Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Макшанова Д.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(277). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(277).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Макшанова Дарья Кирилловна
студент, кафедра непрерывного педагогического образования и методики обучения, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Ужан Ольга Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматривается использование игровых методов обучения на уроках истории, как эффективное средство организации познавательной деятельности в процессе обучения истории.

Abstract. This article discusses the use of game-based teaching methods in history lessons as an effective means of organizing cognitive activity in the process of learning history.

 

Ключевые слова: обучение истории, игровые методы, уроки истории.

Keywords: history teaching, game methods, history lessons.

 

В последние десятилетия образование претерпело значительные изменения, в том числе и в области подходов к обучению. Одним из наиболее перспективных направлений, вызывающим интерес как среди ученых, так и практиков, является использование игровых методов обучения. Эта тенденция затрагивает различные дисциплины, однако наибольшее внимание заслуживает применение игровых подходов в преподавании истории. История как предмет включает в себя не только изучение фактов и событий, но и анализ сложных социальных, экономических и культурных процессов, которые формируют наше понимание мира[1].

Использование игровых методов в обучении позволяет создать интерактивную и захватывающую обучающую среду, где ученики могут погрузиться в исторические события, примерить на себя роли исторических персонажей и участвовать в ролевых играх, симуляциях или дебатах. Это способствует более эффективному усвоению учебного материала, развитию эмоционального интеллекта, творческого мышления и умения анализировать. Игровая деятельность играет важную роль в процессе обучения, выполняя разнообразные функции, включая образовательные и воспитательные. Поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ученика и ее место в системе образования и воспитания. Также важно выявить, какие аспекты психического развития и формирования личности ученика наиболее эффективно развиваются в игре и какие могут быть ограничены в других видах деятельности.

Игра также способствует формированию дружного коллектива, самостоятельности и положительного отношения к труду. В процессе игры ученик может развивать качества активного участника, находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть полезны в других ситуациях, учиться сознательности, нестандартному поведению, адаптироваться к различным условиям, заданным игрой[2].

Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

* К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

* Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

* Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

* Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры - есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил.

Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признаны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества[3].

Важно отметить, что учебная игра представляет собой творческое повторение определенной человеческой деятельности на личном уровне с элементами оригинальности, новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с другими участниками. В процессе игры активизируются различные виды памяти, такие как ассоциативная, механическая, зрительная, в ответ на запросы игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре, необходимо много вспомнить и осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным источником информации, а для развития интеллектуальных способностей, самостоятельности, инициативности, деловитости и ответственности учеников необходимо предоставить им подлинную свободу в общении. Игры могут быть индивидуальными, парными, групповыми или общеклассными.

По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний.

По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

По форме проведения: игры - аукционы, защиты, путешествие по станциям, пресс - конференции, игры - исследования

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 5 по 11 класс сложность игр нарастает[4].

Критерии игр.

1.Игра должна быть рассчитана на один урок.

2.Игра не должна быть сложной для понимания их правил.

3.Игра не должна морально устаревать.

4.Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.

5.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Упражнения включаются в уроки и во внеурочную работу, их длительность составляет около 10-15 минут. Они направлены на улучшение когнитивных способностей учеников, являются эффективным средством для развития интереса к учебному материалу, его понимания и закрепления, а также применения в новых ситуациях.

Нельзя отрицать, что игра оказывает сильное воздействие на развитие ребенка. Она играет важную роль в воспитании человека. Игра способствует развитию творческого мышления, которое необходимо для будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, игра является эффективным методом обучения. Она гарантирует положительное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и стимулирует желание учиться.

Таким образом, образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями [5].

 

Список литературы:
1. Бабюк Г.Ф. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и кл. рук-лей. М., «Просвещение»,1976;
3. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994;
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978;
5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.