негативный характер, и оказывает антропогенное воздействие на природу [16, с.185]. Так Ионина Е.А [14, с.82] приводит некоторые причины распространения высокого уровня браконьерства и контрабанды – одной из причин является несовершенство законодательства по охране животных. Несмотря на введенную систему штрафов и уголовной ответственности, проблема остается нерешенной, ввиду обхода данной системы, а также обхода законодательства в принципе. Ионина Е.А. указывает на внесение изменений в законодательство Российской Федерации об охоте и охране животного мира, которые предусматривают исключительные случаи легальной добычи редких видов животных. Такая «лазейка» включает в себя следующие случаи: угроза жизни человеку, мониторинг или традиционный образ жизни малых народов. Она делает вывод, что в связи с такими нововведениями браконьерам стало легче получить разрешение на добычу редких видов животных, так как под целями такой охоты они указывают на проведение различных научных исследований.
Ляпустин С.Н. выделяет пять категорий браконьеров [17, с. 86]. В первую категорию входят те браконьеры, которые нацелены на охоту ради получения различных ценных трофеев. Во вторую категорию он относит тех, кто занимается такой незаконной охотой ради развлечения и получения удовольствия. В третью категорию он определяет тех, кто охотится на животных в целях получения их мяса. В четвертую категорию он относит людей, которые живут в сельской местности и охотятся на животных по причине добычи пропитания. И пятая категория браконьеров охотится в определенных районах России в целях добычи редких животных и их производных (дериватов) с целью дальнейшей контрабанды. То есть можно сказать, что существует большое количество причин незаконной добычи диких животных. Но на сегодняшний день все чаще браконьеры отлавливают и добывают редкие виды животных в целях дальнейшей продажи, то есть их последующим действием выступает контрабанда.
В целом необходимо отметить, что такие преступления как браконьерство и дальнейшая контрабанда редких животных являются преступлениями с высокой степенью латентности [19, с.114]. Причины латентности таких преступлений объясняются различными причинами, среди которых можно выделить несовершенство законодательства, совершение организованными группами, а также скрытностью перемещения предметов контрабанды. Заводова А.А. отмечает [13, с. 85], что в большинстве случаев контрабанда редких видов животных осуществляется в специально оборудованных тайниках, в которые помещают животных и скрывают это какими-либо другими товарами, которые не позволяют сотрудникам таможенных служб обнаружить их. То есть Заводова А.А. указывает на проблему таможенного контроля при провозке тех или иных редких животных через границу. А Петрова Т.М. также отмечает [20, с. 67], что контрабандисты чтобы незаконно перевезти редких видов животных и их дериваты через границу часто прибегают к использованию поддельных документов и разрешений. Из чего также следует, что необходимо повышать уровень контроля в таможенных службах.
Существует также проблема квалификации такого преступления как незаконная охота редких животных и растений по статье 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [22, с. 86]. Базаров П.Р. отмечает [11, с. 49] проблему отграничения преступления по статье 258.1 Уголовного кодекса от статьи 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Он отмечает, что в обеих статьях указываются одинаковые квалифицирующие признаки, которые приводят к спорным ситуациям при вынесении решений судами. Власов также затрагивает данную проблему и указывает на проблему такого отграничения [12, с. 37]. Также в рамках данной проблемы существует проблема квалификации незаконной добычи и оборота особо ценных диких животных с использованием современных средств передачи информации. Рыжова И.В. отмечает [23, с. 228], что объективная сторона преступления по статье 258.1 характеризуется фактической передачей одного лица другому редких видов животных или их дериватов. Однако в том случае, если лицо выложило в сеть «Интернет» объявление о продаже особо ценных видов животных и их дериватов, но не осуществило их фактическую передачу– то здесь не будет объективной стороны. Такие действия могут быть расценены как подготовка к совершению преступления. Помимо этого, необходимо отметить, что существует проблема назначения слишком мягких наказаний за браконьерство и контрабанду. Антонов И.М. указывает [10, с. 242], что наказание, установленное в статье 258.1 за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных Уголовного кодекса значительно строже, чем наказание, указанное в статье 258 Уголовного кодекса. за незаконную охоту на животных, охота на которых запрещается полностью.
Основными материалами исследования являются национальные законодательные акты Российской Федерации, которые можно отнести к специальным нормам, регламентирующим незаконный оборот и контрабанду редких животных, среди которых можно выделить: Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» [3], Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [4]. Помимо этого, в национальном законодательстве можно выделить Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [8], в котором утвержден перечень редких животных, находящихся под угрозой исчезновения, которые занесены в красную книгу.
Анализу подлежат также общие нормы Российской Федерации, где указаны отдельные положения, касающиеся вопросов охраны и защиты редких видов животных. Особое значение среди общих норм имеет Уголовный Кодекс Российской Федерации [2]. Применяя региональный подход, выделяется территория Дальнего Востока Российской Федерации, где особое значение имеет «Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения» [29] (СИТЕС).
В Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» одной из главных угроз экологической безопасности выступает – сокращение популяций различных редких видов животных. Их стремительное сокращение связано с их незаконной добычей и дальнейшей продажей. Однако как показало исследование, законодательная база, а именно основные нормативно-правовые акты, которые имеют прямое действие на регулирование деятельности охотничьих хозяйств не содержат точные положения об охране редких видов животных.
В первую очередь необходимо осветить вопрос отсутствия понятийного аппарата в области незаконной добычи и контрабанды редких животных и растений. Так в Федеральном законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» [3] указано, что охота представляет из себя деятельность, которая связана с выслеживанием охотничьих ресурсов их добычей и транспортировкой. То есть данное понятие освещает легальную охоту, которая разрешена в рамках законодательства. При этом, важно указать на то, что в данном законе нет легального понятия, которое бы указывало на незаконное осуществление добычи охотничьих ресурсов – браконьерство. Отсутствие такого важного понятия может привести к двусмысленному толкованию норм. В законодательстве Российской Федерации понятие «браконьерство» чаще всего отождествляется с незаконной охотой. Однако даже понятие «незаконная охота» было разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации только в 2012 году [6]. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2012 года «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под незаконной охотой понимается: охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в статье 60 указывается, что ввоз и вывоз редких и находящихся под угрозой исчезновения животных регулируется законодательством Российской Федерации. В данной статье под понятием «ввоз» и «вывоз» подразумевается контрабанда редких животных. Однако в Российском законодательстве отсутствует легальное определение контрабанды. Однако необходимо сказать, что в ранее в утратившем силу Таможенном кодексе Российской Федерации 1993 года данное понятие было закреплено [9]. В соответствии со статьей 219 данного кодекса контрабанда определялась как «перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов, указанных в данной статье с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием». В качестве таковых выступали наркотические средства, взрывные устройства, химическое оружие и иные предметы. И в этом списке не была указана контрабанда редких видов животных.
Также существуют некоторые проблемные аспекты в рамках уголовного законодательства, касающееся ответственности за контрабанду особо ценных диких животных. Дело в том, что в 2011 году произошла декриминализация статьи 188 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая относилась к преступлениям в сфере экономической деятельности и вместо данной статьи в Уголовный Кодекс была введена статья 226.1. Она в свою очередь была включена в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» [20, с.68]. Однако в ней не была закреплена контрабанда редких видов животных. И только посредством издания Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2013 года в статью было добавлено положение об уголовной ответственности за контрабанду особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов. Однако стоит отметить, что несмотря на внесенные изменения, проблемы все равно присутствуют. Так стоит отметить, что в данной статье находится большое количество предметов контрабанды, которые в свою очередь имеют разный характер и степень общественной опасности [18, с. 70]. Поэтому целесообразно выделить контрабанду особо ценных диких животных, водных и биологических ресурсов, растений и грибов в отдельную статью Уголовного кодекса.
Помимо национального законодательства также необходимо выделить важную Международную Конвенцию о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 года, которую Россия ратифицировала в 1992 году [29]. Данная Конвенция играет большую роль для такого региона как Дальний Восток. Это связано с тем, что именно чрез данный район проходит большинство незаконной контрабанды редких животных. В данной конвенции устанавливаются особые правила контроля относительно перемещения отдельных видов животных и их дериватов через таможенную границу. Для такого перемещения лицам выдаются специальные сертификаты, которые позволяют осуществлять перевозку редких животных через таможенную границу. Однако существуют проблемы внедрения положений этой Конвенции в национальное законодательство, потому что отсутствуют действенные механизмы контроля за соблюдением данной конвенции. И контрабандисты все равно незаконно провозят редких животных через границу.
Также необходимо сказать, что в обществе сложилось мнение, согласно которому экологические преступления не рассматриваются как значительные, и в сопоставлении с ними, преступления против личности имеют более серьезный характер. В связи с этим за совершение экологических преступлений в большинстве своем назначаются мягкие наказания, а порой выносятся даже оправдательные приговоры. Так, например исходя из статистики 2023 года по статье 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации о незаконной добыче и обороте особо ценных диких животных принадлежащим к видам занесенным в Красную книгу - было в общей сумме совершено 404 преступлений. При чем по 157 преступлениям было назначено условное лишение свободы [28]. Такая статистика действительно показывает несерьезное отношение к совершению экологических преступлений. Что в свою очередь требует от государства осуществления просвещения населения в области охраны окружающей среды и животного мира.
И в целом можно сделать вывод, что нормы касающиеся охраны животного мира, в частности особо ценных диких животных и растений сильно разрознены и находятся в большом количестве нормативно правовых актов. Из этого следует, что необходимо создать единый нормативно правовой акт, в котором, во-первых, закреплялся бы понятийный аппарат, а во-вторых, все нормы находились бы в едином акте.
Таким образом, несмотря на наличие большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды и животного мира -исчезновение редких видов животных продолжается. В первую очередь это связано с проблемами правоприменения и низким уровнем государственного контроля.
Браконьерство и дальнейшая контрабанда редких видов животных очень негативно сказывается на состоянии природной среды и имеет ряд негативных последствий. В первую очередь, происходит уменьшение популяций отдельных видов животных или полное их исчезновение, что дестабилизирует экосистемы и влияет на состояние и качество окружающей среды. Это в свою очередь подвергает опасности не только природную среду, но также и может иметь серьезные последствия для человека. Это связано с тем, что каждый вид играет свою роль в поддержании баланса состояния природной среды. И последствия исчезновения того или иного животного могут выражаться в ухудшении качества воздуха, воды и почвы, что в конечном итоге повлияет на здоровье и качество жизни человека. Кроме того, исчезновение особо ценных животных также может привести к невозможности создания ценных лекарств, так как произойдет потеря важных генетических ресурсов.
Таким образом, несмотря на наличие большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды и животного мира -исчезновение редких видов животных продолжается. В первую очередь это связано с проблемами правоприменения и низким уровнем государственного контроля. В связи с этим необходимо выделить основные проблемы, приводящие к увеличению браконьерства и контрабанды редких животных:
— Отсутствие систематизации законодательства в области защиты редких животных;
— Наличие проблем в регламентации уголовной ответственности за контрабанду редких видов животных;
— Слабый контроль таможенных органов за перемещением редких животных;
— Легкомысленное отношение общества к таким экологических преступлениям как браконьерство и контрабанда.
В качестве решения данных проблем предлагаются следующие способы решения:
— Создание единого нормативно-правового акта, который будет регулировать охрану особо ценных диких животных
— Установить легальные определения «браконьерство» и «контрабанда» в следующих редакциях:
«Браконьерство – это осуществление незаконной деятельности, направленной на добычу животных, биологических ресурсов и растений, на которых в соответствии с законодательством распространяется режим специальной правовой охраны»
«Контрабанда — это деятельность по осуществлению незаконного и тайного вывоза или ввоза охраняемых законодательством особо ценных диких животных через таможенную границу»
— Вынесение контрабанды особо ценных диких животных, в отдельную статью Уголовного кодекса Российской Федерации. А также перемещение данной статьи из главы 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» в главу 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса Российской Федерации
— Усиление эффективности таможенного контроля, путем повышения квалификации и обучения сотрудников таможенных служб
— Осуществление государством экологического просвещения населения путем проведения различных мероприятий и акций в рамках сохранения окружающей среды и животного мира
Целю исследования явилось раскрытие проблем правоприменения при борьбе с браконьерством и контрабандой редких видов животных. В рамках статьи были проанализированы правовые и иные проблемы способствующие увеличению браконьерства и контрабанды редких животных, находящихся под угрозой исчезновения. Данное исследование вносит вклад научное осмысление проблемы браконьерства и контрабанды редких животных. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении проблемы браконьерства и контрабанды редких животных с разных сторон, экологической, социальной и криминологической. Исследование сравнивается с работами других авторов, в результате чего выявляются как сходства, так и различия. Сходства проявляются в видение различными авторами проблем в рамках уголовной регламентации и систематизации законодательства. В данном исследовании предлагается ввести легальные определения «браконьерство» и «контрабанда», что не затрагивается в работах других авторов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет углубить научные знания, а также способствует осмыслению и пониманию экологических проблем. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в рамках данного исследования, могут быть использованы в дальнейших работах по данной теме. Также результаты могут помочь в разработке новых стратегий методов в рамках противодействия браконьерству и контрабанды редких животных.
В рамках дальнейшего исследования проблемы браконьерства и дальнейшей контрабанды редких животных, находящихся под угрозой исчезновения могут появиться некоторые ограничения. В их число входит ограничение в доступе к точной статистике по браконьерству и контрабанде. Такое ограничение может быть связано с латентностью таких преступлений и в связи с этим недостаточным количеством отчетов. Данное ограничение не дает эффективно проводить анализ данных по данной проблеме. Помимо этого, существуют этнические ограничения, в рамках которых не представляется возможным проводить разработку эффективных мер по борьбе с браконьерством и контрабандой. Данные ограничения связаны с культурой и традициями отдельных народов.
В рамках дальнейших исследований предлагается использовать комплексный подход в изучении данной проблемы и проводить исследования используя экономические, социальные, и культурные аспекты.
Браконьерство и дальнейшая контрабанда редких видов животных действительно негативно сказывается на состоянии природной среды и имеет ряд негативных последствий. Происходит уменьшение популяций отдельных видов животных или полное их исчезновение, что дестабилизирует экосистемы и влияет на состояние и качество окружающей среды. Это в свою очередь подвергает опасности не только природную среду, но также и может иметь серьезные последствия для человека. И несмотря на большое количество нормативно-правовых актов в Российской Федерации уровень преступности в данной области растет с каждым годом. Это позволяет сделать вывод, что уровень правового регулирования охраны животного и растительного мира находится на низком уровне, поэтому необходимо вносить изменения в законодательство.
Рассматривая проблемы и пути их решения в рамках контрабанды редких животных и их дериватов важно понимать, что систематизация законодательства в данной области позволит объединить все нормы, включающие в себя положения о защите редких видов животных в единый нормативный акт. Это в свою очередь позволит дать общее понимание проблемы. Введение легальных определений даст полное понимание того, что из себя представляет данная незаконная деятельность. Правильная регламентация уголовной ответственности за незаконную добычу и контрабанду редких видов животных позволит эффективно бороться с данным видом преступлений. Повышение контроля в рамках таможенных органов позволит снизить количество случаев перевозки редких видов животных и их дериватов в другие страны. Экологическое просвещение позволит повысить уровень знаний и осведомленности населения об окружающем мире.
Список литературы:
