Статья:

Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в семье последнего российского императора Николая II

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Котенёва Д.С., Павловская К.Н., Бут Е.А. Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в семье последнего российского императора Николая II // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(24).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в семье последнего российского императора Николая II

Котенёва Дарья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Павловская Ксения Николаевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Бут Елена Александровна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Карапкова Олеся Григорьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая складывается в доме. В семье, где воспитывались дети Николая II, веяло традициями и укладом благочестивых русских семей. Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали взаимную любовь, удивительную простоту и согласие всех членов семьи.

У последнего российского императора Николая Александровича Романова и его супруги императрицы Александры Федоровны было пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Дети росли в атмосфере родительской любви и заботы. Главным примером для детей были отношения родителей, их уважение друг к другу и сам образ жизни, который вели родители. Были и строгость, и дисциплина, при этом доверие, милосердие, любовь к ближнему воспитывались ежечасно, в процессе самой жизни [1, с.112].

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни императорской семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. Более тесным общение детей с родителями, особенно с матерью, становилось после шести лет, оно наполнялось ежедневным воспитательным контекстом. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность. Религиозность и послушание – вот чему учили детей с рождения.

Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни.

Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала дочерей как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Она обучала их основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у неё совета [3, с.112].

С самого рождения время наследников Николая II было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки и занятия спортом. Император «…долго гулял и катался с детьми с горы; …после обеда поехал с детьми в цирк;… в 8 часов поехал с Ольгой и Марией в Мариинский театр; ...прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей … и в 2 часа вышел в сад со всей семьей…» [2, с.98].

Родители являлись для детей примером для подражания, поэтому цесаревич Алексей и его сестры учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились. Дети были настоящими патриотами: они обожали Россию и все русское.

Они плохо говорили на иностранных языках, но старшие всё же недурно говорили по-английски, а с младшими же императрица разговаривала по-русски. Особое внимание уделялось дисциплине и умению планировать своё время: царские дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

В воспитании детей Николай II и Александра Федоровна принимали прямое родительское участие. Они следовали не только велению своего сердца, но и новейшим открытиям в педагогике, переживавшей в то время пору бурного развития.

О глубоком знакомстве со знаниями о педагогике свидетельствуют личные записи из дневника Александры Федоровны: «…Мы ещё не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом, самое родное место для нас в мире» [5, с.52].

Послушание детей не было навязано извне.

Они слушались родителей не из-за страха наказания, а из-за боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным наказание для царских детей было лишение общения, когда ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве.

Это наказание позволяло поразмышлять его о проступке.

Воспитание девочек в царской семье было строгим: царевны спали на походных кроватях и каждое утро принимали холодную ванну. Александра Федоровна была скромна в выборе одежды и причесок.

Она также не позволяла и своим дочерям много наряжаться: «…великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих младших сестёр…» [4, с.132]. Строгость в воспитании затрагивала и материальную сторону: никаких дорогих подарков и всего прочего.

Первый, по-настоящему дорогой подарок, золотой браслет девочки получали в подарок на двенадцатилетие.

Большое внимание в воспитании царских детей уделялось самостоятельности и независимости детей от других, закалке внутренней силы воли, возможности противостоять соблазнам и трудностям.

Дети Николая II и Александры Фёдоровны учились самоотречению и заботились о животных, которые жили в парке недалеко от императорского дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных.

Сострадание и милосердие были обязательной частью духовного развития. Когда императрице Александре Фёдоровне нездоровилось, то её дочери устраивали поочередное дежурство, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Во время Первой мировой войны старшие дочки из императорской семьи вместе с матерью работали в Царскосельском госпитале для раненых.

Таким образом, духовно-нравственные устои семьи последнего императора России основывались на родительском примере любви, взаимоуважении между собой, заботе и любви к детям.

Николай Александрович и Александра Федоровна были беспрекословным авторитетом для детей. Они проявляли максимум внимания к детям и заботу о них, воспитывали в них чувство долга и ответственности за свою страну.

Немаловажен и тот факт, что родители часто проводили свободное время с детьми, много читали, обсуждали, советовали, организовывали совместные прогулки и отдых. Ядром таких семейных взаимоотношений была бесконечная взаимная любовь Николая II и Александры Фёдоровны.

 

Список литературы:
1. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II в 1894-1917 г. В цифрах и фактах. – М., 2003.  – 308 с.
2. Дневники императора Николая II.  –  М.: «Орбита», 1992. – С.98-104
3. Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма. // Сост. М. Вострышев. – М.: Современник, 1989.  –  719 с. 
4. Кравцова М.В. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. – М.: Благо, 2003. – 288 с.
5. Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. – Париж: Русская Летопись, 1924. – С. 61-117.