Статья:

ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА

Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Донцова Д.Н., Журавлёва А.В. ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(280). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(280).pdf (дата обращения: 13.01.2025)
Голосование состоится 15.01.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА

Донцова Дарья Николаевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Журавлёва Алина Владимировна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ленцевич Ольга Михайловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Доктринальные подходы в наши дни актуальны для развития любой науки. Правовая доктрина как система господствующих представлений о праве может не только воспроизводить юридическую действительность, но и модернизировать все части правовой системы общества. К правовой системе относится правотворчество, правосознание, правореализация и позитивное право. Изучая римское правовое наследие, общество более эффективно может говорить о современном правопонимании и, соответственно, правильном его применении на практике различными государствами, организациями, учёными в своих исследованиях [5, с. 64–68]. В условиях интеграционных процессов, происходящих в праве, важно понимать, как доктрина продолжает влиять на правоприменение. Благодаря доктрине юристы-практики и судьи имеют возможность толковать законы, а также приспосабливать их к новым условиям. Кроме того, изучение римской доктрины даёт возможность понять, как исторический аспект может быть полезен для развития современных правовых систем и принципов.

Существует много определений доктрины. Она выступает в качестве источника правовых норм. Доктрина – систематизированное учение, совокупность принципов, постулатов, формирующая основу для определённой области знаний [2, с. 10]. А. Н. Головистикова и Л. Ю. Грудцына под доктриной понимают «мнение выдающихся ученых-юристов по проблемам права, которое считается общепризнанным научным сообществом, используется и цитируется им как образец научного подхода» [3, с. 205]. Если в праве возникают проблемы, противоречия или неясности в правовых нормах, то орган, применяющий право, может обратиться к правовой доктрине, её принципам и ценностям.

Правовая доктрина известна с самых ранних этапов формирования права. Наиболее значимым римским юристам предоставлялось право толковать действующие законы, и результаты их толкования имели обязательную силу для всех должностных лиц и граждан. В 426 г. н.э. в Риме был принят специальный закон – Lex Valentinianea allegatoria, в соответствии с которым положение работ выдающихся юристов – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина – считались обязательными для судей [4, с. 103]. Это означало, что разъяснения римских юристов становились источником права.

Для того, чтобы правовая доктрина приобрела юридическую силу, она должна быть признана обществом и государством. Сравнивая правовую доктрину с другими источниками права, можно выявить как общие черты, так и отличия. Правовая доктрина формируется учёными-юристами, представляющими общественные интересы. Нормативные правовые акты, договоры, юридические прецеденты и судебная практика оформляются специально уполномоченными государственными органами. Хотя и правовой обычай, и правовая доктрина, возникая в обществе, не требуют участия юридического сословия.

Римское право ‒ основа современных правовых систем. На протяжении многих веков доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье. Римское право развивалось на протяжении многих столетий, начиная с античной Римской республики и заканчивая средневековой Византией. В этот период (с V в. до н.э. по XV в. н.э) именно юристы играли ключевую роль в формировании правовой системы. Они не только разрабатывали правовые теории, но и активно участвовали в судебных разбирательствах, оказывая влияние на практику применения норм. Цели деятельности римских юристов, особенности методологии, которую они разрабатывали, определялись формулярным процессом защиты прав. Данный процесс разделён на две стадии. На первой стадии претор проводит юридическую квалификацию произошедшего, выражая это в лаконичной формуле, которую на второй стадии передаёт судье – частному лицу, назначенному тем же претором для решения фактических вопросов. Ни претор, ни судья не являются юристами, у них нет специального образования, и они не претендуют на эту роль. Второе направление работы римских юристов заключалось в интерпретации и толковании положений источников римского права: законов, преторских эдиктов и комментариев к таким эдиктам от известных юристов. Третье направление деятельности юристов классического периода заключалось в развитии права через аналогии, как это определял известный немецкий юрист XX в. Франц Шульц, исследовавший римское право.

Однако нужно отметить, что римское право в первую очередь представляет собой систему защиты прав частных лиц. Оно было разработано для защиты интересов частных собственников и участников свободного рынка, находившихся под защитой государства. Важную роль в толковании норм римского права юристы отводили обычаям. При рассмотрении вопроса о происхождении права и регулировании общественных отношений упоминаются обычаи, но им не даётся чёткого определения. Сказано лишь, что римский народ начал придерживаться некоторых обычаев после изгнания рексов (царей). Можно сделать вывод, что под обычаями подразумевались правила поведения, которые были одобрены молчаливым согласием граждан, не имели письменной формы и соблюдались на протяжении длительного времени [1, с. 72].

Римское право, особенно в классический период своего развития, является основой современных кодексов и иных нормативных актов. Однако, к сожалению, лишь небольшое количество научных исследований посвящено преемственности и сравнению существующих правовых институтов. Разработка римской правовой доктрины в Западной Европе началась в XII–XIII вв. и осуществлялась в двух основных направлениях: исследование истории римского частного права; адаптации его к современным нуждам в условиях рецепции. Этот процесс особенно активно развивался в Германии, где римское право было непосредственно реципировано. Немецкие юристы стремились решать актуальные вопросы судебной практики, обращаясь к истокам существующих правовых систем. В результате правоведы поставили перед собой задачу понять и изложить то римское право, которое применяется на практике и должно использоваться в судах.

Многочисленность дел в судах различных стран с международным элементом побуждает мировое сообщество разрабатывать единые правила судопроизводства, которые будут понятны всем. В этом контексте неизбежно обращение к римскому судебному процессу, поскольку нормы римского процессуального права представляют собой не просто набор предписаний и формул, а правила, которые обеспечивают законные способы защиты прав и интересов человека. Их целью является достижение справедливости и мирного сосуществования.

Проблема развития римской правовой доктрины в XXI в. заключается в нескольких аспектах: во-первых, адаптации к современным условиям (римское право формировалось в условиях, значительно отличающихся от современных); во-вторых, неоднородности источников (римское право включает законы, прецеденты, комментарии юристов, это создаёт сложности в определении единого подхода к его применению); в-третьих, конфликты с местными правовыми системами (возможность возникновения конфликтов между нормами римского права и местными правовыми традициями или обычаями); в-четвёртых, сложность системы (римское право характеризуется сложной системой понятий и категорий, что может затруднить его изучение и применение) [6, с. 77–81].

Таким образом, на протяжении всей истории развития романо-германской правовой семьи доктрина являлась важным источником права в идеологическом смысле. В определённые периоды ‒ в формально-правовом.

В законодательной деятельности нашего государства юридическая доктрина находит своё непосредственное применение. За ней признается большая созидательная сила, способная не только формулировать правовые нормы, но и целенаправленно развивать правовую систему в целом. Часто работы правоведов становятся основой для законодательных инициатив и внесения изменений в действующие нормативные акты.

 

Список литературы:
1. Асташов Д. С. Право и закон в древнем Риме: у истоков позитивного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. ‒ №3. ‒ 2017. ‒ С. 71–77. 
2. Веденеев Ю. А. Юридическая наука в системе междисциплинарных связей // Lex Russia. – 2017. – № 6 (127). – С. 9–31.
3. Головистикова А. Н. Толковый словарь юридических терминов: словарь / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. – М.: Эксмо, 2007. – 443 с.
4. Дождев Д. В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 1996. – 704 c.  
5. Ланг П. П. Ценность доктринальной правовой деятельности // Образование и право. ‒ 2020. ‒ № 7. ‒ С. 64–68. 
6. Чашин А. Н. Римская доктрина как форма права в правовых системах СНГ // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. ‒ 2018. ‒ № 2 (42). ‒ С. 77–81.