ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТА
Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТА
Аннотация. В статье приводятся результаты проведенной методики по исследованию интересов студента, в том числе готовые результаты опроса. Производится интерпретация и анализ результатов. Выносятся рекомендации на основе анализа. Характеризуется практический смысл применения методики в образовательной деятельности.
Ключевые слова: Интерес, образование, методика, опросник.
Важным фактором грамотного построения личностного развития является учёт собственных интересов. Однако, представления о интересах не всегда совпадают с действительностью: можно выделить как субъективную оценку интересов, так и объективную. Соотнеся две эти оценки мы можем понять развивается ли личность в желаемом направлении, или же существуют ли у неё интересы, которые можно и нужно развивать.[1]
В исследовании данного вопроса поможет специальный опросник.
В опроснике 136 вопросов, характеризующих определенную сферу интересов и на каждый из них нужно ответить значением от 1(абсолютно не интересно) до 5(высший интерес).
Далее необходимо проранжировать 18 сфер интересов на свой субъективный взгляд.
Теперь результаты, полученные в опроснике, необходимо обработать в соответствии с ключем: значения ответов в опроснике необходимо сложить определенным образом, в соответствии со сферой интереса.
И наконец, полученные данные нужно проранжировать, что даст объективную оценку испытуемого. Если значения сфер совпадают, то места(колл. Значения), которые они должны были занять складываются и делятся на число этих сфер. Прим.: у сфер политики и техники одинаковые значения(64), они должны были занять 2 и 3 места, значит, сумму 2 и 3 мы делим на 2 = 2,5. Такую позицию будут занимать обе сферы.
Теперь мы можем составить наглядный график, где будет видна корреляция между объективной и субъективной оценкой.(Рис.1)
Рисунок 1. Ранжирование интересов
Рассмотрим график. Как видим, в общем объективная оценка не радикально отличается от субъективной, особенно касательно высших и низших интересов. Наивысший интерес даже совпадает. В целом, респондент скорее объективно оценивает свои интересы, однако, можно заметить, что некоторым сферам уделяется меньше времени, чем должно согласно интересам (те сферы, что находятся ниже прямой субъект. оценки), а важность других преувеличена респондентом(те, что выше субъект. оценки). Респонденту стоит порекомендовать продолжать развиваться в сфере экономики и политики, а так же обратить внимание на сферу технических интересов, которая представляет большой, но не реализованный интерес. [4]
Для сравнения представлены и средние показатели объективных интересов группы (16 человек). Как видим, интересы данного респондента значительно отличаются от средних по группе. Из наивысших интересов совпадает лишь философия, из низших – классическая музыка. Однако, респондент согласен с местом сферы наивысшего среднего интереса группы – психологией. В общем, респондент, при всех отличиях от группы, является отличным дополнением коллектива, носителем стороннего взгляда, который уместен за счет согласия в определенных сферах.
Подобная методика позволяет выявить настоящие интересы респондента, а проанализировав их в совокупности с субъективными интересами, позволит проявить текущую направленность развития личности и скорректировать её в случае необходимости. Кроме того, методика многое говорит и о возможностях респондента объективно оценивать собственную личность, а так же сравнивать её с окружаемыми, особенно рабочим коллективом.