ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
Конференция: CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
На наш взгляд, литература направлена в первую очередь на нравственное воспитание читателей. Через отношения литературных героев, через проблемные ситуации, в которые они попадают, через выбор решения этих проблем читатели понимают, что правильно, а что – нет; они начинают размышлять: как поступили бы на месте литературных героев они, какое решение той или иной проблемы является верным и т.д. Однако в современном мире мало быть только нравственно воспитанным, различные взаимоотношения требуют и правового просвещения.
Знание правовых отношений гражданских лиц в современном мире востребовано, как никогда. Напомним, что правовые отношения (или правоотношения) – это «многочисленные и многообразные связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей», иначе говоря, норм права [http://endic.ru/legal/Pravootnoshenie-13528.html]. Каждый день люди попадают в те или иные ситуации, где знание правовых норм просто необходимо: приобретая продукты в супермаркете, люди вступают в правовые отношения, совершается «купля-продажа» товара; при трудоустройстве на работу также необходимо владеть знаниями в области права как работнику, так и работодателю. Однако многие граждане нашей страны малообразованны с юридической точки зрения (хотя стоит отметить, что в последние годы знание гражданских прав стало некой тенденцией, в особенности, у молодежи).
«В Концепции модернизации российского образования выражается необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [https://multiurok.ru/files/grazhdansko-pravovoe-vospitanie-na-urokakh-russkog.html]. Отличным материалом для воспитания гражданина является художественная литература, изучаемая в школе на уроках литературы. В качестве ярких примеров «активной гражданской позиции могут послужить поступки, а иногда и вся жизнь» как поэтов и писателей, так и их литературных героев [там же].
Целью данной работы является подбор художественных произведений литературы школьного курса, возможных к использованию для формирования правового просвещения учащихся при изучении школьного курса литературы.
Пожалуй, с детства каждый знает основные права человека и гражданина, однако ученикам младшего и среднего школьного возраста неизвестно, что этими правами человек стал обладать относительно недавно. В эпоху крепостного права на Руси многие люди (крепостные) не имели даже права на жизнь, так как эти крестьяне были подвластны помещикам. Помещиками нарушались практически все «сегодняшние» права человека.
Взять, к примеру, повесть С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», изучаемый на уроках литературы в 5 классе. Помимо обсуждения нравственных норм, таких ценностей, как дружба, самопожертвование и т.д., будет уместным по данной теме затронуть проблему крепостного права (обычно, дети уже знакомы с этим выражением). Обсудив суть крепостного права, будет уместно задать учащимся вопросы: «Можно ли сегодня продавать людей? Какое право человека нарушается в произведении? Т.е., какое правонарушение можно назвать в этом произведении?» Подобные вопросы помогут учащимся сделать вывод, что прав у человека до второй половины XIX века не было. Учащиеся могут назвать нарушение таких прав крестьян, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, право на свободный труд и т.д. Для закрепления этих выводов учителю необходимо обратиться к официальным документам, подтверждающим сказанное.
Проблема крепостного права поднимается во многих произведениях классической русской литературы. Вышеупомянутые нарушения права (право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, право на свободный труд) встречаются и в произведении И. С. Тургенева «Муму». Так как главный герой рассказа был крепостным, его судьбу, как и судьбу, скажем, Татьяны или башмачника Капитона, решала барыня. Герасим не имел права высказать свое мнение, свое желание – он не имел свободу слова.
Как правило, учащиеся не обращают внимания на перечисленные правонарушения. Куда больше их впечатляет гибель собаки Муму. Однако и в этом поступке кроется нарушение права: жестокое обращение с животными, за которое сегодня предусмотрена уголовная ответственность.
Не меньше названых произведений, впечатляет учащихся и «Детство» М. Горького, а именно жестокое обращение с детьми. Нередко в классе находятся учащиеся, которые проводят параллель между наказанием детей в литературном произведении и в их собственной семье. Обращаясь с детьми аналогичным образом, родители XXI века нарушают право ребенка на личную неприкосновенность.
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» за главными и второстепенными героями можно заметить немало правонарушений, которые сегодня караются не только административным наказанием (предупреждение, выговор, штраф), но и уголовным. Например, главный герой Владимир Дубровский занимается разбоем, грабежом, устраивает поджог дома. На счету верного слуги Дубровского смерть людей, которые не смогли выйти из горящего дома и сгорели заживо. Эти герои нарушили самые главные права людей: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную собственность и т.д.
Правовое просвещение обучающихся, безусловно, необходимо, и специальных школьных курсов, как, например, обществознание, недостаточно. Обсуждение правовых отношений и на других уроках внесет существенный вклад в формирование правовых знаний учащихся. Предполагаем, данная статья станет методическим помощником к уроку литературы.
Все приведенные примеры литературных произведений подтверждают существующие (существовавшие) правонарушения, и эти нарушения права необходимо уметь видеть, комментировать, а также подтверждать официальными документами.