ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Конференция: CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. Нами было проведено изучение факторов, влияющих на успеваемость обучающихся в медицинском ВУЗе с помощью анализа физиологических показателей и опросников.
Ключевые слова: успеваемость, психоэмоциональное состояние студентов, стресс, ответственность, тревожность.
Введение. Успешность учебной деятельности студентов зависит от многих факторов [1]. Интенсивная умственная деятельность, ограниченная двигательная активность, повышенная статическая нагрузка, нарушение режима сна, эмоциональные переживания ведут к перенапряжению вегетативной нервной системы, регулирующей нормальную жизнедеятельность организма [2]. В сфере высшего образования особенно актуальна проблема стресса и тревожности. Студенты среди представителей других социальных групп испытывают более высокое эмоциональное и умственное напряжение в процессе адаптации к новым условиям жизни и обучения [3]. Возникновение стресса у студентов часто связано с недостатком сна, низкой двигательной активностью, конфликтами с однокурсниками, преподавателями и родителями, большой учебной нагрузкой, неумением рационально распределять свое свободное и рабочее время [4].Экзаменационный стресс также оказывает негативное влияние на процессы восприятия и обучения студентов, что может отразиться на их успеваемости и еще больше усилить напряжение [5],высокий уровень которого приводит к срыву адаптации и формированию тревожного состояния у обучающихся медицинских вузов [6].
Методы. Исследования были проведены с участием студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов БГМУ в возрасте от 18 до 23 лет. Исследовательская выборка составила 51 студент, которые были разделены на 2 группы по итогам двух сессий: 1-ая – «отличники» (n =29), 2-ая –«хорошисты»(n =22). «Ударников» среди респондентов не оказалось, что возможно объясняется проведением исследования в группах, обучающихся на бюджетной основе. В обычные учебные дни проводилась регистрация физиологических показателей, отражающих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: частоты сердечных сокращений в минуту (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), артериального давления систолического (СД), артериального давления диастолического (ДД), а также замерялись показателя роста и веса. По этим данным были рассчитаны индексы, отражающие психофизиологическую адаптацию организма: вегетативный индекс Кердо (ВИК) – показатель, использующийся для оценки деятельности вегетативной нервной системы. ВИК = (1 – (ДД/ЧСС)) х 100%. Если значение этого индекса больше нуля, то преобладают симпатические влияния в деятельности вегетативной нервной системы, если меньше нуля – парасимпатические влияния, если равно нулю, говорят о функциональном равновесии. Уровень испытуемого стресса (УИС): УИС = ЧСС x АДп x M1/3x 0,000126, где АДп - пульсовое артериальное давление, мм рт.ст. АДп = СД-ДД. В норме УИС составляет не более 1,5 усл. ед., 1,5-2,0 усл. ед. – умеренный стресс, более 2,0 усл. ед. – выраженный стресс. Адаптационный потенциал (АП) оценивает уровень приспособляемости организма человека к различным меняющимся факторам внешней среды. АП = 0,011хЧСС + 0,014хСД + 0,008хДД + 0,014хВ + 0,009хМ – 0,009хР – 0,27, где В – возраст, годы; М – масса, кг; Р – рост, см. Удовлетворительная адаптация для юношей ≤ 2,20, для девушек ≤ 1,96; напряжение адаптации для юношей – 2,21-2,43, для девушек - 1,97-2,23; неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации для юношей ≥ 2,44, для девушек ≥ 2,24. С целью изучения психоэмоционального состояния студентов было проведено психологическое тестирование с использованием опросника Спилбергера и получены показатели личностной (ЛТ) и ситуационной тревожности (СТ). Показатели ЛТ и СТ> 45 – высокая тревожность, в диапазоне 25-45 – средняя (умеренная) и < 25 –низкая. Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера позволяет диагностировать интернальность — экстернальность, то есть степень готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него [7]. Отклонение вправо (более 5 стенов) –интернальный тип УСК, отклонение влево от нормы (менее 5 стенов) –экстернальный тип УСК. Данный тест измеряет как общую интернальность, так и ее отдельные виды. Мы исследовали общую шкалу интернальности, а также шкалы интернальности в области семейных отношений, неудач, межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни.
Результаты. Анализ средних значений показателей ВИК, УИС и АП выявил различия в психофизиологической адаптации студентов 2 курса. Средние значения ВИК составили 0,11±0,2 и 6,8±13,8в 1-ой и 2-ой группах, соответственно. Однако внутри 2-ой группы индекс Кердо варьировал от -33,3 до 27,1.Средние значения показателей УИС в обеих группах были в пределах нормы: 1,54±0,5 и 1,4±0,3 – в 1-ой и 2-ой группах, соответственно. Однако среди «отличников» было выявлено 6,9% студентов с выраженным стрессом. Среди «хорошистов» студентов с выраженным стрессом не было выявлено. Средние значения АП, в обеих группах были в норме и практически на одном уровне: 2,05±0,5, и2,0±0,2- у «отличников» и «хорошистов»,соответственно. Анализ состояния тревожности респондентов по опроснику Спилбергера выявил, что средние значения показателей СТ и ЛТ в обеих группах были в диапазоне средних величин, причем в 1-ой ниже, чем во 2-ой. У «отличников» СТ и ЛТ составили 32,46±6,4 и 35,24±6,5 соответственно, у «хорошистов» 33,5±9,9 и 38,0±10,8, соответственно. При анализе в каждой группе процентного распределения показателей уровня тревожности было обнаружено, что среди «отличников» средние показатели встречаются у 86,2% (по СТ) и 82,8% (по ЛТ); низкие показатели – у 10,3% (по СТ) и 6,9% (по ЛТ) и высокие показатели – у 3,5% (по СТ) и 10,3% (по ЛТ); среди «хорошистов» средние показатели встречаются у 77,3% (по СТ) и 54,6% (по ЛТ); низкие показатели – у 13,6% (по СТ и ЛТ) и высокие показатели – у 9,1% (по СТ) и 31,8% (по ЛТ).
Анализ средних значений показателей по тест-опроснику Роттера по общей шкале интернальности выявил отклонение от нормы влево (меньше 5стенов) у студентов обеих групп. Однако в 1-ой группе отклонения не так выражены и средние значения показателей по этой шкале составили 4,25±1,25, что ближе к интернальности. Во 2-ой группе средние значения этого показателя оказались более низкими и составили 3,6±2,1. По шкале интернальности в области достижений в 1-ой группе средние значения показателей были равны 5,07±1,7, а во 2-ой – 4,5±1,5.По шкале интернальности в области неудач средние значения показателей оказались низкими в обеих группах (3,5 ±1,8 и 3,7±2,3 – в 1-ой и 2-ой соответственно) и выявили экстернальный контроль. По шкале интернальности в семейных отношениях было выявлено снижение средних значений показателей в обеих группах, но в большей мере у «хорошистов» (3,8±1,7), чем у «отличников» (4,25±1,5). По шкале интернальности в области межличностных отношений средние значения показателей составили в 1-ой группе 5,25±1,8, во 2-ой–4,9±1,9. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни в обеих группах выявила высокие показатели средних значений, причем во 2-ой группе выше, чем в 1-ой (у «хорошистов» 5,4±2,25, у «отличников» 5,21±1,8).
Обсуждение результатов. Средние значения показателей АП у респондентов обеих групп были обнаружены в диапазоне удовлетворительной адаптации, что свидетельствует об отсутствии у студентов напряжения механизмов адаптации и успешном их приспособлении к студенческой жизни на втором году обучения в ВУЗе. Однако в состоянии вегетативного гомеостаза у студентов были выявлены различия, причем для «отличников» характерно функциональное равновесие, а для «хорошистов» - преобладание активности симпатической нервной системы. Показатели УИС, расположенные в пределах нормы у большинства респондентов обеих групп, указывают на отсутствие испытываемого стресса обучающихся и подтверждают успешную их адаптацию. Выявленный небольшой процент «отличников» с повышенным УИС свидетельствует о наличии стресса у отдельных студентов, что может быть связано с высокой учебной нагрузкой, особенностями отношения к учебе и боязнью получить «4». На успеваемость студентов может влиять функциональное состояния сердечно-сосудистой системы и состояние вегетативного гомеостаза, что отразилось в показателях ВИКу «хорошистов» и согласуется с литературными данными [8]. Оценка ЛТ и СТ подтвердила, что у испытуемых в основном средний уровень тревожности, но встречались студенты и с высоким уровнем ЛТ среди «хорошистов» и «отличников» (31,8% и 10,3%, соответственно), которые могут проявлять состояние неуверенности и выраженной тревоги в разнообразных ситуациях. Причем у «хорошистов» с высоким уровнем ЛТ был также повышен ВИК. Более высокие показатели средних значений ситуативной и личностной тревожности у «хорошистов указывают на возможную зависимость успеваемости обучающихся от уровня тревожности. Анализ уровня субъективного контроля позволил выявить, что «отличники» –интернальные уверенные личности, способные достигать поставленных целей, ответственные за межличностные отношения с окружающими и за свое здоровье. «Хорошисты» – экстернальные личности с повышенной тревожностью, избегающие ответственности в семейных и межличностных отношениях, но ответственные за свое здоровье.