УСТОЙЧИВОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
УСТОЙЧИВОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрена погрузка и перевозка продукции из нефти, выделены основные особенности и сложности при заливе ее в цистерны. Предложены некоторые рекомендации по улучшению противопожарной защиты.
Ключевые слова: безопасность перевозки, погрузка нефтегрузов, железнодорожный транспорт, танк-контейнер.
Все предприятия, в том числе и железнодорожный транспорт, должны соблюдать требования пожарной безопасности. Станция – это объект повышенной опасности. На данном объекте производится погрузка и выгрузка больших объемов опасных веществ. Не соблюдение норм безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям и необратимым последствиям. Рассмотрим погрузку на примере станции Оренбург. Большая доля погрузки приходится на нефтегрузы и химикаты, рассмотрим подробнее на рисунке 1.
Рисунок 1. Погрузка грузов на станции Оренбург
Погрузка нефти требует определенных мер безопасности. При заливе нефтегрузов в цистерну требуется обязательная защита органов дыхания от испарений. Перечислим основные преимущества перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом:
- возможность перевозить большими объемами;
- широкая географическая доступность;
- скорость доставки;
- перевозка в любых метеоусловиях.
При хранении нефти и заливе в вагоны необходим отвод паров, которые могут повлечь за собой взрывы. Также необходимо проверять подвижной состав на отсутствие пробоин и других неисправностей, особое внимание должно быть оказано сварным швам цистерн.
При разливе опасного груза могут возникать неконтролируемые пожары, загрязнение почв и атмосферы.
В современных вагонах установлены датчики контроля груза, которые следят за температурой, а также датчики измерения уровня налива. Рассмотрим аварийную ситуацию при заливе нефти в цистерну на станции Оренбург путем построения дерева событий.
Рисунок 2. Дерево событий
По результатам «дерева событий» можно сделать вывод, что наиболее вероятным событием будет пожар без сигнала тревоги 2,68 ∙ 10-2 год-1.
В настоящее время очень распространены танк-контейнеры (рисунок 3).
Рисунок 3. Танк-контейнер для перевозки нефтепродуктов и химикатов
Танк-контейнер имеет множество преимуществ перед цистернами, что гарантирует большую безопасность для людей, объектов инфраструктуры и окружающей среды. Течь груза по сварному шву минимальна, а значит возникновение аварийных ситуаций при перевозке нефтепродуктов и химикатов сводится к минимуму.
Таким образом при погрузке нефтегрузов на железнодорожной станции рекомендуется предусмотреть более современные меры противопожарной и взрывобезопасной техники, а также рассмотреть более безопасный вид подвижного состава – танк-контейнеры. Можно привести анализ модернизированных датчиков состояния груза, а также рассмотреть способы внедрение новых датчиков, чувствительных к загазованной среде внутри подвижного состава.