ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Конференция: CCXL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, которые предназначены для решения различных социально-экономических задач.
Государственные органы и хозяйствующие субъекты осознают важность совместной работы для достижения оптимального функционирования экономики. При этом, необходимо учитывать сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост.
Государство играет ключевую роль в формировании и реализации экономической политики, определяющей достижение стабильности и устойчивости в стране. Под действием глобальных изменений и вызовов, все больше внимания уделяется обеспечению эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Это позволяет не только защитить интересы различных сторон, но и способствует устойчивому экономическому развитию.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе контрольной деятельности государственных органов в сфере предпринимательства.
Предметом исследования является действующее российское законодательство, которое регулируют контрольную деятельность государственных органов в сфере предпринимательства.
Государственный контроль и его законодательные основы становятся все более актуальными в различных областях деятельности, привлекая внимание юристов и правоохранительных органов. Некоторые исследователи, например такие как Агамагомедова С.А. [1], Докукина М.И. [4] рассматривают государственный контроль как широкий институт, который включает в себя практически все виды контрольной деятельности государственных органов. Другие авторы, в частности такие как Казакова Н.А. [5], наоборот, ограничивают государственный контроль только контролем исполнительной власти.
Вопросы государственного контроля изучаются в разных научных работах по административному, конституционному праву и теории государства и права. При выборе опции государственного контроля следует учитывать разнообразие его форм и сферы применения. Все органы государственной власти несут ответственность за контроль, при этом важно помнить о принципе разделения властей, который определяет, что каждая ветвь власти осуществляет контроль в определенных областях правоотношений.
Согласно Губину Е.П. [3], контроль - это проверка и постоянное наблюдение с целью контроля и надзора. Кашапова И.А. связывает контроль с административным влиянием, процессом сдерживания, ограничения или проверки чего-либо или кого-либо [6, c. 52].
Итак, из этих определений следует, что контроль представляет собой активность контролирующих субъектов, направленную на пресечение нарушений различных норм и предписаний со стороны подконтрольных объектов.
Согласно позиции Воропаевой М.А., Лиликовой О. С., различия между государственным контролем и надзором заключаются в следующем [2]:
- Органы государственного контроля имеют более широкие полномочия по сравнению с надзорными органами. В отличие от контроля законности, который является основным направлением деятельности надзорных органов, они также осуществляют контроль эффективности деятельности.
- Контроль направлен на конкретные субъекты, в то время как надзор осуществляется в отношении различных юридических и физических лиц.
Конджакулян К.М., Кадиев Г.А., определяют государственный контроль как способ поддержания законности и целесообразности в подконтрольных сферах, а государственный надзор - как способ поддержания законности в различных сферах деятельности [7].
Государственный контроль представляет собой более широкое понятие по сравнению с государственным надзором, который является составной частью этого контроля. Считать эти понятия полностью разными категориями недопустимо.
Кроме того, современные законы не делают особой разницы между контролем и надзором. Единственный закон, в котором содержится определение этих понятий, - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» [9].
Согласно этому закону, государственный контроль для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц означает деятельность уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленную на выявление и пресечение правонарушений со стороны подконтрольных лиц через проведение проверок, наблюдение и другие профилактические меры. Конституция РФ [8], конечно, устанавливает основы государственного контроля, но не предоставляет определения.
Содержание государственного контроля, во-первых, упоминается в ст. 101 ч. 5 при описании полномочий Федерального Собрания РФ по установлению Счетной палаты для контроля исполнения федерального бюджета. Относительно надзора в Конституции РФ есть упоминание только в ст. 126, где описываются полномочия Верховного Суда РФ в осуществлении надзорного производства. Подробное изучение признаков государственного контроля находится в теории государства и права, теории административного и конституционного права.
Таким образом, следует сформулировать вывод, о том, что государственный контроль имеет общий характер. Также государственный контроль распространяется на все сферы деятельности государства и общества, но в пределах, определенных правовыми нормами.
Областью государственного регулятора являются различные сферы, например, социальная политика, экономика, внешняя и внутренняя политика, деятельность частных лиц, операции организаций и учреждений и так далее. Что касается объектов, на которые распространяется государственный контроль, это могут быть как отдельные физические лица или юридические лица, так и органы государственной и муниципальной власти.
Цель государственного контроля заключается в выявлении недостатков в предпринимательской деятельности с точки зрения ее организации и проведения в соответствии с требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов, а также в наказании виновных в нарушении этих норм.
Контроль подразделяется на:
1) внутренний контроль, под которым понимается деятельность государственного органа направленная на обеспечение исполнения его ведомствами, территориальными и структурными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательных актов и постановлений Правительства РФ.
2) внешний контроль, под которым понимается деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью иных физических и юридических лиц требованиям, установленным законодательными актами и постановлениями Правительства РФ;
3) Отношения, возникающие при проведении внутреннего контроля определяется самим государственным органом.
Также, многие авторы, выделяют следующую классификацию видов контроля:
1. По сфере действия:
- бюджетный контроль;
- валютный контроль;
- гос метеорологический контроль;
- контроль безопасности при использовании атомной энергетики;
- налоговый контроль;
- санитарно-карантинный, карантинный, фитосанитарный контроль;
- таможенный контроль;
- транспортный контроль;
- финансовый контроль.
2. От стадии контроля и цели проведения:
- предварительный – предупреждения и профилактика соблюдения ПД;
- текущий – цель оценка реально осуществляемой ПД;
- последующий – проверка исполнения тех или иных решений гос органов.,
Таким образом, можно заключить:
Государственный контроль - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.