СОВМЕЩЕННЫЙ ABC-XYZ-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА
Конференция: CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОВМЕЩЕННЫЙ ABC-XYZ-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА
Под формированием ассортимента принято понимать целенаправленный процесс подбора состава товаров в соответствии со спросом. Существует множество различных маркетинговых инструментов, с помощью которых осуществляется управление ассортиментом компании.
Использование совмещенного ABC-XYZ-анализа позволяет анализировать ассортимент товаров для удовлетворения потребностей клиентуры и достижения оптимальных результатов, прогнозируемых предприятием. Потребность в изучении ассортиментного перечня, а также его ранжирование возникает на любом производстве, поэтому данный метод является активно используемым на практике.
ABС- и XYZ-анализ могут проводиться отдельно, однако их можно применять совместно для большей эффективности.
Итальянский математик В. Парето сформулировал правило, которое легко в основу ABC-анализа: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». Иначе, 20% усилий способны обеспечить 80% результата.
При ABC-анализе товары делятся на 3 группы:
Товары класса A – обеспечивают 80% продаж или прибыли;
Товары класса B – обеспечивают 15% продаж или прибыли;
Товары класса C – обеспечивают 5% продаж или прибыли.
На основе данных можно сделать предположение о том, что затраченные усилия для товаров класса B оправдываются, но не в полной мере. Следует рассмотреть возможность сокращения продаж товаров категории C, так как данные товары приносят только 5% от общей выручки компании, и увеличения выпуска товаров класса A.
Целью XYZ-анализа является определение стабильности продаж и возможности прогнозирования, а результатом — учет неопределенности спроса, производства и поставок.
Для проведения анализа используется коэффициент вариации.
В результате анализа выделяется 3 группы:
Группа X – товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования;
Группа Y – товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средней степенью прогнозирования;
Группа Z – товары, характеризующиеся нерегулярным спросом и невозможностью прогнозирования.
Для каждой группы определен коэффициент вариации: для группы X он составляет не более 10%, для группы Y – от 10% до 25%, а для группы Z отклонение превышает 25%.
После проведения отдельных анализов проводится их объединение, в результате которого формируется матрица, где по горизонтали располагаются классы ABC-анализа, а по вертикали – группы XYZ-анализа. В ходе кросс-анализа на пересечении строк и столбцов выделяются 9 новых групп: «AX», «BX», «CX», «AY», «BY», «CY», «AZ», «BZ», «CZ».
Таблица 1.
Совмещенный ABC-XYZ-анализ
Каждой группе товаров можно дать следующую характеристику:
Первая буква обозначает уровень товарооборота (высокий, средний, низкий), а вторая – степень стабильности продаж (высокая, средняя, низкая).
Таким образом, совмещение результатов двух анализов является целесообразным, поскольку дает возможность эффективно управлять товарными ресурсами, улучшать и корректировать ассортимент, выделять приоритетные группы товаров, принимать решения по инвестированию, организовывать работу менеджеров.