Статья:

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Белова Д.А. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(234). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(234).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белова Дарья Андреевна
студент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Несмотря на довольно широкий спектр разнообразных мер по регулированию индустрия туризма и гостеприимства, в современном и быстро развивающемся мире данная отрасль требует дальнейшей проработки нормативных положений. Связано это с тем, что законодательство попросту не успевает за изменениями общественных отношений в данной сфере. Например, уже более десяти лет существуют термины «космический турист» и «космический туризм», однако их правовой статус так нигде не был закреплен, что негативно сказывается на развитии и популяризации данного направления. Между тем, стоимость космических полетов представляется значительной и привлекательной для турагентов, однако организация космических полетов практически невозможна. Несовершенства в области туристического законодательства вызывают опасения у туристов, которые хотят иметь возможность заключения обоснованного правового договора, учитывающего их права, обязанности, а также риски [1].

Не так давно на туристическом рынке Российской Федерации сформировалась тенденция онлайн-бронирования предприятий индустрии гостеприимства через специальные сервисы-агрегаторы. Данный «тренд» стал важным следствием цифровой трансформации отелей. По последним данным, из 148 миллионов бронирований путешествий в 2022 году 82 % были совершены без участия человека – через мобильное приложение или веб-сайт. Текущие темпы роста рынка онлайн-продаж путешествий составляют 15,4 %, а онлайн-бронирования гостиничных предприятий растут на 10,3 % ежегодно [2].

Что логично, в регулировании данной области туристской деятельности есть свои недочеты и так называемые «прорехи», значительно усложняющие максимально эффективное, прозрачное и безопасное функционирование как самих сервисов, так и представленных на них организаций.

Тем не менее, государство все же старается подстраиваться под динамично развивающиеся реалии и регламентировать основную часть интернет-нововведений. Так, в соответствие с «Законом о защите прав потребителей» гостя имеет полное право отказаться от выполнения условий, предусмотренных в договоре о предоставлении гостиничных услуг. Однако следует учитывать, что все понесенные отелем затраты будут возмещены за его счет. Обязанностью гостиничного же предприятия является информирование гостей о всех правилах отмены бронирования.

На текущий момент существуют два основных принципа бронирования, которые наиболее популярны в широких кругах:

1. Гарантированное бронирование: в данном случае отель ожидает прибытия гостя и резервирует номер до предполагаемой даты заезда. Если гость задерживается с заселением более чем на одни сутки, договор о предоставлении услуг аннулируется. При отказе от бронирования после истечения всех сроков отель может обязать гостя оплатить стоимость номера не более размера цены за сутки из-за его вынужденного простоя.

2. Негарантированное бронирование: отель ожидает прибытия гостя и резервирует номер только на день запланированного приезда и только до определенного времени. В случае неприбытия договор аннулируется.

При необходимости отмены электронного бронирования в отеле, важно соблюдение установленных законом правил, которые позволят вернуть предварительно уплаченную стоимость за номер.

Также существуют другие сценарии, допускающие отмену бронирования. Сюда относятся форс-мажорные обстоятельства, такие как болезнь, смерть близкого родственника и т.д. В этом случае необходимо предоставить подтверждающий документ от врача, справку о смерти или другие официальные документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

При отмене бронирования в разрешенные сроки на электронную почту должно прийти уведомление о подтверждении отмены [3].

За последний год Государственная Дума Российской федерации всерьез озаботилась законодательным регулированием онлайн-сервисов, предоставляющих услуги по бронированию отелей. Делов в том, что сейчас их регламентируют исключительно общие документы, некоторые положения из которых не применимы к Интернет-среде. Из-за этого на рынке присутствует большое количество мошенников, злоупотребляющих своими полномочиями.

Документ, подготовленный депутатами во главе с заместителей председателя комитета по туризму, Николаем Валуевым, был внесен на рассмотрение палаты. Предполагается, что в нем будет четко прописана ответственность владельцев агрегаторов, предоставляющих информацию об услугах [4].

 

Список литературы:
1. Нормативно-правовые основы индустрии туризма и гостеприимства // Справочник URL: https://spravochnick.ru/turizm/normativno-pravovye_osnovy_industrii_turizma_i_gostepriimstva/ (дата обращения: 01.12.2023)
2. Deane S. Over 60 Online Travel Booking Statistics (2022). URL: https://www.stratosjets.com/blog/online-travel-statistics/ (accessed: 20.03.2022)
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1  (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей»
4. Депутат Госдумы Валуев предложил ввести требования к туристическим агрегаторам // Газета.Ru (Gazeta.Ru) URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/04/21/20261005.shtml (дата обращения: 30.11.2023).