ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCLXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Безопасность жизнедеятельности

CCLXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
OUTDOOR GAMES IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Ellina Arutyunyan
Student of Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Zheleznovodsk, Russia, Zheleznovodsk
Alla Orobinskaya
Scientific supervisor, Teacher of the Department of Humanities and socio-economic disciplines, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Zheleznovodsk, Russia, Zheleznovodsk
В современных условиях наблюдается значительное увеличение объема деятельности, связанной с вероятностными и неожиданными ситуациями, что требует от человека проявления находчивости, быстрой реакции, способности к концентрации и переключению внимания. Все эти качества объединяются в теории физического воспитания под понятием "ловкость" — это способность человека быстро, эффективно и целесообразно осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи в условиях изменчивости. Ловкость представляет собой сложное и многогранное двигательное качество, уровень которого зависит от множества факторов. Ключевое значение имеют хорошо развитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. Именно от степени их проявления зависит скорость формирования координационных связей и быстрота перехода от одной реакции к другой.
Основу ловкости составляют координационные способности, которые представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма. Эти способности обеспечивают согласование отдельных элементов движения в единое целое, обладающее смыслом. К координационным способностям относятся: пространственная ориентировка, точность воспроизведения движений по пространственным, силовым и временным параметрам, а также статическое и динамическое равновесие.
Двигательно-координационные способности представляют собой навыки, позволяющие быстро, точно и эффективно решать двигательные задачи, особенно в условиях неожиданности и сложности. Эти способности часто ассоциируются с такими терминами, как сноровка, ловкость и статокинетическая устойчивость. Под статокинетической устойчивостью понимается способность сохранять равновесие как в статическом, так и в динамическом состоянии, что зависит от координации мышечных движений и работы вестибулярного аппарата. Афферентные сигналы, поступающие из глаз, желудка, мышц и рецепторов вестибулярного аппарата, помогают определить положение тела в пространстве и координировать действия различных групп мышц.
Статическая устойчивость особенно важна в прицельных упражнениях, таких как стрельба из винтовки, ружья, пистолета, лука, а также в метании мяча по цели и в гимнастических элементах. В то время как динамическая устойчивость проявляется в движении, особенно в условиях меняющейся обстановки, как, например, в командных играх, таких как футбол, баскетбол и хоккей. К динамической устойчивости также относится способность противостоять укачиванию и сохранять равновесие в процессе активных действий. Наиболее результативным способом развития ловкости является игровой метод, который может применяться как с дополнительными заданиями, так и без них. Игровой подход с дополнительными заданиями включает в себя выполнение упражнений в ограниченные временные рамки, в специфических условиях или с использованием определенных движений. Например, в игре «Пятнашки» можно поставить цель «запятнать» как можно больше участников за три минуты, либо использовать волейбольный мяч для достижения этой цели, или же ограничиться определенной частью тела. В то время как игровой метод без дополнительных заданий предполагает, что ученики самостоятельно решают возникающие двигательные задачи, опираясь на собственный анализ ситуации. К примеру, в баскетболе во время атаки школьник должен предугадать, какая двигательная задача возникнет, и выбрать оптимальное решение — бросить мяч в кольцо, передать его партнеру или создать помехи для соперника.
Исследования показали, что подвижные игры в начальных классах не только составляют основу физического воспитания, но и являются одним из самых эффективных средств для развития координационных способностей у детей.
