КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В современных условиях развития общества остро стоит вопрос об улучшении и повышении эффективности механизмов защиты прав и свобод личности на уровне государства. Опыт ряда стран показывает, что одной из наиболее эффективных форм защиты конституционных прав и свобод граждан является возможность подачи индивидуальных конституционных жалоб.
Конституцией Республики Беларусь закреплено положение о том, что обеспечение прав и свобод граждан является основной целью государства. По результатам республиканского референдума от 27 февраля 2022 года, законодательное закрепление получил новый метод защиты прав и свобод граждан ‒ институт индивидуальной конституционной жалобы. На сегодняшний день, этот правовой механизм в силу своей новизны пока не имеет конкретной оценки с точки зрения правоприменительной практики в условия белорусского государства, однако уже прослеживаются некоторые закономерности в ходе реализации гражданами права на подачу конституционной жалобы, а также нормативно-правовыми актами определена процедура, порядок, основания подачи и рассмотрения таких жалоб.
Согласно ч.5 ст. 1161 Конституции Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №124-З «О конституционном судопроизводстве» (далее ‒ Закон), Конституционный Суд имеет право выносить решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, применённых в конкретном случае, если все другие юридические средства защиты были исчерпаны.
Для такого обращения необходимо наличие совокупности следующих условий:
‒ нарушены конституционные права и свободы гражданина в результате применения закона в конкретном деле с его участием;
‒ исчерпаны все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод гражданина при разрешении конкретного дела;
‒ соблюдён срок на обращение в Конституционный суд: не позднее одного года со дня принятия судебного постановления (решения), которым исчерпываются все другие средства судебной защиты по соответствующей категории дел. В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока, гражданин вправе ходатайствовать перед Конституционным Судом о его восстановлении (в течение трех месяцев после отпадения уважительных причин, препятствовавших обращению в Конституционный Суд, и не позднее двух лет со дня принятия судебного постановления (решения), которым исчерпываются все другие средства судебной защиты по соответствующей категории дел).
При этом даётся определение «исчерпания всех других средств судебной защиты» по гражданским и уголовным делам, под чем понимается последовательное обжалование (в апелляционном, кассационном и надзорном порядке) судебных постановлений, по результатам которого во всех судебных инстанциях в удовлетворении жалобы отказано, а по административным делам ‒ оставление Верховным Судом без удовлетворения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Статьями 154, 155 Закона устанавливаются общие требования к содержанию конституционной жалобы, документы и иные материалы, прилагаемые к конституционной жалобе. Также закреплена возможности подачи конституционной жалобы в двух формах: письменной и электронной. Государственная пошлина за рассмотрение конституционной жалобы согласно приложению 15-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,5 базовой величины, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Суд может освободить гражданина от уплаты государственной пошлины.
Процесс рассмотрения жалобы включает несколько стадий: 1) предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда; 2) предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда; 3) возбуждение производства по делу либо отказ в возбуждении производства по делу; 4) отзыв обращения; 5) объединение конституционных жалоб; 6) рассмотрение дела в судебном заседании; 7) принятие решения Конституционного Суда.
По результатам рассмотрения и разрешения дела Конституционный Суд выносит одно из следующих решений:
‒ о соответствии Конституции (конституционности) закона или его отдельных положений. При этом решении может быть указано на необходимость устранения выявленного Конституционным Судом пробела в правовом регулировании.
‒ о несоответствии Конституции (неконституционности) закона или его отдельных положений.
В ходе рассмотрения дела о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе Конституционный Суд не входит в обсуждение фактических обстоятельств конкретного дела и не дает оценку судебному постановлению по существу дела. После возбуждения производства по делу Конституционный Суд уведомляет об этом суд общей юрисдикции, принявший последнее судебное постановление по делу, в котором применен закон, конституционность которого подлежит проверке. Решение Конституционного Суда, которым примененный в конкретном деле закон (его отдельные положения) признан неконституционным, влечет пересмотр судебного постановления, постановления по делу об административном правонарушении в отношении заявителя в случаях, когда неконституционные положения послужили основанием для привлечения гражданина к уголовной или административной ответственности; в случаях, когда судебное постановление, вынесенное в порядке гражданского судопроизводства, не исполнено; а также если в решении Конституционного Суда прямо указано на такой пересмотр. Решение по конституционной жалобе может также влечь пересмотр судебных постановлений в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Законом [1].
По информации Конституционного суда на июль 2024, за то время, как появилась такая возможность (с 1 октября 2023 года), поступило 311 обращений граждан и юридических лиц. Но в результате предварительного рассмотрения выяснилось, что все они не соответствуют требованиям, установленным законом, и не могут быть рассмотрены в качестве конституционных жалоб. Граждане, подавая обращения в Конституционный Суд, зачастую рассчитывают на пересмотр или отмену решений судов других инстанций. А это невозможно. «Поэтому очевидно, что уровень юридической помощи должен быть повышен, в том числе со стороны адвокатского сообщества. Конституционным судом принимаются определенные меры информационно-разъяснительного характера, чтобы конституционные жалобы граждан поступали юридически надлежаще оформленными», ‒ отметил Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Пётр Миклашевич [2].
Как Конституционным Судом Республики Беларусь, в Беларуси все законы ещё на стадии обсуждения и принятия в парламенте проходят тщательную проверку, анализируются и проверяются на соответствие Конституции. Таким образом вырабатывается оптимальное правовое регулирование той или иной сферы. «Поэтому увидеть какой-то штрих, который в чем-то нарушает права граждан, обосновать его и определить, что необходимо его устранение в интересах всего общества, ‒ это, конечно, единичные случаи», ‒ объяснила Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Карпович Наталья, почему таких жалоб не может быть много [2].
Тем не менее, исследование опыта реализации института конституционной жалобы в таких странах, как Германия, Австрия, Латвия, Польша, Россия и других, позволяет сделать вывод о том, что внедрение данного института в законодательство Республики Беларусь, а также необходимость дальнейшего развития демократии и правового государства, подчеркивают его значимость и актуальность. [3] Также с учетом практики Российской Федерации представляется разумным установить возможность подачи как индивидуальных, так и коллективных конституционных жалоб в Республике Беларусь. Целесообразно также наделить правом подачи конституционных жалоб и юридических лиц. Предлагаемые изменения создадут более эффективный механизм для защиты прав как физических, так и юридических лиц.