Статья:

ИНКВИЗИЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ И КОНТРОЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Казак М.В., Павлюкевич К.В. ИНКВИЗИЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ И КОНТРОЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОСУДАРСТВЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(280). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(280).pdf (дата обращения: 15.01.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНКВИЗИЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ И КОНТРОЛЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Казак Мария Владимировна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Павлюкевич Кира Владимировна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ленцевич Ольга Михайловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Инквизиция, как исторический институт, существовавший в период Средневековья и раннего Нового времени, оставил значительный след в исторической памяти народов, на землях которых она действовала. В современном мире действия средневековой инквизиции можно соотнести с понятиями «расизм» и «ксенофобия». С одной стороны, инквизиция в основном была сосредоточена на религиозных убеждениях, однако она также могла пересекаться с этническими и культурными предрассудками. Расизм, с другой стороны, представляет собой систему предвзятости и дискриминации на основе расы или этнической принадлежности. Он проявляется в стереотипах, предрассудках и системных неравенствах, которые могут быть как явными, так и скрытыми. В некоторых случаях инквизиция могла использовать расистские идеи для оправдания своих действий. Например, в испанской инквизиции могли преследовать не только религиозных еретиков, но и людей, которые считались «нечистыми» по этническим или культурным причинам, таких как евреи или мусульмане. В этом смысле можно провести параллели между инквизицией и расизмом как формами угнетения.

Также инквизиция, как исторический феномен, может рассматриваться в контексте ксенофобии ‒ страха или ненависти к людям, представляющим другие культуры, религии или этнические группы. Хотя инквизиция в основном сосредотачивалась на религиозных вопросах, её действия часто пересекались с ксенофобными настроениями. Инквизиторские процессы зачастую основывались на идеях о «чистоте крови», поскольку считалось, что только люди с «чистой» христианской родословной могут быть истинными верующими. Это создавало предвзятость в отношении людей, имевших не-христианские корни. Инквизиция использовала страх перед чуждыми культурами и религиями как средство контроля и легитимации своих действий. Люди, отличающиеся по вероисповеданию или культуре, воспринимались как угроза общественному порядку. Таким образом, инквизиция может быть понята как проявление ксенофобии, когда страх перед инакомыслием и внешними отличиями становился основанием для преследований и насилия.

Инквизиция – это система церковных судов, учрежденных Папой Иннокентием III в 1215 году, официальное название которой – Святой офис инквизиции. Название происходит от латинского слова "inquisitio", означающего "разыскание", "исследование", что отражает её основную функцию – выявление и преследование еретиков. Однако, в отличие от распространенного упрощенного представления, Инквизиция не была единой, монолитной структурой. Её организация и методы работы значительно варьировались в зависимости от региона и времени.  Главная задача Инквизиции заключалась в борьбе с ересями, угрожавшими, по мнению церкви, единству веры и порядку. Под ересью понималось не просто несогласие с отдельными догматами, а отказ от основных христианских истин, часто связанный с формированием различных сект и движений, таких как катары, альбигойцы, вальденсы. Эти группы нередко критиковали богатство и мирской образ жизни духовенства, что делало их особенно опасными в глазах католической церкви. Формально, Инквизиция не имела права применять физическое насилие, но на практике использование пыток для получения признаний было широко распространено, особенно в поздний период существования Инквизиции. [3, с. 348].

Одним из самых ярких примеров является инквизиция в Испании, история которой охватывает более 200 лет. В это время там полыхали очистительные костры церкви, приведшие к гибели десятков тысяч человек. Средневековая инквизиция играла значительную роль в христианской Испании в XIII в., но борьба с маврами не давала покоя жителям Пиренейского полуострова и способствовала укреплению их веры. Когда к концу XV в. Реконкиста была почти завершена, стремление к религиозному единству стало более явным. Еврейская диаспора в Испании, одна из крупнейших в Европе, вскоре стала мишенью для нападок. На протяжении веков еврейская община в Испании процветала, увеличивалась в численности и влиянии, хотя время от времени со стороны местных жителей проявлялся антисемитизм. Во время правления Генриха III Кастильского и Леонского (1390‒1406) евреи столкнулись с усилением преследований и были вынуждены принять христианство. Погромы 1391 г. были особенно жестокими, и угроза насилия нависла над еврейской общиной Испании. Оказавшись перед выбором между крещением и смертью, число номинальных обращенных в христианскую веру вскоре стало очень большим [2].

Во Франции благодаря победе в альбигойских войнах (1209‒1229) инквизиция имела более твердые позиции. И все же, когда там появился папский инквизитор ‒ Гильом Орно, поддерживаемый папой Григорием IX, его жестокость так обозлила людей, что он и его помощники были убиты, как Конрад в Германии. Однако папы были полны решимости установить инквизицию во Франции, и началась длительная борьба между римскими понтификами и французскими королями за верховенство в этой стране. Она достигла высшей точки при короле Филиппе IV Красивом, занявшем трон в 1285 г. Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем королевстве. Король заявил о своем желании провести реформу церковного законодательства, и в результате в Рим было отправлено послание с заявлением о том, что папа лишен права вмешиваться в светские дела государства. После смерти Папы Бонифация VIII, Филипп стал самым могущественным человеком в Европе. Более того, новый папа, Климент V, перенес резиденцию из Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, но находился во Франции, под контролем короля. Этот период (около 60-ти лет) прозвали «авиньонским пленением пап». Так король Филипп установил власть французских королей над папами и сделал инквизицию послушным орудием для достижения своих целей.

Самой яркой иллюстрацией к этому служит известное дело тамплиеров, когда «карманный папа» французского короля подтвердил все нужные ему решения инквизиционного трибунала для уничтожения Ордена тамплиеров и присвоения французской короной всех орденских богатств. В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при условии, что она будет выполнять волю французской короны. Жестокие преследования еретиков и заподозренных в ереси продолжались. При Франциске I произошла кровавая расправа с вальденсами, но и прежде были казни еретиков. В 1534‒1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека, а многих других ожидала не лучшая участь. Сам Франциск I при всем том не был моралистом. Его жестокость диктовалась политическими соображениями, в остальных случаях преследования инакомыслящих были не столь частыми. Его гонения на вальденсов получили особенно неприятную известность. Все эти гонения и убийства во Франции отвратительны и преступны, но совершены они были не инквизицией. «Огненная палата» (особый суд при Генрихе II) была учреждена государством. Со времен борьбы Филиппа Красивого с папством Священная палата инквизиции уже не имела прочных позиций во Франции.

В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее опорными пунктами стали Рим и Флоренция. Было и там немало ревностных преследователей еретиков, но во Флоренции суть конфликта не сводилось к борьбе за твердость католической веры, так как он там осложнялся политическим противоборством между двумя партиями ‒ гибеллинами и гвельфами. Венеция отказалась учредить у себя инквизицию, и туда стали стекаться беглецы из других государств. Вскоре папа потребовал покончить с этим, и власти Венеции сочли за благо не идти на конфликт. Правда, там инквизиция подчинялась городским законам, и имущество, конфискованное у еретиков, поступало в городскую казну, что ослабляло рвение инквизиторов. Карл Анжуйский, захватив Неаполь, создал там инквизицию, но дал понять, что там она будет под контролем государства, что также ограничило влияние папства. В то же время в Италии инквизиция имела прочные корни и действовала более продолжительный срок, чем во Франции. Даже в 1448 г. был организован крестовый поход против еретиков. Однако он не имел успеха, и вальденсы продолжали действовать в горных районах. Инквизиция в Италии все же была ослаблена из-за противодействия населения, из-за побегов из районов, ею контролируемых, а также из-за позиции светских правителей, как, например, в Неаполе или Венеции.

Закат Средневековья ознаменовался не просто упадком власти церковных судов, а коренным изменением их роли в обществе. Переход к Ренессансу и Реформации привёл к существенному росту религиозной терпимости, хотя и не повсеместному. Многообразие христианских вероисповеданий, существовавшее и ранее, перестало автоматически восприниматься как угроза, требующая немедленного подавления. Инквизиция, некогда грозная сила, постепенно утратила свою былой ужасающий вес и превратилась в символ жестокости и произвола, образ, намертво закрепившийся в массовом сознании [1, с. 423].

К позднему Средневековью и раннему Новому времени инквизиция все чаще занималась решением сугубо финансовых вопросов католической церкви. Конфискация имущества осужденных за ересь – вот что приносило реальную выгоду. Значительные суммы поступали в церковную казну, поддерживая ее деятельность и укрепляя позиции высшего духовенства. Многие процессы, казавшиеся проявлением религиозного фанатизма, на самом деле имели экономическую подоплеку.

Инквизиторские процессы достигли своего пика в XVI–XVII вв., особенно во время Реформации и Контрреформации.С течением времени церковный суд терял свое влияние, и к XIX в. был фактически упразднен. Последние остатки инквизиции были ликвидированы в 1908 г., когда папа Пий X отменил церковные трибуналы. Однако некоторые элементы инквизиции продолжали существовать в виде церковных судов и других форм контроля за вероучением, но они уже не имели широких полномочий и влияния [5, с. 60].

Инквизиция сыграла значительную роль в средневековой Европе, и её место в истории можно рассмотреть с различных точек зрения. Церковный суд был создан для поддержания единства католической церкви и борьбы с ересями. Он способствовал унификации религиозной практики и вероучений, что было особенно важно в условиях растущих религиозных разногласий. С другой стороны, инквизиция использовалась как инструмент политического контроля: монархи и церковные власти часто сотрудничали, чтобы подавлять оппозицию и укреплять свою власть. Инквизиторские процессы могли служить способом устранения политических противников под предлогом борьбы с ересью. Инквизиция также действовала как механизм социального контроля, поддерживая страх перед наказанием за отклонение от норм. Она способствовала созданию атмосферы подозрительности и недоверия, что влияло на общественные отношения. Кроме того, инквизиция оставила глубокий след в европейской культуре: она вдохновила множество литературных и художественных произведений, а также стала символом жестокости и нетерпимости [6, с. 150].

Восприятие инквизиции изменилось со временем, и сегодня она часто рассматривается как предупреждение о последствиях фанатизма. Инквизиция способствовала развитию средневекового судебного процесса, включая ведение допросов и системы доказательств. Хотя методы были жестокими, они заложили основы для более поздних правовых систем в Европе. Инквизиция оказала влияние на протестантскую Реформацию, так как преследования усиливали антикатолические настроения, что, в свою очередь, способствовало развитию новых религиозных течений и изменению религиозного ландшафта Европы.

Инквизиция была многогранным явлением, которое затрагивало религию, политику и общественную жизнь. Её действия оставили глубокий след в истории Европы, формируя представления о вере, власти и правосудии. Несмотря на свою репутацию, инквизиция также стала важной частью исторического дискурса о свободе вероисповедания и толерантности.

 

Список литературы:
1. Ли Г. Ч. История инквизиции в Средние века: в 3 кн. / Г. Ч. Ли; под ред. С. Г. Лозинского; пер. с фр. А. В. Башкирова. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – Кн. 3: Частные случаи инквизиционной деятельности. – 432 с.
2. Льоренте Х.-А. История испанской инквизиции: монография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib.ru/HISTORY/INKWIZICIA/ inquiz.txt. – Дата доступа: 20.12.2024.
3. Мирсанова, Е. С. Устройство и судопроизводство инквизиции в Средние века // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 12 (64). – С. 347–353.
4. Пархомчук О. А. Исследование деятельности инквизиции в средние века / О. А. Пархомчук, Д. В. Яцук, Л. Ф. Пашкевич // Материалы докладов 45-й респ. науч.-техн. конф. преподавателей и студентов, посвященной Году книги, Витебск, 27 апреля 2012 г. / Витеб. гос. технол. ун-т. – Витебск, 2012. – С. 46–49.
5. Пустовалова В. Е. Средневековый суд инквизиции и его эволюция / В. Е. Пустовалова, В. В. Соловьёва // Общество – наука – инновации: сб. статей Нац. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Волгоград, 22 февраля 2023 г. / Об-во с огр. отв. «Омега Сайнс». – Уфа, 2023. – С. 57–61.
6. Сергейченко А. А. Возникновение инквизиции в Средневековой Европе // Религия и общество-16: сб. науч. статей XVI Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 22 апреля 2022 г. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. – Могилев, 2022. – С. 147–150.