АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
Конференция: CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
Аннотация. Статья рассматривает проблемы осуществления административно-правовых полномочий российским Уполномоченным по правам ребенка в процессе выполнения своих функций в сфере государственного управления защитой прав, свобод и законных интересов ребенка. В качестве решения проблемы и повышения эффективности административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка предлагается выработать соответствующие механизмы предупреждения коррупции, утвердить перечень форм и методов работы Уполномоченного на уровне Федерального Закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации».
Ключевые слова: Уполномоченный, административно-правовой статус, государственный орган, права ребенка, детский омбудсмен, повышение эффективности.
Уполномоченным по правам детей в России является должность федерального государственного гражданского управления РФ, введенная указом Президента РФ от 01.09.2009 No 986 «Об уполномоченном по правам детей при Президенте РФ». Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Приоритетным направлением деятельности детского омбудсмена является защита прав, свобод и интересов детей.
Уполномоченный по правам ребенка является специалистом, анализирующим конфликтные ситуации, контролирующим соблюдение законодательства о защите прав и интересов участников образовательного процесса, осуществляющим правовое просвещение и воспитание детей, а также профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. [2, с. 18]
Важно отметить, что в российской правовой системе права детей, как граждан страны, и связанные с ними гарантии закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе, Декларации прав и свобод человека и гражданина России, а также в законодательстве об охране здоровья, образовании, труде и в других нормативных актов, включая те, которые находятся в процессе редактирования. Кроме того, были изданы несколько Указов Президента России, касающихся защиты семьи, материнства и детства. [3, с. 59]
Однако, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система защиты прав, свобод и законных интересов детей, а также сводного законодательства, который представляет собой своего рода кодекс, регулирующий права и обязанности детей и механизмы их защиты.
Основным отличием работы детского омбудсмена от других субъектов, которые занимаются защитой прав детей, является то, что с момента вступления в должность Уполномоченный занимается правовым просвещением не только детей, но и взрослых. Он устанавливает контакт с детьми, посещает детские учреждения и объясняет им в доступной форме их права и обязанности, а также возможности и механизмы защиты, и способы обращения за помощью в конкретных ситуациях. [1, с. 40]
Уполномоченный предоставляет различные бесплатные юридические услуги детям и их семьям, включая помощь в подготовке процессуальных документов. Одним из важных направлений работы Уполномоченного по защите прав ребенка является участие в судебных процессах по гражданским делам, касающихся интересов несовершеннолетних. Уполномоченный может быть привлечен к делу как по запросу сторон, которые учувствуют в процессе, так и по запросу суда или по собственной инициативе.
Детский омбудсмен способствуют защите прав как одного ребенка, так и защите прав детей в целом. Чтобы достичь этой цели, Уполномоченный осуществляет мониторинг законодательства о правах детей, проводит независимые анализы и оценки ситуации, обеспечивающей права и законные интересы детей. Особое внимание уделяется проверке соблюдения прав детей, находящихся в интернатах и пенитенциарных учреждениях. На основе полученной информации Уполномоченные формируют рекомендации для органов государственной власти по улучшению условий для детей и реализации их прав в соответствии с действующим законодательством, а также предлагают субъектам РФ применять возможность инициировать законодательные изменения с целью улучшения законов, касающихся интересов детей.
Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в регионах Российской Федерации значительно расширены по сравнению с полномочиями Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, они имеют право: рассматривать обращения, которые касаются нарушений прав детей; обращаться в уполномоченные органы для защиты прав несовершеннолетних детей; участвовать в разработке законов, которые связаны с защитой детей; посещать учреждения, следственные изоляторы и исправительные учреждения, где содержатся несовершеннолетние; получать информацию о государственной регистрации актов гражданского состояния, о детях, которые остались без попечения родителей, а также о гражданах, которые хотят взять детей на воспитание в свои семьи.
Безусловно, институт уполномоченного по правам детей требует продолжительного развития. Во-первых, этот институт был создан в 2009 году и работает, опираясь на опыт Уполномоченного по правам человека, который также является новым для нашей страны государственным органом. Во-вторых, чтобы успешно выполнить свои задачи, любой орган государственной власти требует обновлений, которые должны быть основаны на анализе своего правоприменительного опыта. [3, с. 25]
Кроме того, для повышения статуса детского омбудсмена субъектов РФ необходимо включить в его состав квалифицированных юристов и специалистов, имеющих опыт работы с детьми, поскольку сейчас возможности Уполномоченного в этой сфере ограничены.
В заключение следует подчеркнуть, что Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является важным элементом механизма защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. В рамках существующих государственных органов должность омбудсмена дополняет методы защиты прав детей. Отсутствие специализированного федерального закона, регулирующего деятельность детского Уполномоченного, безусловно, вносит свои коррективы — а именно, его конституционно-правовой статус остается не до конца определенным. Закрепление административно-правового статуса Уполномоченного по защите прав ребенка станет новым этапом в его непосредственной деятельности.