ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ МУЗЫКИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ
Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ МУЗЫКИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ
Аннотация. Всегда на любой войне, в самые трудные ее дни, рядом с нашими солдатами были их любимые знаменитые на всю страну артисты, которые своим творчеством вносили незаменимый вклад в создание благоприятной морально-психологической атмосферы для военнослужащих, находящихся в районах боевых действий. Цель работы – раскрыть особую значимость музыкального творчества для культурного воспитания военнослужащих, поддержания их эмоционального состояния и боевого духа.
Ключевые слова: музыка; Афганистан; война; военнослужащий; вокально-инструментальный ансамбль; Каскад.
«Нельзя без музыки солдату на войне.
Без песен быстро зачерствеет он душой» [3]
24 октября 1979 года, в ответ на неоднократные просьбы афганского правительства, Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза принял решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан. В начальный период боевых действий организация концертов профессиональных коллективов оказалась затруднительной, поскольку в большинстве афганских провинций начались интенсивные бои против мятежных бандформирований.
В составе 40-й армии был сформирован собственный музыкальный коллектив – 32-й армейский концертный ансамбль, который занимался подготовкой концертных программ и проведением творческих мероприятий в преддверии государственных праздников в частях, дислоцировавшихся в Кабуле и Баграме. Впоследствии для поддержания морально-боевого духа на передовую отправлялись советские артисты, чтобы разнообразить армейские будни военнослужащих. Среди них: Эдита Пьеха, Валерий Сюткин, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Людмила Зыкина. Иосиф Кобзон в Афганистане побывал 9 раз, выступая прямо с грузовиков в самых отдаленных гарнизонах и заставах.
Несколько раз участником боевых действий был Александр Розенбаум. Он провел в Афганистане около шести месяцев и даже написал там альбом «В горах Афгани». Он прошел эту войну с автоматом в одной руке и гитарой в другой, добираясь на маленькие заставы в горах, куда не могли попасть другие артисты. Именно после первой поездки в Афганистан родился его знаменитый «Черный тюльпан». Это правда о той войне. Не случайно челябинские Афганцы поставили Александру Яковлевичу памятник при жизни (точнее не ему, а черному тюльпану). Черным тюльпаном в Афганистане солдаты называли борт, отвозивший на Родину гробы [2].
Во время этой войны были созданы два уникальных, впоследствии известных вокально-инструментальных ансамбля: «Каскад» и «Голубые береты».
Ансамбль «Голубые береты» начал свою творческую жизнь с самодеятельным коллективом воинов – десантников 350-го парашютно-десантного полка 103-ей Воздушно-десантной дивизии в 1985 году, когда энтузиасты среди солдат решили объединиться под руководством Сергея Ярового. Группа столкнулась с трудностями, репетируя по ночам из-за участия в военных действиях днем, но это не мешало им создавать собственные композиции, такие как «Афганистан», «Память», «Опасные черты», «Письмо матери» и др. Также широкую известность им принесло исполнение песни «Синева» [1].
В конце 1983 года военным дирижером Андреем Суховым был создан вокально-инструментальный ансамбль «Каскад», получивший свое название в честь одноименного батальона главного разведывательного управления, который одним из первых вошел в Афганистан. Два офицера этого батальона – Юрий Кирсанов и Игорь Морозов, сочиняли песни под гитару и записывали их на кассеты, которые активно тиражировались и распространялись по территории Афгана. А. Сухов оформил эти песни с музыкальной точки зрения профессионально, благодаря чему «Каскад» быстро завоевал авторитет и уважение среди военнослужащих. По словам очевидцев той войны, песни «Каскада» звучали «из каждого КАМАЗа». В 1985 году руководителем ансамбля стал военный дирижер майор Александр Колесников. Он записал пластинку «Вспомним ребята», в которую вошли 10 песен в исполнении ансамбля.
В 1987 году руководителем ансамбля становится капитан Александр Халилов. Ансамбль дислоцировался в 177 полку в штабе дивизии в Бограде. Сам Александр Михайлович вспоминает: «Я приехал с пересыльного пункта, представился командиру дивизии:
-Товарищ полковник, капитан Халилов прибыл в Ваше распоряжение для дальнейшего прохождения службы.
А он такой с юмором был, спрашивает меня:
- Ты феномен?
(Я тогда еще с юмором не совсем)
- Да нет, нормальный.
- Тьфу ты блин, опять нормального прислали!»
«Наша дивизия охраняла перевал Саланг – это горный хребет – серпантин, кладбище советской техники, такая артерия по снабжению из Советского Союза. Через каждые 5 км стояли заставы – у подножья, с той и другой стороны, и вверх. Наверху всегда было очень холодно, снег лежал, а дорога такая узкая. Что такое застава?! – месяц сидел взвод на одном месте, без радио, без связи, без ничего. Из-за любого камня духи могли обстрелять. Собственно, так оно и было.
И когда мы первый раз поехали на маршрут, нас принимали лучше, чем Иосифа Давыдовича Кобзона. Настолько наскучались, настолько замучались, каждую секунду жизнь могла оборваться. Любого из них. И поэтому для них было праздничное, радостное событие, когда приехал ансамбль, тем более из своих солдат. В нашем репертуаре уже были песни про все рода войск, и грустные были песни, например, «Кукушка» Кирсанова. Тогда я понял – эти песни могут проникнуть настолько глубоко, что даже самый суровый солдат сидел и плакал. И я убедился, насколько важна наша профессия, музыка» [4].
Слова А.М. Халилова подтверждают важность исполнения живой музыки в местах проведения боевых действий. Песни сыграли незаменимую роль в жизни солдат во время Афганской войны, выступая как мощный источник моральной поддержки и эмоциональной разгрузки военнослужащих. В условиях стресса и морального давления мелодии стали важным жизненным ресурсом, помогая солдатам справляться с одиночеством, страхом, тревогой, и создавали чувство общности, братства и единства в воинском коллективе.