Статья:

УСТОЙЧИВОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Шаниязов А.Р. УСТОЙЧИВОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(269). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(269).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСТОЙЧИВОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

Шаниязов Артур Русланович
студент, Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Приволжский государственный университет путей сообщения», РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена погрузка и перевозка продукции из нефти, выделены основные особенности и сложности при заливе ее в цистерны. Предложены некоторые рекомендации по улучшению противопожарной защиты.

 

Ключевые слова: безопасность перевозки, погрузка нефтегрузов, железнодорожный транспорт, танк-контейнер.

 

Все предприятия, в том числе и железнодорожный транспорт, должны соблюдать требования пожарной безопасности. Станция – это объект повышенной опасности. На данном объекте производится погрузка и выгрузка больших объемов опасных веществ. Не соблюдение норм безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям и необратимым последствиям. Рассмотрим погрузку на примере станции Оренбург. Большая доля погрузки приходится на нефтегрузы и химикаты, рассмотрим подробнее на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Погрузка грузов на станции Оренбург

 

Погрузка нефти требует определенных мер безопасности. При заливе нефтегрузов в цистерну требуется обязательная защита органов дыхания от испарений. Перечислим основные преимущества перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом:

- возможность перевозить большими объемами;

- широкая географическая доступность;

- скорость доставки;

- перевозка в любых метеоусловиях.

При хранении нефти и заливе в вагоны необходим отвод паров, которые могут повлечь за собой взрывы. Также необходимо проверять подвижной состав на отсутствие пробоин и других неисправностей, особое внимание должно быть оказано сварным швам цистерн.

При разливе опасного груза могут возникать неконтролируемые пожары, загрязнение почв и атмосферы.

В современных вагонах установлены датчики контроля груза, которые следят за температурой, а также датчики измерения уровня налива. Рассмотрим аварийную ситуацию при заливе нефти в цистерну на станции Оренбург путем построения дерева событий.

 

Рисунок 2. Дерево событий

 

По результатам «дерева событий» можно сделать вывод, что наиболее вероятным событием будет пожар без сигнала тревоги 2,68 ∙ 10-2 год-1.

В настоящее время очень распространены танк-контейнеры (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Танк-контейнер для перевозки нефтепродуктов и химикатов

 

Танк-контейнер имеет множество преимуществ перед цистернами, что гарантирует большую безопасность для людей, объектов инфраструктуры и окружающей среды. Течь груза по сварному шву минимальна, а значит возникновение аварийных ситуаций при перевозке нефтепродуктов и химикатов сводится к минимуму.

Таким образом при погрузке нефтегрузов на железнодорожной станции рекомендуется предусмотреть более современные меры противопожарной и взрывобезопасной техники, а также рассмотреть более безопасный вид подвижного состава – танк-контейнеры. Можно привести анализ модернизированных датчиков состояния груза, а также рассмотреть способы внедрение новых датчиков, чувствительных к загазованной среде внутри подвижного состава.

 

Список литературы:
1. Дубровин А.А. Риск техногенный / Типизация деревьев событий при транспортировке железнодорожным транспортом опасных грузов // Проблемы анализа риска, 2018, Т.5, No3, С. 86-95.;
2. https://yuzd.rzd.ru/ru/6194/page/104069?id=171037 (явка 24.09.2024).