ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. В статье рассмотрена такая форма государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как концессионное соглашение. Анализируются основные проблемы реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также возможные способы их устранения.
В современных реалиях, основой формирования инвестиционных условий, благоприятных для развития жилищно-коммунального хозяйства является минимизация инвестиционных рисков в коммунальный комплекс путем развития механизма государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере с целью привлечения частных инвестиций.
Привлечение частных инвестиций в государственные, региональные или муниципальные проекты всегда было сложной, но очень важной задачей. У государства никогда не было и никогда не будет достаточно средств для удовлетворения всех потребностей, во всех областях и во всех видах деятельности. Ведь, с каждым годом увеличиваются обязательства, в том числе и в сфере ЖКХ, без отсутствия материального обеспечения, такая проблема есть и она все никак не решается. Поэтому, для реализации своих целей государству необходимо было найти способы использования частного капитала. Конечно, частные предприятия – это не меценаты. Ведь они готовы вкладывать деньги только в то, что приносит им прибыль. Таким образом, с момента возникновения и становления рыночной экономики существует такое явление, как государственно-частное партнерство. И одной из его форм является концессионное соглашение. Целью применения концессионного соглашения в сфере ЖКХ является привлечение долгосрочных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с действующим законодательством, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности[1].
Иными словами, в жилищно-коммунальной сфере концессионное соглашение предполагает собой то, что концессионер забирает всю прибыль себе, но по условиям данного соглашения, он должен все коммунальное хозяйство привести в порядок. Все, что будет построено в рамках концессии остается в собственности концедента. Тем самым, благодаря концессиям аварийность в ЖКХ может снизиться в несколько раз, поскольку концессионер заинтересован в том, чтобы никаких поломок вообще не было, ведь чем меньше он будет тратить на ремонт, тем больше прибыли ему достанется.
Тем самым, концессионные отношения, как раз таки и направлены на развитие экономической деятельности ее отраслей. Они выступают неким альтернативным способом. Государство не хочет терять власть над определенными сферами экономической деятельности, но не имеет для этого достаточных ресурсов (финансовых, материальных, организационных и управленческих). Поэтому, эти процессы и требуют привлечение инвестиций.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам)[1].
В настоящее время, одной из проблем реализации концессионных соглашений является то, что на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды, которые заключаются в том, что именно со стороны муниципального образования присутствует, так сказать «тихое» противодействие, препятствующее допуску частных инвесторов на свою территорию. Причина эта кроется в том, что «частник», конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений, а многие муниципальные образования привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ. Здесь необходимо, так скажем, помочь руководителям муниципалитетов правильно продвигать идею «концессии», нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, потому что, к сожалению, на региональном уровне передача объектов в концессию часто выглядит, как негативный сигнал. Им необходимо дать правильные аргументы, объясняющие почему это хорошо и делать это необходимо, прежде всего, в масштабе страны. Здесь также стоит выделить, что опасения муниципальных образований вполне понятны, поскольку ЖКХ – это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб. И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств.
Кроме того, проблемы реализации концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере присутствуют и у представителей другой стороны – концессионеров. Проблема кроется в излишнем внимании надзорных органов. Ведь, вот прошел конкурс, заключено концессионное соглашение на долгосрочный период и здесь появляются проверки, это выемка документов, отвлечение людей, уточнение какие проблемы в сфере ЖКХ присутствует и их необходимо решить и пр. Здесь следует предусмотреть какой-либо долгосрочный привязанный к показателям концессионного соглашения переходный период, который будет способствовать своевременному решению проблем. Необходимо также наладить тщательный мониторинг, производить анализ концессий и осуществлять, в первую очередь, проверки на тех, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях.
Тем самым, сфера ЖКХ представляет особый интерес с точки зрения острой необходимости привлечения частного капитала путем заключения концессионных соглашений.
Таким образом, концессионные соглашения и другие формы партнерства государства и частного бизнеса в ЖКХ во многих случаях являются единственным способом реализации важных проектов в условиях нехватки бюджетных средств. Российское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в огромном объеме инвестиционных средств. Деньги нужны, в первую очередь, на обновление устаревшей и изношенной инфраструктуры. У бюджета таких финансовых ресурсов нет. В связи с этим главной целью государственно-частного партнерства в ЖКХ является именно привлечение в отрасль частных инвестиций путем концессионных соглашений.