Формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности
Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности
Аннотация. Модернизация Российского общества и динамика социально - экономических изменений в большой степени повлияла на взаимоотношения людей, спровоцировав небывалый рост насилия и нетерпимости в современном обществе. Подрастающее поколение оказывается в эпицентре психологической напряженности, социальных противоречий, которые предопределяют развитие поведенческих девиаций, агрессивности, усложняют формирование установок толерантного сознания. Вместе с тем, именно с утверждением ценностей толерантности в социуме связывают надежды на выживание человечества, так как опасные для существования человечества бесконечные войны и конфликты возрождаются, а распространение всевозможных фобий стало реальным.
Ключевые слова: модернизация, педагогическая наука, общекультурные ценности, внеурочная деятельность.
Перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Одной из составляющих данной характеристики личности является формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности. Как известно, их формирование зависит от воспитания интереса и уважения к культурам разных народов. Нужно формировать не только открытость разным культурам, умение вести диалог культур, но и формировать национальное самосознание.
Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира [1].
Проблема формирования культурных ценностей во внеурочной деятельности приобретает в данный момент особую социальную значимость. Нормативно-правовой основой для реализации образовательными учреждениями курса на формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности подтверждается Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании», «ФГОС НОО», «О внешкольном образовании», «О Национальных меньшинствах в РФ», международными документами «Декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка».
В педагогическом словаре под ценностными ориентациями рассматривается выборочная, относительно стойкая система направленности интересов потребностей личности, ориентированная на определенный аспект социальных ценностей [3, с. 357].
С. Р. Алиева понятие «общекультурные ценности» рассматривает как особенное комплексное социокультурное и социально-психологического образование, результат сложного процесса самоопределения человека в социальном пространстве относительно самого себя, другого человека и отношения личности относительно своей и другой культуры [2, с. 4].
Под общекультурными ценностями мы понимаем совокупность ценностей, которая предусматривает национальную идентичность, межэтническую толерантность, межкультурную коммуникацию и взаимодействие, общекультурную адаптацию как структурные компоненты современной личности.
Учитывая особенности функционирования внешкольных учебных заведений, основанной на деятельности кружков различной направленности, мы проанализировали программно-методическое обеспечение работы кружков по межэтнического воспитания подростков по различным направлениям деятельности и, учитывая недостатки, разработали тематику для кружковых занятий по углублению знаний, умений и навыков воспитанников по различным аспектам данной проблемы.
Так, кружки военно-патриотического направление, обеспечивают надлежащий уровень физической подготовки детей, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности, должны большее внимание обращать на историческое развитие русского народа; на судьбоносные события, повлиявшие на становление и развитие народа; на памятники культуры особенности формирование национального характера; на установление военно-политических отношений между народами, на налаживание гуманных, толерантных отношений в любых жизненных обстоятельствах, на воспитание культуры межэтнических отношений между членами полиэтнических обществ.
Кружки туристско-краеведческого направление, привлекают воспитанников к изучению истории родного края и окружающей среды, различных объектов и явлений социальной жизни, должны сосредоточить внимание на изучении памятников культуры народов, влияет на формирование у потомков самосознания и будущее их самоопределения в национальных вопросах, на воспитание уважительного отношения к памятникам старины и хранения культурного опыта.
В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна. С учетом региональных особенностей, в Концепции приоритетных направлений воспитательной работы, внеурочной деятельности в учебных заведениях, представлены такие основные направления как: воспитание патриотизма и формирование любви к родному краю; воспитание толерантности, направленное на развитие полиэтничного и мультикультурного Крыма; воспитание личности, которая противостоит любому негативному влиянию, положительно воспринимает мир и свое место в нем [6, с. 44]. Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о форме ее существования и сферы распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер самое важное значение имеет сфера быта, которая представляет собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей [4, с. 89].
Существование культурных отличий, свойственных обще культурным обществам, не могло не отразиться на системе образования во внеурочной деятельности. Да, в последние годы очевидным является факт, что младшие школьники разных культурных групп должны научиться уживаться вместе и уважать разные культурные традиции. В итоге происходят изменения в подходах ко внеурочной деятельности в школах, что приводит к необходимости разработки концепции общекультурного образования, которое включает в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп. В условиях общекультурной реальности, когда контактируют ученики, которые принадлежат к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к акультурации членов социумов, которые соединяют в своем сознании разные культуры, ориентированные на «другого», склонного к диалогу с ним. Обучение языку, наряду с изучением культурных и социальных ценностей, может служить мощным средством понимания между этносами. Формирование языковой и общекультурной компетенции во внеурочной деятельности представляет собой ценность в обогащении собственной культуры в целом: культуры общения, языка, умственного труда [5, с. 72].
Подводя итог, можно сказать, что исследования в области общекультурных ценностей нуждаются взвешенного подхода, потому что изучение национально - культурного своеобразия, этнического самосознания и сознания, этнической идентичности, ценностных ориентаций представителей различных культур благотворно отразятся на взаимном развитии и взаимном обогащении.
Таким образом, своевременная и целеустремленная воспитательная работа во внеурочной деятельности с младшими школьниками, их родителями, и просветительская работа, в первую очередь, на школьном уровне, будет способствовать содействию принципам толерантности во взаимоотношениях между разными культурами, отведет угрозу для появления причин нестабильности и создаст условия для социального и экономического возрождения, а также для формирования кросс - культурных ценностей у младших школьников.