Статья:

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТРЕССОВОГО ИНТЕРВЬЮ

Конференция: CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Авенович М.Р. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТРЕССОВОГО ИНТЕРВЬЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(264). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(264).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СТРЕССОВОГО ИНТЕРВЬЮ

Авенович Мария Романовна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Неуструева Анастасия Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Главная задача работы HR-специалистов состоит в эффективном подборе и правильной расстановке кадрового состава организации. Во время отбора новых кандидатов специалисты используют огромное количество стандартных методов, но не всегда с их помощью можно оценить будущее поведение кандидата в рабочей среде компании. Для оценки вероятных действий соискателя в стрессовой ситуации работодателю необходимо прибегать к нетрадиционным методам отбора кандидатов.

Понятие «стресс», введенное канадским ученым Гансом Селье в 1936 году, означает подавленность и угнетенность. Согласно трактовке Ганса Селье, стресс – это нервно-психическое напряжение, которое возникает в чрезвычайных ситуациях и мобилизует защитные силы организма [1].

На сегодняшний день под стрессовыми ситуациями чаще всего подразумевают стрессовые воздействия, такие как физические и умственные нагрузки, которые приводят к стрессу. Способность человеческого организма справляться с данными перегрузками и принято называть стрессоустойчивостью.

Как правило, многие кандидаты приходят на собеседование подготовленными к возможным вопросам HR-специалиста, и, как следствие, рекрутеры используют разные методологии проведения собеседования, среди которых можно выделить метод стрессового интервью. Стресс-интервью как метод был сформирован в середине двадцатого века для проверки и набора кадров в различные военные ведомства.

Под стрессовым интервью принято понимать собеседование, во время которого специально создается психологически напряженная для соискателя обстановка, направленная на выявление его психологической устойчивости к внешним агрессивным факторам [2].

Чаще всего методология стрессового собеседования используется при подборе соискателей на должностные вакансии, которые связаны с неспокойной и нервной работой. Среди должностей, для которых показано применение метода стрессового интервью можно выделить следующие: работники сферы обслуживания, менеджеры по продажам и работе с клиентами, руководители и их помощники, офис-менеджеры, рекламные и страховые агенты, журналисты, специалисты по разбору претензий, специалисты по закупкам и другие.

При приеме на работу сотрудников проверяют на лояльность, стрессоустойчивость, а также скорость реакции и находчивость. Метод стрессового интервью также используется в интенсивно развивающихся компаниях, так как работа в таких организациях подразумевает ряд форс-мажорных ситуаций, связанных с нехваткой денежных средств, кредитованием, а также недостаточной рабочей силой внутри организации.

Таким образом, основная цель стрессового интервью заключается в проверке стрессоустойчивости кандидата, а также оценке умения работать в различных стрессовых ситуациях, которые могут возникнуть в будущей работе [3].

Для достижения цели используют ряд задач, направленных на оценивание:

1. Модели поведения кандидата в различных ситуациях.

2. Скорости принятия решений, реакции в неординарных случаях.

3. Стрессоустойчивости, уравновешенности, самоконтроля.

4. Способности продуктивно распределять внимание и концентрироваться на важном.

5. Умение грамотно вести себя в провокационных и конфликтных ситуациях

6. Адаптивности [4].

Далее рассмотрим преимущества и недостатки метода стрессового интервью. Применение метода стрессового интервью позволяет:

  • качественно оценить уровень стрессоустойчивости кандидата на соискание должности;
  • определить уровень тревожности кандидата;
  • выявить уровень конфликтности кандидата на соискание должности;
  • оценить профессионализм кандидата;
  • определить уровень овладения навыками делового общения в различных ситуациях;
  • смоделировать ситуацию и пронаблюдать за реакцией и приспособленностью кандидата на соискание должности и пр.

Метод стрессового интервью обладает следующими недостатками:

  • является жестким методом;
  • специалисты по подбору персонала должны обладать высоким уровнем знания данной методики и быть уверенными в том, что, погружая кандидата в стресс, они не навредят его психике и смогут вывести из стрессового состояния;
  • затратный метод, так как для проведения стресс-интервью рекомендуется привлекать сторонних профессионалов – сотрудников консалтинговых компаний и кадровых агентств, которые специально обучались применению подобных методик;
  • применение метода производит крайне неприятное впечатление на соискателя;
  • использование стресс-технологий может серьезно навредить репутации компании.

Таким образом, при проведении стрессового интервью рекрутер должен правильно соотнести цель стресс-интервью и используемые техники, а также корректно оценить полученные результаты. Стрессовое собеседование помогает HR-специалисту определить способен ли человек мыслить нестандартно и быстро.

 

Список литературы:
1. Смысл жизни и стресс без дистресса. Теория Ганса Селье (1907-1982) – [Электронный ресурс]: https://psyfactor.org/lib/selye-stress-distress-2.htm (Дата обращения 26.08.2024)
2. Мизинцева, М. Ф.  Оценка персонала: учебник и практикум для вузов / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 378 с. 
3. Хруцкий, В. Е.  Оценка персонала. Сбалансированная система показателей: учебное пособие для вузов / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев, Р. В. Хруцкий. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 203 с. 
4. Стресс-интервью» [Электронный ресурс]: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/stress.shtml (Дата обращения 28.08.2024)