Статья:

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ МУЗЫКИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ

Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Галковский И.В. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ МУЗЫКИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 47(279). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/47(279).pdf (дата обращения: 12.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ МУЗЫКИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ

Галковский Иван Вячеславович
курсант, Военный университет им. князя Александра Невского, РФ, г. Москва
Маслова Ирина Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель 46 кафедры (фортепиано), Военный университет им. князя Александра Невского, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Всегда на любой войне, в самые трудные ее дни, рядом с нашими солдатами были их любимые знаменитые на всю страну артисты, которые своим творчеством вносили незаменимый вклад в создание благоприятной морально-психологической атмосферы для военнослужащих, находящихся в районах боевых действий. Цель работы – раскрыть особую значимость музыкального творчества для культурного воспитания военнослужащих, поддержания их эмоционального состояния и боевого духа.

 

Ключевые слова: музыка; Афганистан; война; военнослужащий; вокально-инструментальный ансамбль; Каскад.

 

 «Нельзя без музыки солдату на войне.

Без песен быстро зачерствеет он душой» [3]

24 октября 1979 года, в ответ на неоднократные просьбы афганского правительства, Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза принял решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан. В начальный период боевых действий организация концертов профессиональных коллективов оказалась затруднительной, поскольку в большинстве афганских провинций начались интенсивные бои против мятежных бандформирований.

В составе 40-й армии был сформирован собственный музыкальный коллектив – 32-й армейский концертный ансамбль, который занимался подготовкой концертных программ и проведением творческих мероприятий в преддверии государственных праздников в частях, дислоцировавшихся в Кабуле и Баграме. Впоследствии для поддержания морально-боевого духа на передовую отправлялись советские артисты, чтобы разнообразить армейские будни военнослужащих. Среди них: Эдита Пьеха, Валерий Сюткин, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Людмила Зыкина. Иосиф Кобзон в Афганистане побывал 9 раз, выступая прямо с грузовиков в самых отдаленных гарнизонах и заставах.

Несколько раз участником боевых действий был Александр Розенбаум. Он провел в Афганистане около шести месяцев и даже написал там альбом «В горах Афгани». Он прошел эту войну с автоматом в одной руке и гитарой в другой, добираясь на маленькие заставы в горах, куда не могли попасть другие артисты. Именно после первой поездки в Афганистан родился его знаменитый «Черный тюльпан». Это правда о той войне. Не случайно челябинские Афганцы поставили Александру Яковлевичу памятник при жизни (точнее не ему, а черному тюльпану). Черным тюльпаном в Афганистане солдаты называли борт, отвозивший на Родину гробы [2].

Во время этой войны были созданы два уникальных, впоследствии известных вокально-инструментальных ансамбля: «Каскад» и «Голубые береты».

Ансамбль «Голубые береты» начал свою творческую жизнь с самодеятельным коллективом воинов – десантников 350-го парашютно-десантного полка 103-ей Воздушно-десантной дивизии в 1985 году, когда энтузиасты среди солдат решили объединиться под руководством Сергея Ярового. Группа столкнулась с трудностями, репетируя по ночам из-за участия в военных действиях днем, но это не мешало им создавать собственные композиции, такие как «Афганистан», «Память», «Опасные черты», «Письмо матери» и др. Также широкую известность им принесло исполнение песни «Синева» [1].  

В конце 1983 года военным дирижером Андреем Суховым был создан вокально-инструментальный ансамбль «Каскад», получивший свое название в честь одноименного батальона главного разведывательного управления, который одним из первых вошел в Афганистан. Два офицера этого батальона – Юрий Кирсанов и Игорь Морозов, сочиняли песни под гитару и записывали их на кассеты, которые активно тиражировались и распространялись по территории Афгана. А. Сухов оформил эти песни с музыкальной точки зрения профессионально, благодаря чему «Каскад» быстро завоевал авторитет и уважение среди военнослужащих. По словам очевидцев той войны, песни «Каскада» звучали «из каждого КАМАЗа». В 1985 году руководителем ансамбля стал военный дирижер майор Александр Колесников. Он записал пластинку «Вспомним ребята», в которую вошли 10 песен в исполнении ансамбля.

В 1987 году руководителем ансамбля становится капитан Александр Халилов. Ансамбль дислоцировался в 177 полку в штабе дивизии в Бограде. Сам Александр Михайлович вспоминает: «Я приехал с пересыльного пункта, представился командиру дивизии:

-Товарищ полковник, капитан Халилов прибыл в Ваше распоряжение для дальнейшего прохождения службы.

А он такой с юмором был, спрашивает меня:

- Ты феномен?

(Я тогда еще с юмором не совсем)

- Да нет, нормальный.

- Тьфу ты блин, опять нормального прислали!»

«Наша дивизия охраняла перевал Саланг – это горный хребет – серпантин, кладбище советской техники, такая артерия по снабжению из Советского Союза. Через каждые 5 км стояли заставы – у подножья, с той и другой стороны, и вверх. Наверху всегда было очень холодно, снег лежал, а дорога такая узкая. Что такое застава?! – месяц сидел взвод на одном месте, без радио, без связи, без ничего. Из-за любого камня духи могли обстрелять. Собственно, так оно и было.

И когда мы первый раз поехали на маршрут, нас принимали лучше, чем Иосифа Давыдовича Кобзона. Настолько наскучались, настолько замучались, каждую секунду жизнь могла оборваться. Любого из них. И поэтому для них было праздничное, радостное событие, когда приехал ансамбль, тем более из своих солдат. В нашем репертуаре уже были песни про все рода войск, и грустные были песни, например, «Кукушка» Кирсанова. Тогда я понял – эти песни могут проникнуть настолько глубоко, что даже самый суровый солдат сидел и плакал. И я убедился, насколько важна наша профессия, музыка» [4].

Слова А.М. Халилова подтверждают важность исполнения живой музыки в местах проведения боевых действий. Песни сыграли незаменимую роль в жизни солдат во время Афганской войны, выступая как мощный источник моральной поддержки и эмоциональной разгрузки военнослужащих. В условиях стресса и морального давления мелодии стали важным жизненным ресурсом, помогая солдатам справляться с одиночеством, страхом, тревогой, и создавали чувство общности, братства и единства в воинском коллективе.

 

Список литературы:
1. Голубые береты / BERETS. URL: http://www.berets.ru/main/
2. Розенбаум А. Моя боль – Афганистан / YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hS-mMdGLOc0 (дата обращения 28.11.2024)
3. Сыван В. Нельзя без музыки солдату на войне / Проза.ру. URL: https://proza.ru/2014/10/09/570 (дата обращения: 02.12.2024)
4. Интервью с А.М. Халиловым взято 5 октября 2024 г. курсантом 5 курса ВИ (ВД) ВУ И.В. Галковским