КРАТКИЙ ОБЗОР СТРУКТУРЫ ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ»
Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КРАТКИЙ ОБЗОР СТРУКТУРЫ ГРУППЫ «АЭРОФЛОТ»
Группа «Аэрофлот», один из ведущих игроков на рынке авиаперевозок в России, представила свою последнюю презентацию для инвесторов на конференции Smart-Lab, состоявшейся 26 октября 2024 года. В этом документе представлена целостная картина операционных и финансовых результатов компании за девять месяцев 2024 года, стратегических планов на будущее, а также текущих отраслевых тенденций. Этот анализ направлен на выявление ключевых моментов, отражающих динамику развития Аэрофлота и его места на рынке.
Группа «Аэрофлот» является крупнейшей авиационной группой России, предлагая мультибрендовые услуги через различные авиакомпании, и обширную сеть хабов, включая аэропорты в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и Сочи. Аэрофлот не только осуществляет авиаперевозки, но и предоставляет дополнительные услуги, такие как техническое обслуживание воздушных судов, обучение авиационного персонала, гостиничные услуги и производство питания для пассажиров [1].
В группу «Аэрофлот» входят такие сетевые авиакомпании как «Аэфрофлот» и «Россия», а также лоукостеры «Победа». Группа «Аэрофлот» работает в ключевых продуктовых и географических сегментах рынка, предлагая перевозки из Москвы и региональных баз в различных классах обслуживания. Структура пассажиропотока по авиакомпаниям Группы «Аэрофлот» демонстрирует следующее распределение. Аэрофлот занимает наибольшую долю с 54,7%, что подчеркивает его статус ведущего перевозчика. Победа и Россия составляют 24,8% и 20,5% соответственно, что указывает на их значительное, но меньшинство по сравнению с Аэрофлотом [2]. Это распределение иллюстрирует сильное лидерство Аэрофлота на рынке, в то время как Победа и Россия играют важные, но более нишевые роли в общем пассажиропотоке группы. Рассмотрим бизнес-модель каждой из авиакомпаний, входящих в Группу «Аэрофлот».
- Аэрофлот представляет собой крупнейшую российскую авиакомпанию, а также одну из старейших в мире. У авиакомпании развитая сеть, фокус на частоте и стыкуемости рейсов, высокий уровень сервиса и широкая линейка тарифов. Основной хаб – московский аэропорт Шереметьево.
- Победа – ведущий лоукостер России, который фокусируется на низкобюджетном сегменте и прямых пассажиропотоках. Основной базой выступает также московский аэропорт Шереметьево.
- Россия является одной из крупнейших авиакомпаний страны, а также выступает центром компетенций Группы «Аэрофлот» по эксплуатации российской авиатехники. Авиакомпания фокусируется на региональных перевозках и относится к среднему ценовому сегменту, базируется в Санкт-Петербурге, Москве (Шереметьево), Красноярске и Сочи [3].
Таким образом, авиакомпании Группы имеют различные ценностные предложения для потребителя, которые отличны по своим параметрам– от бюджетного до продукта высокого уровня и премиального предложения в бизнес-классе. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика входящих в состав группы авиакомпаний.
Таблица 1.
Сравнительный анализ авиакомпаний группы «Аэрофлот», 2023 г.
Характеристика |
Аэрофлот |
Победа |
Россия |
Количество пассажиров, млн |
25,2 |
13,0 |
9,1 |
Пассажирооборот, млрд пкм |
75,5 |
25,9 |
21,4 |
Предельный пассажирооборот, млрд ккм |
88,1 |
27,5 |
25,4 |
Занятость кресел, % |
85,7 |
94,4 |
86,4 |
Воздушные суда |
171 |
42 |
136 |
Маршруты |
159 |
94 |
122 |
Сотрудники, тыс. чел. |
16,6 |
2,3 |
6,7 |
Доля перевозок по России в пассажиропотоке, % |
71,8 |
87,7 |
89,6 |
Также отметим, что у компаний отличается результат по развитию в 2023 г. Так, Аэрофлот удвоил пассажиропотока на международных линиях, Победа возобновила совместные перевозки с Аэрофлотом, а Россия развила операции в Красноярском хабе.
Авиакомпании Аэрофлот, Победа и Россия демонстрируют значительные различия в операционных показателях и стратегии развития. Аэрофлот обслужил 25,2 млн пассажиров с коэффициентом загрузки 85,7% и имеет самый большой флот (171 воздушное судно) и количество маршрутов (159). Победа показала высокий коэффициент загрузки (94,4%) с 13,0 млн пассажиров, также возобновив совместные перевозки с Аэрофлотом, что говорит о восстановлении спроса. Россия с 9,1 млн пассажиров активно развивает свою деятельность в Красноярском хабе и имеет неплохие результаты по пассажирообороту и маршрутам. Таким образом, каждый оператор следит за развитием своей бизнес-стратегии, влияя на динамику рынка авиаперевозок в России.
За шесть месяцев 2024 г. Группа «Аэрофлот» получила положительную чистую прибыль на фоне роста перевозок и занятости кресел, несмотря на низкий сезон. В таблице 2 представлены ключевые финансовые показатели [2].
Таблица 2.
Ключевые финансовые показатели Группы «Аэрофлот»
Показатель |
6 мес. 2023 г. |
6 мес. 2024 г. |
Изменение, % |
Выручка, млрд. руб. |
252,2 |
377,2 |
49,6 |
Пассажирская выручка, млрд. руб. |
234,4 |
354,2 |
51,1 |
Операционные расходы, млрд. руб. |
255,1 |
308,0 |
20,7 |
Операционная прибыль/ убыток, млрд. руб. |
-2,9 |
69,2 |
- |
EBITDA, млрд. руб. |
66,2 |
125,9 |
1,9х |
EBITDA маржа, % |
26,3 |
33,4 |
7,1 |
Чистая прибыль/ убыток, млрд. руб. |
-102,0 |
42,3 |
- |
Скорректированная чистая прибыль/убыток, млрд. руб. |
-20,1 |
27,0 |
- |
В первом полугодии 2024 г. Группа «Аэрофлот» продемонстрировала значительный рост финансовых показателей по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Выручка увеличилась на 49,6%, достигнув 377,2 млрд. руб., благодаря росту пассажирской выручки на 51,1%. Хотя операционные расходы выросли на 20,7%, компания сумела переключиться от убытков к операционной прибыли в размере 69,2 млрд. руб. Данные результаты свидетельствуют о восстановлении и устойчивом росте компании после пандемии, что является положительным знаком для её финансового здоровья и дальнейшего развития.
Группа «Аэрофлот» демонстрирует стабильное лидерство на российском рынке авиаперевозок, обеспечивая комплексное покрытие через развитую маршрутную сеть, включающую как внутренние, так и международные направления. С ростом пассажиропотока и улучшением финансовых показателей, компания продемонстрировала способность адаптироваться к изменениям на рынке, продолжая свою стратегию по повышению качества обслуживания и расширению.