Статья:

ОСОБЕННОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Киселев В.А. ОСОБЕННОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(223). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(223).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киселев Виктор Александрович
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Одним из таких прав является право на замену военной службы альтернативной гражданской. Указанное право признано абсолютным большинством стран. В Российской Федерации указанное право гарантировано Конституцией, нормы которой получили развитие в Федеральном законе от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [2].

Модель альтернативной службы, установленная данным законом, соответствовала международным стандартам 2002 года. С течением времени институт альтернативной службы стремительно развивался в зарубежных странах, что привело к значительному изменению международных стандартов. Вместе с тем, российское правовое регулирование в указанной сфере практически осталось неизменно и на сегодняшний день по ряду положений абсолютно не соответствует международным стандартам.

Таким образом, актуальность данной статьи связывается с острой необходимостью соответствующих законодательных изменений, направленных на совершенствование института сознательного отказа от военной службы и обеспечения должной реализации конституционного права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской.

Институт альтернативной гражданской службы (АГС) не является абсолютно новым для России, напротив, А.В. Пчелинцев указывает, что именно Россия является исторически первым государством, учредившим данный институт. Так, указом Екатерины Второй от 1762 года «О предоставлении гражданских свобод меннонитам» представители указанной конфессии освобождались от военной службы. В 1874 году был принят проект Устава о воинской повинности, где была норма об отмене вышеуказанных свобод меннонитов. Однако впоследствии в проект внесли изменения, в результате чего появилась отдельная глава об альтернативной службе для меннонитов, взамен военной службы они направлялись на работы в лесничества, мастерские, военные ведомства и так далее, при этом представители других конфессий не имели подобных льгот.

Альтернативная гражданская служба (АГС) - это обычная работа, которую можно выполнять вместо военной службы. Если у человека есть веские основания, он вправе заменить службу в Российской армии на другое общественно полезное дело: работу в больнице, театре, образовательном учреждении. Однако процесс подачи на АГС может быть достаточно сложным.

Альтернативная гражданская служба - особый вид деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Основания для замены военной службы на АГС:

- несение военной службы противоречит убеждениям;

- несение военной службы противоречит вероисповеданию;

- гражданин относится к малочисленным народам РФ, ведет традиционный образ жизни, занимается традиционными промыслами и осуществляет традиционную хозяйственную деятельность.

Люди, которых направляют на альтернативную гражданскую службу, вместо строевой подготовки занимаются обычной работой - она не включает в себя военные обязанности. Таким образом, человек исполняет гражданскую службу без специфики военной службы, действует только по гражданским вопросам.

Отличия АГС от военной службы:

- АГС можно проходить в гражданских организациях;

- к гражданину не применяются правила, установленные воинским уставом;

- гражданин не взаимодействует с оружием;

- увеличивается срок службы.

- альтернативная гражданская служба в гражданских организациях длится 21 месяц, в организациях воинских формирований вооруженных сил — 18 месяцев. Во время прохождения альтернативной гражданской службы человека не заставляют брать в руки оружие.

В Российской Федерации право на альтернативную службу гарантировано частью 3 статьи 59 Конституции РФ 1993 года. Данная статья звучит следующим образом: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». При этом специальный закон, установивший порядок применения указанной нормы, появился не сразу. Федеральный закон № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» был принят только 25.07.2002. Вступил же в силу названный закон еще позже – 01.01.2004.

Таким образом, определенная часть призывников была вообще выведена из юрисдикции законов в части обязанности прохождения военной либо альтернативной гражданской службы.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.06.2023 г.)