Монгольский народный костюм
Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Монгольский народный костюм
В последнее время становится очень востребованным изучение различных культур, традиций, обычаев. Особенно это важно в такой богатой нациями стране, как Россия. Это становится необходимым, так как проживание на одной территории разных этносов будет намного комфортней, сформируются доброжелательные отношения, будет легче сотрудничество и элементарное общение. Важным является изучение культуры других этносов. Главным атрибутом каждого из этносов является народный костюм. Именно он может многое рассказать о своем владельце и даже о целом народе. Рассмотрим культуру монголов на примере мужского народного костюма.
На протяжении многих веков одежда объединяла людей одной этнической общности, противопоставляя их всем остальным. Такое противопоставление играло существенную роль в ·сохранении и упрочении этнического самосознания, как любое явление бытовой культуры. Одежда играла роль паспорта, так как указывала на этническую, половую, возрастную принадлежность. Она была символом, отмечавшим социальное положение человека [2, с. 30].
Существуют ведущие признаки, определяющие сходство или различие монгольской одежды от одежды других кочевых народов Азии. К таким признакам относятся система кроя и соотношение отдельных частей костюма между собой. Именно они создают неповторимый облик монгольского народного костюма. Изготавливался костюм из шкуры на холодное время года, а из кожи и замши на летний период. Одежду окрашивали естественными красками. Предки монголов были знакомы с такими видами ткани, как шелк и шерсть. Привозили их из Китая и Передней Азии. Одной из главных одежд монголов считается халат без плечевого шва. Силуэт его создается благодаря длине по оси симметрии к ширине подола (4 : 3), длине поперечной оси симметрии к продольной (2 : 3), ширине рукава к длине ( 1 : 3). Обычно длина халата бывает до щиколотки. Таковы халаты у монголов, изображенные на многочисленных средневековых китайских и персидских рисунках, а также одежды Каменных изваяний Монголии различных эпох. У всех социальных групп конструкция мужского халата была сходна между собой и отличалась только деталями. Поверх халата князья или дворяне надевали широкую, застегивающуюся на груди кофту с длинными широкими рукавами – «курму», заимствованную у маньчжуров. Князья и чиновники различных рангов носили широкие халаты китайского и маньчжурского образца с ткаными и вышитыми символическими орнаментами и изображениями, отражавшими положение, занимаемое ими. Привилегией знати были одежды из шелка и парчи, простолюдины же носили летом одежду из хлопчатобумажных тканей. Халат подпоясывали мягким матерчатым поясом – «бус». За пояс мужчины заправляли кисет для табака – далин, который обычно шили с подкладкой. Он имел вид вытянутого четырехугольника с разрезом в центре, украшенного парчовой нашивкой или вышивкой. Носили его за поясом так, чтобы орнаментированные части выступали наружу. Кроме описанных предметов на поясе носили украшения в виде бархатной полоски с прикрепленной к ней орнаментированной бляшкой. Непременной частью традиционного монгольского мужского костюма были нож в ножнах, огниво и кремень. Кресало имело форму сумочки, огниво носили на поясе прикрепленным при помощи пуговицы – «товч», пряжки – «бэли» или тесемки –«осор». Обязательным дополнением к мужской одежде был головной убор. В непогоду на халат надевали плащ из красного сукна с желтой каймой. По покрою он был одинаков с обычным халатом, но отличался тем, что не было подкладки, сзади от талии почти до низа шел разрез, а передняя пола сверху доходила только до талии. «Цув» был удобен тем, что всадник верхом на лошади, подвернув полы плаща, был хорошо укрыт от дождя и ветра. Плащ носили с капюшоном, который кроили из двух кусков того же сукна. Имел он четырехугольную форму, один угол слегка закруглялся на затылке. Капюшон к плащу не прикрепляли, надевали так, чтобы его нижняя часть закрывала воротник. Изображение головного убора этого типа встречается на средневековых каменных изваяниях Монголии. Нижняя одежда мужчины состояла из штанов и рубашки, которые шили из светлой гладкой хлопчатобумажной ткани, а также из обработанной шкуры. Принцип кроя был простым: мягкая, хорошо обработанная шкура барана складывалась в длину пополам, сгиб приходился на шаговую часть; по линии боковых швов шкура слегка подкраивалась, внизу штанины удлинялись надставками, на талии стягивались ремешком, который продергивали в пришитый по краю пояс. В холодное время года штаны шили из овчины, мехом наружу. Традиционные черты монгольской одежды можно проследить и в одеянии монгольских лам. Их одежда была установлена в XVII в. первосвященником, потомком Золотого рода Чингизидов, Ундэр-гегеном Занибазаром. Основа ее покроя такая же, как и у остального населения, но отличалась некоторыми деталями и цветом. Ламы были обязаны носить желтые или красные халаты различных оттенков: от розового и светло-желтого до кирпичного или бордового. Одежда лам имела своеобразную форму воротника и выреза ворота. Ворот не образовывал выступа – «энгэр», а был вырезан от шеи до подмышки по плавной, закругленной внизу линии. Внутренний борт от ворота книзу вырезан по прямой почти до талии образовывал прямоугольный вырез, в который вшивали воротник [2,с. 34]. Рукава заканчивались обшлагами в виде лошадиного копыта - «нудрага». Поверх халата накидывали полосу материи, которая была длиной в три объема бедер, а шириной в расстояние от подмышек до щиколотки – «орхимжи». Орхимжи задрапировывали пo определенным правилам. На ноги надевали монгольские сапоги с широкими подошвами и загнутыми вверх носками. Во время службы поверх обычного одеяния ламы надевали еще одну накидку, красного или желтого цвета, на подкладке, с воротником. Голову ламы украшали различными шапками, в зависимости от ранга и занимаемой должности. Описанные элементы одежды лам сочетают в себе традиционную основу древней народной одежды со специфическими для буддистов всего мира особенностями - накидками и плащом – «орхимжи», головными уборами лам разных степеней посвящения, различного цвета лентами, в зависимости от обязанностей во время исполнения служб в храме. Элементы одежды монголов складывались на протяжении многих веков [2, с. 35]. Головной убор является одним из знаков, маркирующих человека с точки зрения его социально-семейного статуса. Стоит отметить, что в культуре монгольских народов ношение головного убора являлось обязательным, причем для представителей всех возрастных групп, снят мог быть только в определенных ситуациях. К примеру, перед входом в буддийские хурулы калмыцкие монахи снимали головные уборы и на время совершения молитвы оставляли их в стороне. Во время молебнов миряне также снимали головные уборы [1, с. 5]. Головные уборы монголов были нескольких видов. Их носили в зависимости от времени года. Мужская летняя шапка - «хилэнмалгай» состояла из конической тульи, покрытой красной материей, простеганной сходящимися наверху выпуклыми швами. Поля шапки были загнуты кверху, обшиты черным плисом и имели сзади разрез. К верхушке тульи такой шапки пришивался шестиугольный лоскут материи, украшенный орнаментом. На этот лоскут насаживался узелок - «жинс», сплетенный обычно из красного шелкового шнурка. «Жинс» олицетворял Солнце. Это объясняется тем, что монгольские племена считали себя потомками Солнца и Луны. Из разреза сзади ниспадали две длинные шелковые ленты красного цвета. Голубая тесьма прочно удерживала шапку на голове. В монгольском этикете этот головной убор имел большое значение. Наступить на него или перешагнуть через него — означало все равно, что наступить или переступить через голову человека. Большим грехом считалось бросать убор таким образом, чтобы он упал макушкой вниз. Во время различных торжественных событий: произнесении приветствий, благопожеланий и речей, разрезании почетной доли мяса, поднесенного гостю, полагалось надевать шапку, чтобы выразить свое уважение к окружающим и происходящим событиям [3, с. 134]. Монгольская мужская зимняя шапка «минжинмалгай», в отличие от летней шапки, имела более плавные очертания. При изготовлении убора были использованы следующие материалы: бархат, плис, сукно, шелк и бобровый мех. Праздничная шапка «цагаансарынмалгай» отличалась своими более изысканными пропорциями, была заострена в верхней части тульей и более широкими лентами, ниспадавшими из разреза сзади [3, с. 135].
Таким образом, монгольский народный костюм отличается особым кроем и продуманными многочисленными деталями. Важным атрибутом в этом ансамбле является головной убор, он играет огромную роль в жизни монгольского мужчины.