ИНКВИЗИЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ И КОНТРОЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИНКВИЗИЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ И КОНТРОЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Инквизиция, как исторический институт, существовавший в период Средневековья и раннего Нового времени, оставил значительный след в исторической памяти народов, на землях которых она действовала. В современном мире действия средневековой инквизиции можно соотнести с понятиями «расизм» и «ксенофобия». С одной стороны, инквизиция в основном была сосредоточена на религиозных убеждениях, однако она также могла пересекаться с этническими и культурными предрассудками. Расизм, с другой стороны, представляет собой систему предвзятости и дискриминации на основе расы или этнической принадлежности. Он проявляется в стереотипах, предрассудках и системных неравенствах, которые могут быть как явными, так и скрытыми. В некоторых случаях инквизиция могла использовать расистские идеи для оправдания своих действий. Например, в испанской инквизиции могли преследовать не только религиозных еретиков, но и людей, которые считались «нечистыми» по этническим или культурным причинам, таких как евреи или мусульмане. В этом смысле можно провести параллели между инквизицией и расизмом как формами угнетения.
Также инквизиция, как исторический феномен, может рассматриваться в контексте ксенофобии ‒ страха или ненависти к людям, представляющим другие культуры, религии или этнические группы. Хотя инквизиция в основном сосредотачивалась на религиозных вопросах, её действия часто пересекались с ксенофобными настроениями. Инквизиторские процессы зачастую основывались на идеях о «чистоте крови», поскольку считалось, что только люди с «чистой» христианской родословной могут быть истинными верующими. Это создавало предвзятость в отношении людей, имевших не-христианские корни. Инквизиция использовала страх перед чуждыми культурами и религиями как средство контроля и легитимации своих действий. Люди, отличающиеся по вероисповеданию или культуре, воспринимались как угроза общественному порядку. Таким образом, инквизиция может быть понята как проявление ксенофобии, когда страх перед инакомыслием и внешними отличиями становился основанием для преследований и насилия.
Инквизиция – это система церковных судов, учрежденных Папой Иннокентием III в 1215 году, официальное название которой – Святой офис инквизиции. Название происходит от латинского слова "inquisitio", означающего "разыскание", "исследование", что отражает её основную функцию – выявление и преследование еретиков. Однако, в отличие от распространенного упрощенного представления, Инквизиция не была единой, монолитной структурой. Её организация и методы работы значительно варьировались в зависимости от региона и времени. Главная задача Инквизиции заключалась в борьбе с ересями, угрожавшими, по мнению церкви, единству веры и порядку. Под ересью понималось не просто несогласие с отдельными догматами, а отказ от основных христианских истин, часто связанный с формированием различных сект и движений, таких как катары, альбигойцы, вальденсы. Эти группы нередко критиковали богатство и мирской образ жизни духовенства, что делало их особенно опасными в глазах католической церкви. Формально, Инквизиция не имела права применять физическое насилие, но на практике использование пыток для получения признаний было широко распространено, особенно в поздний период существования Инквизиции. [3, с. 348].
Одним из самых ярких примеров является инквизиция в Испании, история которой охватывает более 200 лет. В это время там полыхали очистительные костры церкви, приведшие к гибели десятков тысяч человек. Средневековая инквизиция играла значительную роль в христианской Испании в XIII в., но борьба с маврами не давала покоя жителям Пиренейского полуострова и способствовала укреплению их веры. Когда к концу XV в. Реконкиста была почти завершена, стремление к религиозному единству стало более явным. Еврейская диаспора в Испании, одна из крупнейших в Европе, вскоре стала мишенью для нападок. На протяжении веков еврейская община в Испании процветала, увеличивалась в численности и влиянии, хотя время от времени со стороны местных жителей проявлялся антисемитизм. Во время правления Генриха III Кастильского и Леонского (1390‒1406) евреи столкнулись с усилением преследований и были вынуждены принять христианство. Погромы 1391 г. были особенно жестокими, и угроза насилия нависла над еврейской общиной Испании. Оказавшись перед выбором между крещением и смертью, число номинальных обращенных в христианскую веру вскоре стало очень большим [2].
Во Франции благодаря победе в альбигойских войнах (1209‒1229) инквизиция имела более твердые позиции. И все же, когда там появился папский инквизитор ‒ Гильом Орно, поддерживаемый папой Григорием IX, его жестокость так обозлила людей, что он и его помощники были убиты, как Конрад в Германии. Однако папы были полны решимости установить инквизицию во Франции, и началась длительная борьба между римскими понтификами и французскими королями за верховенство в этой стране. Она достигла высшей точки при короле Филиппе IV Красивом, занявшем трон в 1285 г. Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем королевстве. Король заявил о своем желании провести реформу церковного законодательства, и в результате в Рим было отправлено послание с заявлением о том, что папа лишен права вмешиваться в светские дела государства. После смерти Папы Бонифация VIII, Филипп стал самым могущественным человеком в Европе. Более того, новый папа, Климент V, перенес резиденцию из Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, но находился во Франции, под контролем короля. Этот период (около 60-ти лет) прозвали «авиньонским пленением пап». Так король Филипп установил власть французских королей над папами и сделал инквизицию послушным орудием для достижения своих целей.
Самой яркой иллюстрацией к этому служит известное дело тамплиеров, когда «карманный папа» французского короля подтвердил все нужные ему решения инквизиционного трибунала для уничтожения Ордена тамплиеров и присвоения французской короной всех орденских богатств. В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при условии, что она будет выполнять волю французской короны. Жестокие преследования еретиков и заподозренных в ереси продолжались. При Франциске I произошла кровавая расправа с вальденсами, но и прежде были казни еретиков. В 1534‒1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека, а многих других ожидала не лучшая участь. Сам Франциск I при всем том не был моралистом. Его жестокость диктовалась политическими соображениями, в остальных случаях преследования инакомыслящих были не столь частыми. Его гонения на вальденсов получили особенно неприятную известность. Все эти гонения и убийства во Франции отвратительны и преступны, но совершены они были не инквизицией. «Огненная палата» (особый суд при Генрихе II) была учреждена государством. Со времен борьбы Филиппа Красивого с папством Священная палата инквизиции уже не имела прочных позиций во Франции.
В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее опорными пунктами стали Рим и Флоренция. Было и там немало ревностных преследователей еретиков, но во Флоренции суть конфликта не сводилось к борьбе за твердость католической веры, так как он там осложнялся политическим противоборством между двумя партиями ‒ гибеллинами и гвельфами. Венеция отказалась учредить у себя инквизицию, и туда стали стекаться беглецы из других государств. Вскоре папа потребовал покончить с этим, и власти Венеции сочли за благо не идти на конфликт. Правда, там инквизиция подчинялась городским законам, и имущество, конфискованное у еретиков, поступало в городскую казну, что ослабляло рвение инквизиторов. Карл Анжуйский, захватив Неаполь, создал там инквизицию, но дал понять, что там она будет под контролем государства, что также ограничило влияние папства. В то же время в Италии инквизиция имела прочные корни и действовала более продолжительный срок, чем во Франции. Даже в 1448 г. был организован крестовый поход против еретиков. Однако он не имел успеха, и вальденсы продолжали действовать в горных районах. Инквизиция в Италии все же была ослаблена из-за противодействия населения, из-за побегов из районов, ею контролируемых, а также из-за позиции светских правителей, как, например, в Неаполе или Венеции.
Закат Средневековья ознаменовался не просто упадком власти церковных судов, а коренным изменением их роли в обществе. Переход к Ренессансу и Реформации привёл к существенному росту религиозной терпимости, хотя и не повсеместному. Многообразие христианских вероисповеданий, существовавшее и ранее, перестало автоматически восприниматься как угроза, требующая немедленного подавления. Инквизиция, некогда грозная сила, постепенно утратила свою былой ужасающий вес и превратилась в символ жестокости и произвола, образ, намертво закрепившийся в массовом сознании [1, с. 423].
К позднему Средневековью и раннему Новому времени инквизиция все чаще занималась решением сугубо финансовых вопросов католической церкви. Конфискация имущества осужденных за ересь – вот что приносило реальную выгоду. Значительные суммы поступали в церковную казну, поддерживая ее деятельность и укрепляя позиции высшего духовенства. Многие процессы, казавшиеся проявлением религиозного фанатизма, на самом деле имели экономическую подоплеку.
Инквизиторские процессы достигли своего пика в XVI–XVII вв., особенно во время Реформации и Контрреформации.С течением времени церковный суд терял свое влияние, и к XIX в. был фактически упразднен. Последние остатки инквизиции были ликвидированы в 1908 г., когда папа Пий X отменил церковные трибуналы. Однако некоторые элементы инквизиции продолжали существовать в виде церковных судов и других форм контроля за вероучением, но они уже не имели широких полномочий и влияния [5, с. 60].
Инквизиция сыграла значительную роль в средневековой Европе, и её место в истории можно рассмотреть с различных точек зрения. Церковный суд был создан для поддержания единства католической церкви и борьбы с ересями. Он способствовал унификации религиозной практики и вероучений, что было особенно важно в условиях растущих религиозных разногласий. С другой стороны, инквизиция использовалась как инструмент политического контроля: монархи и церковные власти часто сотрудничали, чтобы подавлять оппозицию и укреплять свою власть. Инквизиторские процессы могли служить способом устранения политических противников под предлогом борьбы с ересью. Инквизиция также действовала как механизм социального контроля, поддерживая страх перед наказанием за отклонение от норм. Она способствовала созданию атмосферы подозрительности и недоверия, что влияло на общественные отношения. Кроме того, инквизиция оставила глубокий след в европейской культуре: она вдохновила множество литературных и художественных произведений, а также стала символом жестокости и нетерпимости [6, с. 150].
Восприятие инквизиции изменилось со временем, и сегодня она часто рассматривается как предупреждение о последствиях фанатизма. Инквизиция способствовала развитию средневекового судебного процесса, включая ведение допросов и системы доказательств. Хотя методы были жестокими, они заложили основы для более поздних правовых систем в Европе. Инквизиция оказала влияние на протестантскую Реформацию, так как преследования усиливали антикатолические настроения, что, в свою очередь, способствовало развитию новых религиозных течений и изменению религиозного ландшафта Европы.
Инквизиция была многогранным явлением, которое затрагивало религию, политику и общественную жизнь. Её действия оставили глубокий след в истории Европы, формируя представления о вере, власти и правосудии. Несмотря на свою репутацию, инквизиция также стала важной частью исторического дискурса о свободе вероисповедания и толерантности.