ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС
Конференция: CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС
Согласно статистике, задержка речевого развития наблюдается у 25% детей [1]. Задержка речевого развития – это замедленное приобретение навыков вербальной вокальной речи по сравнению со средевозрастными показателями. По данным Минздрава России, распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) в России и мире составляет около 1% детской популяции [2].
У детей с РАС часто встречается задержка речевого развития, в связи с этим они сталкиваются со сложностями в обучении. Также есть риск возникновения нежелательного поведения (агрессии, самоагрессии, крика и т.д.) как способа влияния на окружающую среду, что будет мешать процессу социализации. В сложившейся ситуации для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть сложности, следует попробовать ввести систему альтернативной коммуникации.
Альтернативная коммуникация — это совокупность способов коммуникации, дополняющая или полностью заменяющая вокальную речь людям, у которых она не развита на таком уровне, который предполагает успешную коммуникацию с коммуникативным партнёром. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию [3, с. 5]. Встаёт вопрос выбора альтернативной системы коммуникации. Жестовая система требует от ученика сформированности моторных навыков, а также готовности всего окружения выучить язык жестов, чтобы ребёнок мог использовать его в любой среде. Жесты – это движения рук, каждое из которых обозначает одно слово или букву. В случае с ребенком с ЗРР стоит начать с системы «один жест=одно слово». При необходимости жесты можно максимально упростить, адаптировать под возможности ребёнка. От жестовой системы проще перейти на вокальную речь, так как в жестовой системе один жест означает одно слово, как и вокальной речи у каждого слова есть одно значение. «PECS» - система альтернативной коммуникации, разработанная в 1985 году в рамках Делавэрской программы по аутизму (Delaware Autism Program) под руководством доктора философии Энди Бонди, и магистра и сертифицированного логопеда (CCC-SLP) Лори Фрост, основана на обмене карточками с изображениями, требует от ученика навыков сопоставления предмета и картинки. Эта система предполагает постоянное ношение с собой коммуникативной книги, что не всегда может быть удобно, но преимущество системы в том, что она не требует предварительного обучения окружения ребёнка.
В моей практике введение альтернативной системы «PECS» позволило дать ребёнку попросить помощь, игру в догонялки и любимые сладости. Использовались карточки и в том случае, когда ребенок не мог попросить что-то, если он этого не видит или забыл наименование. В такой ситуации изготавливалось «меню поощрений», которое состояло из карточек с изображением того, что ребенок может попросить, оторвав карточку и отдав её коммуникативному партнеру. Использование «меню поощрений» позволило наладить сотрудничество с учеником, у которого наблюдалось агрессивное поведение при предъявлении ему требований. Когда он выбирал себе поощрение за занятие, это мотивировало его спокойно заниматься с педагогом. В меню поощрений могут быть игрушки, мультфильмы, зона отдыха, прогулка и т.д. в зависимости от предпочтений ребёнка.
Таким образом, если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, а обучение вокальной просьбе не приносит результат, можно ввести систему альтернативной коммуникации. Для того, чтобы выбрать систему альтернативной коммуникации, необходимо оценить навыки моторной имитации и навыки сопоставления предмета и картинки. Альтернативная коммуникация может стимулировать появление вокальной речи. Также систему альтернативной коммуникации можно использовать как дополнение к вокальной речи в том случае, когда она развита недостаточно.