АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ МОРСКОГО ПЕЙЗАЖА В ТВОРЧЕСТВЕ ГОЛЛАНДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Конференция: CCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология
CCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ МОРСКОГО ПЕЙЗАЖА В ТВОРЧЕСТВЕ ГОЛЛАНДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Наиболее весомый вклад в зарождение жанра маринистки внесли голландские художники. Голландию можно по праву называть одной из самых первых великих морских держав. Из-за активной торговой деятельности мореплавателей, стремительному развитию рыбного промысла и новейшим технологиям производства кораблей, голландские художники стали воспринимать море не только как простор для рыбной ловли и путешествий, они начали одухотворять его, воспевать как своего самого верного союзника. Благодаря этому в XVII веке в Голландии стране был выведен самостоятельный жанр морского пейзажа, ранее выступавший лишь в тандеме с привычной тому времени пейзажной живописью [1, с. 56]. Кормившее голландцев море часто изображалось на полотнах знаменитых малых голландцев, данными картинами украшались стены каждого приличного дома той поры.
Голландцы были не склонны к излишним фантазиям, переиначиванию видимых образов, и точно отражали видимую ими действительность. Они пытались обуздать стихию не только в жизни, но и на холсте, создавая неповторимые произведения искусства, наполненные динамикой и крайней детализацией. Эти качества голландская живопись ценилась и в Российской Империи. Петр I брал уроки рисования у Адама Сило (1674-1760) - мариниста, бывшего кораблестроителем и капитаном [4]. Его опыт наблюдения за морем и отличное знание устройства кораблей так сильно впечатлил императора, что будущие российские моряки обучались мореходному делу на основе этих изображений (Рис.1).
Рисунок 1. Адам Сило «Маневры флота, совершенные в Эйсселмере для Петра I во время его визита в Амстердам» 1698-99 гг.
Основоположником реалистического морского пейзажа в Голландии считается фламандец Ян Порселлис (ок. 1584-1632) [2, с. 318], автор таких полотен, как «Голландские корабли во время шторма» (Рис.2) (1620 Национальный морской музей, Лондон), «Морской пейзаж» (Рис.3), (1630 Государственный Эрмитаж, С-Петербург) [6, с. 122]. Он мастерски передавал в своих картинах всю легкость и невесомость морской глади, в его мягкой и почти монохромной живописи ощущается наполненность воздуха влагой. Благодаря этим тональным и цветовым гармониям, зритель может прочувствовать всю необъятность и пластичность морского простора.
Рисунок 2. Ян Порселлис «Голландские корабли во время шторма», 1620 г.
Рисунок 3. Ян Порселлис «Морской пейзаж», 1630 г.
Порселлис обладал способностью создавать мягчайшие переходы и отблески в прозрачных и пенящихся волнах. Он мастерски передает ощущение глубины и чистоты этой воды, привлекавший его взгляд своим многообразием. не зацикливаясь лишь на изображении спокойных пейзажей. Ян Порселлис писал картины передающие разные стороны морского пейзажа.
Среди огромного множества разных голландских маринистов стоит отменить Виллема ван де Вельде младшего (1633—1707), чье творчество было признано современниками истинно выдающимся [5, с. 17]. Он с раннего детства был увлечен морем и всем что с ним связано. Будучи рожденным в семье потомственных художников маринистов, он получал уроки живописи с малых лет. Его отец Виллема ван де Вельде младшего нес службу в английском адмиралтействе, ему даже выделялся специальный корабль, с которого он мог самостоятельно найти лучшую точку обзора на батальные сцены [2, с. 319]. Сын пошел по стопам отца, и уже в будущем сам занял данный пост. Его основным занятием было запечатление побед голландского флота. Из его творчества можно выделить такие полотна, как «Орудийный залп» (Рис.4) (Ок. 1680. Рейксмузей. Амстердам), Взятие в плен кораблей во время четырёхдневного морского сражения (1666 г. Рейксмузей. Амстердам). Отдельно хочется отметить картину «Сожжение корабля Роял Джеймс в битве при Солебее» (Рис.5) (1672 г. Национальный морской музей). В этом произведении показаны последние моменты существования пораженного британского корабля. Художник не только показывает отработанный пейзаж и детали кораблей, но и судьбу команды, подобные изображения довольно редки для художников маринистов того времени., большая часть картин которых исключала образы трагической судьбы команды, показывая эмоциональное состояние и сюжет лишь через образы кораблей и моря, редко включая в себя сушу [3, с. 13].
Рисунок 4. Виллем ван де Вельде младший «Пушечный залп» 1670 г.
Рисунок 5. Виллем ван де Вельде младший «Сожжение корабля Роял Джеймс в битве при Солебее», 1672
Многие голландские художники того времени были мастерами в различных жанрах стилях, почти все они занимались печатной графикой, рисунком, портретом, даже жанровыми сценами. Все эти навыки и познания пригождались им для создания марин - комплексных и многодельных произведений, требующих от художника способность видеть, чувствовать и верно анализировать окружение. Многие из этих картин воспевали подвиги победителей, но они не затмевали и сцены обычной жизни. Будучи передовыми мастерами кораблестроения и прекрасными путешественниками, они вкладывали всю свою национальную гордость и чувственность художественной натуры в изображения родных морей.