Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ

Конференция: CCXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Азарова Е.М. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(227). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(227).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ

Азарова Елена Михайловна
магистрант, Московский Финансово-промышленный университет "Синергия", РФ, г. Москва

 

Все граждане нашей страны, проживающие в приватизированных и неприватизированных квартирах многоквартирных домов и в своих собственных домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг, исполнителями которых являются организации, обеспечивающие управление жилищным фондом и предоставляющие им коммунальные ресурсы.

Однако нужно иметь ввиду, что законодательство о защите прав потребителей не регулирует гражданско-правовые отношения, связанные с членством граждан в обществах, кроме отношений по поводу предоставления такими обществами платных услуг гражданам-потребителям.

Правовые отношения с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулируются действующим законодательством Российской Федерации, в частности Законом "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления услуг зависят от выбранного способа управления многоквартирным домом и определяются в договоре управления, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме, либо в договоре о предоставлении коммунальных услуг, либо в заключаемых собственниками прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг.

Взаимные договорные обязательства предполагают предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества со стороны исполнителя и своевременную оплату этих услуг потребителем. Плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должна обеспечивать содержание общего имущества в этом доме в соответствии с требованиями законодательства, а размер платы за коммунальные услуги должен определяться как произведение соответствующих тарифов этих услуг на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Фактически установленный порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг не должен ограничивать права потребителей в отношении выбора формы оплаты, а условия отсрочки или рассрочки оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе погашение задолженности, должны согласовываться потребителями этих услуг с исполнителями. Отсутствие договора в принципе, свидетельствующее о несоблюдении письменной формы соглашения о неустойке, позволяет сделать вывод о навязывании потребителям условий, ущемляющих их права по сравнению с правилами, установленными статьями 330, 331 Гражданского Кодекса РФ, что является нарушением статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и заключенными договорами.

Нарушением прав потребителя также признается выселение граждан из жилых помещений без доказанного судом факта отсутствия в течение шести месяцев оплаты ими жилья. Применение этой меры гражданско-правовой ответственности по отношению к гражданам, не оплачивающим коммунальные услуги, не относящиеся к оплате жилья, является противозаконным.

Кроме того, потребитель вправе использовать коммунальные ресурсы в необходимом ему количестве для бытового потребления. Прекращение или ограничение подачи какого-либо вида коммунального ресурса потребителям вследствие просрочки оплаты действующим законодательством не предусмотрено, следовательно - незаконно.

Другим распространенным нарушением прав потребителей является принудительное взыскание с потребителей неустойки (пени) за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг исполнителем или ресурсоснабжающей организации. В отсутствие условий о взимании пени в договоре, заключенном между потребителем и исполнителем, или установленной в превышающем предельный размер, взимание пени при задержке потребителем оплаты коммунальных услуг федеральным законом не допускается.

Особым видом нарушений прав потребителей является ненадлежащее исполнение функций по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных ресурсов потребителям. Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги (работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах (работах), об их исполнителе.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Также в соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право:

- на снижение платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленный срок;

- принять решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;

- получать от исполнителя сведения о правильности начисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также о полной и достоверной информации об исполнителе и о предоставляемых им услугах в объеме и перечне, определенном Законом «О защите прав потребителей» и Правилами предоставления коммунальных услуг;

- требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством РФ.

При нарушении вышеуказанных норм потребитель вправе обратиться за защитой своих прав к самому исполнителю в претензионном порядке, в контрольные и надзорные органы жилищно-коммунального хозяйства, а также за судебной защитой своих нарушенных прав.

Досудебный порядок рассмотрения требований потребителя не является обязательным и предполагает самостоятельное урегулирование возникших разногласий и добровольное удовлетворение исполнителем обоснованных претензий потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.  В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребитель вправе обратиться в суд по правилам гражданского судопроизводства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления также обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляя в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль и выдавая обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей и/или необходимости соблюдения обязательных требований к жилищно-коммунальным услугам соответствующим исполнителям.

Судебная защита прав конкретных потребителей, как и неопределенного круга лиц, может обеспечивается путем вступления государственных жилищных органов в судебный процесс и дачи соответствующего заключения по делу или предъявления иска о признании противоправными в отношении потребителей действий исполнителя жилищно-коммунальных услуг.

Иски о защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг могут предъявляться по выбору истца: в суд по месту нахождения исполнителя, по месту жительства или пребывания истца, а также по месту заключения или исполнения договора. При обращении в суд потребители и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины при размере иска до 1 миллиона рублей.

При подаче иска о взыскании убытков потребитель не обязан доказывать наличие вины на стороне управляющей компании, поскольку на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей по возмездному договору. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред, вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано иное.

 

Список литературы:
1. Гражданской Кодекс Российской Федерации;
2. Жилищный Кодекс Российской Федерации;
3. Закон "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1;
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
5. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.