АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние арктической политики Республики Корея, а также раскрываются основные национальные интересы государства в Арктическом регионе.
Ключевые слова: Арктический регион, Республика Корея, арктическая политика, арктическое сотрудничество, полярная стратегия Южной Кореи.
В настоящий момент множество государств рассматривают Арктический регион как неотъемлемую и важную составляющую для реализации собственных стратегических и политико-экономических интересов. В свете динамичного развития Арктического региона, внерегиональные страны, несмотря на географическую удаленность, проявляют повышенный интерес и четко демонстрирует свои арктические амбиции. Одним из ярких примеров такого государства является Республика Корея. Сегодня Сеул ведет активную политику в отношении региона, наращивая свое влияние.
Правовую основу южнокорейской политики в полярных районах составляют международные договоры как многостороннего, так и двухстороннего формата, а также разнообразные источники мягкого права, включающие в себя официальные коммюнике и заявления. Кроме того, государство достигло значительных успехов в разработке полномасштабной арктической стратегии на законодательном уровне.
Первым нормативным документом Южной Кореи стал «Закон о стимулировании деятельности в полярных регионах» 2021 г. Данный акт имеет огромное значение для укрепления национальных позиций и закладывает основы для деятельности государства в арктической зоне. В соответствии с документом, главная цель Республики Корея — обеспечить всестороннюю поддержку для устойчивого развития полярных регионов и взять на себя ведущую роль в решении глобальных проблем
В этой связи был разработан «Базовый план стимулирования деятельности в полярных регионах в 2023—2027 гг.». Согласно плану, данный регион характеризуется ростом конкуренции между государствами, что обусловило руководство Южной Кореи усилить свою деятельность в этой области. Документ акцентирует внимание на 5 ключевых направлениях работы в рамках Арктического региона, а именно: расширение и углубление деятельности в полярных зонах, минимизация негативного воздействия на климат и экологическую ситуацию, содействие в развитии арктической инфраструктуры, развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также увеличение усилий в области научно-исследовательской деятельности.
Следующим документом является «Стратегия деятельности в Арктике на период до 2050 года», которая обозначила основные принципы и цели Южной Кореи в Арктическом регионе. Важно отметить, что в данном документе Сеул четко обозначил собственный переход к новому этапу развития, где научные исследования становятся лишь одним из множества арктических приоритетов.
Исходя из анализа нормативно-правовых актов государства, можно сделать вывод, что национальные интересы Сеула в Арктике заключаются в сохранении экологии, развитии экономики, укреплении политического влияния и проведении научных исследований.
Экономические интересы Республики Корея сосредоточены в основном на энергетических и транспортно-логистических вопросах. В настоящее время около половины всей импортируемой энергии приходится на страны Ближнего Востока. Данный регион часто характеризуется политической и экономической нестабильностью, что вызывает серьезные опасения у южнокорейских властей и представителей бизнес-сообществ. По этой причине Сеул активно ищет новые направления и партнеров для поставок нефти и газа. Учитывая энергетический потенциал Арктики и то, что этот регион пока не реализован в полной мере в плане добычи полезных ископаемых, Южная Корея видит в этом возможность диверсифицировать поставки и укрепить свою энергетическую безопасность.
Другой составляющей экономических интересов Сеула является транзитный потенциал региона. Основное преимущество арктических морских маршрутов заключается в их протяженности, они позволяют значительно уменьшить дистанцию, преодолеваемую судами из Европы в Азию. Экономика Южной Кореи, тесно связанная с мировыми рынками, постоянно стремится к повышению эффективности своих торговых операций. Именно поэтому транспортные возможности региона представляют стратегическую значимость для государства. Оптимизация логистических издержек посредством использования полярных маршрутов сделают корейские компании более привлекательными для зарубежных партнеров и позволят им успешнее конкурировать на мировом рынке.
Политические мотивы Южной Кореи в значительной степени направлены на укрепление национальных позиций на международной арене. Вместе с тем расширение деятельности в Арктике способствует не только увеличению влияния на международной арене, но и наращиванию стратегических связей с другими странами. Это, в свою очередь, позволит государству выходить на новые уровни политического и экономического сотрудничества, открывая доступ к дополнительным ресурсам и новым торговым маршрутам.
Таким образом, Республика Корея, не являясь арктическим государством, активно участвует в арктических процессах и наращивает свое присутствие в регионе. При этом основным направлением арктической политики Сеула остается реализация экономических целей, что предполагает взаимодействие на всех уровнях и со всеми заинтересованными лицами.