Статья:

СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Конференция: CLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Пестунова Д.С. СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(189). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(189).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Пестунова Дарья Сергеевна
студент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, РБ, г. Гродно
Овчинникова Нелли Николаевна
научный руководитель, доцент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, РБ, г. Гродно

 

Все в мире развивается, и живопись не является исключением. Она приобретает все новые формы. Современная китайская живопись получила больше свободы. Художники захотели переосмыслить прошлое и создать новую систему ценностей. В данной статье показываются новые идеалы и мысли китайских творцов, а также изменения, которые произошли в обществе, через картины.

Традиционная китайская живопись зародилась в древнем Китае и получила название Гохуа – «живопись нашей страны» [1]. Существует два стиля китайской живописи: гунби и сей.

Гунби («прилежная кисть») – это академический стиль, который характеризуется тончайшей проработкой деталей, изысканностью предметов. Изображаются в основном храмы, фигурные композиции и повествовательные сюжеты.

Сей (се-и) («грубая кисть») или «рисование мыслей» – это стиль, которому присуща лаконичность. Его цель – передать чувства и идеи художника.

Среди жанров китайской живописи выделяют следующие: «горы и воды», «цветы и птицы», анималистическая живопись, живопись фигур и портретная живопись [2].

ХХ век изменил Гохуа, живопись получила активное развитие. Если раньше были популярны бесстрастные лица, заданность поз и жестов, важно было показать статус, а не личность, то сейчас творчество получило свободу в произведениях современных китайских художников.

Один из самых известных живописцев современности – Чжан Сяоган. Его стиль уникален, а картины высоко ценятся. Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая. Своими картинами Чжан Сяоган реагирует на культурную революцию 1960-х – 1970-х годов. В картинах «Площадь Тянаньмэнь» художник показывает «Инцидент 4 июня», красным цветом как бы подчеркивая причину всех бед, а желтым показывает цвет императора. В тяжелый период жизни художника появляется серия картин «Призрак», в которых он отражает жизнь и смерть, образы конца света и смерти, боль человеческой души, которая разрывается между памятью и забвением [3].

Интересным также является творчество художника Юэ Минцзюнь. Он является представителем циничного реализма, принцип которого – «вывернуть наизнанку постулаты соцреализма и гиперболизировать обезличивание личности. Проще говоря, показать, как страшно, когда пытаются всех уравнять» [4]. Юэ Минцзюнь изображает мужчин с широкой улыбкой, которые выглядят скорее жутковато. Предположительно, так как в Китае действует принцип сохранения лица, то через смех и улыбку Юэ Минцзюнь находит «защиту». Это ложная радость, отражающая отчаяние. Его картины показывают как прошлое, так и настоящее. Показательно, что на всех работах изображен и сам художник [5].

Заслуживают внимания и работы художника Лю Вэя. Его картины выглядят как некое месиво, при этом можно отличить какие-то предметы. Это автор объясняет тем, что каждый предмет может иметь свою душу, хотя сделан из одного материала. Его картины передают нравственный упадок, с которым столкнулся или может столкнуться человек [6].

Работы художника Цзэн Фаньчжи также очень экспрессивны. Жизнь рядом с больницей и частое ее посещение сильно отразились на его творчестве. Чувство изоляции и отчужденности, когда ты не знаешь никого и никто не знает тебя, сказалось на произведениях. Так, основные темы его картин – это больницы, маски и мясо. Живопись имеет скорее не политический, а психологический характер, ее еще называют апокалиптической, а картины – темными портретами реальности [7]. Интересно, что он даже создал свою версию «Тайной вечери» как символ движения Китая к капитализму.

Художник Лю Е прославился своими персонажами, похожими на мультипликационных героев. Его картины красочны. Этот художник ставит европейские сюжеты в китайской действительности. Лю Е пишет маслом, хотя это не очень свойственно для китайской живописи. Он не так любит изображать политические картины, как эмоции и детские фантазии. Поскольку в Китае до недавнего времени существовала политика одного ребенка, то его творчество вызывает еще больший интерес. Он показывает мир взрослых через изображения детей [8].

Красочными работами выделяется также Фан Лицзюнь. Он, как и Юэ Минцзюнь, является представителем циничного реализма. В основном художник изображает молодых лысых мужчин, которые кричат, скучают, зевают, ненавидят, выглядят печальными. Лысые головы в Китае – признак глупости либо духовной силы. Фан Лицзюнь также рисует лысых детей. Своими картинами художник показывает обезличенную массу, которой можно управлять [9].

Традиционное искусство в современном Китае тоже не забыто. Художник Тянь Хайбо отдает дань уважения традициям, рисуя китайские пейзажи. Его работы выделяются рисованием рыб, особенно карпов кои, как символа процветания, богатства и счастья. Поэтому рисование водоемов с рыбами в Китае считается признаком высокой красоты и культуры [10].

Любопытно также творчество художника Ву Чжаомина, который рисует скорее на европейский манер. Ву Чжаомин любит рисовать с натуры, главным образом, женщин, он передает как их изящность, изысканность, так и одиночество. Но натуру он использует только в качестве отправной точки, остальное мастер дописывает так, как он видит и чувствует. Картинам свойственна воздушность и обобщенность, что характерно как раз для китайской живописи. Произведения обладают глубокой атмосферой, красотой форм, теней и разнообразием оттенков [11].

Передача традиционной живописи Гунби также изменилась. Сюй Лэй пишет картины традиционно тонкой кистью на шелке или рисовой бумаге. Его работы магические и эстетичные, они выглядят так, будто он сам рассказывает историю. «То, что увлекает мое внимание, это не технология рисования, а отношение между мышлением и аллегориями знаков» [12]. Художник смешивает современность и традиционность.

Как можно заметить, современная китайская живопись разнообразна. Она совершенствуется, но не забывает о традициях, уважает их. Никто не забывает прошлого. Китайские художники узнаваемы, признаны выдающимися, их картины ценятся, поскольку имеют глубокий смысл и ярко выражают чувства. Китайская живопись продолжает развиваться, заимствуя элементы художественных традиций других стран, но по-прежнему самобытна и незабываема.

 

Список литературы:
1. Китайская живопись Гохуа. – Электронный ресурс. – URL: https://dveimperii.ru/articles/kitaiskaya-zhivopis-gohua (Дата обращения: 07.11.2022).
2. Жанры китайской живописи. – Электронный ресурс. – URL: https://studwood.net/796563/kulturologiya/zhanry_kitayskoy_zhivopisi (Дата обращения: 07.11.2022).
3. Творчество художника Чжана Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-hudozhnika-chzhan-syaogana-v-dialoge-traditsiy-zapadnoevropeyskoy-i-kitayskoy-zhivopisi/viewer (Дата обращения: 19.11.2022).
4. Циничный реализм Фан Лицзюнь. – Электронный ресурс. – URL: https://artifex.ru/живопись/фан-лицзюнь/ (Дата обращения: 19.11.2022).
5. 10 китайских современных художников, которых нужно знать. – Электронный ресурс. – URL: https://megapoisk.com/sovremennyj-hudozhnik-kitajskaja-zhivopis-20-21-veka#yue-min-czyun (Дата обращения: 19.11.2022).
6. Лю Вэй. – Электронный ресурс. – URL: http://contemporary-artists.ru/Liu_Wei.html (Дата обращения: 19.11.2022).
7. Топ-7 китайские художники. – Электронный ресурс. – URL: https://artandyou.ru/history/sovremennaia_kitaiskaia_zhivopis_cinicheskyi_realizm/ (Дата обращения: 19.11.2022).
8. 5 лучших китайских современных художников. – Электронный ресурс. – URL: https://dzen.ru/media/artalebrio/5-luchshih-kitaiskih-sovremennyh-hudojnikov-62fe1aa1cb84332a6d6ac56e (Дата обращения: 19.11.2022).
9. Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь. – Электронный ресурс. – URL: http://sotvori-sebia-sam.ru/sovremennaya-kitajskaya-zhivopis/ (Дата обращения: 28.11.2022).
10. Картины мира: художник Tian Haibo (Тянь Хайбо). – Электронный ресурс. – URL: https://dzen.ru/media/kartinymira/kartiny-mira-hudojnik-tian-haibo-tian-haibo-60f44bde9cbaf06f68949c54 (Дата обращения: 19.11.2022).
11. Какие же они разные, эти китайцы! Живописец Жаоминг Ву. – Электронный ресурс. – URL: https://dzen.ru/media/id/ 60ec662b75ee2e0aab7727f0/kakie-je-oni-raznye-eti-kitaicy-jivopisec-jaoming-vu-62a9e767cbfb6327437d6c3b (Дата обращения: 19.11.2022).
12. Ситуация современного искусства в Китае: традиция и постмодернизм. – Электронный ресурс. – URL: https://e-notabene.ru/fr/article_33621.html (Дата обращения: 19.11.2022).