ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕХА ПРОМЫВКИ И ПРОПАРКИ ВАГОНОВ ДЕПО
Конференция: CXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕХА ПРОМЫВКИ И ПРОПАРКИ ВАГОНОВ ДЕПО
Актуальность темы заключается в том, что в условиях современной программы развития экономики страны особое внимание уделяется транспортным потокам и основная доля перевозок приходится на инфраструктуру железнодорожного транспорта, которая, в свою очередь, занимает ведущее транспортное место в стране. Более 70% товарооборота приходится на железнодорожные перевозки. Таким образом определяется актуальность обеспечения пожарной безопасности всех цехов вагонного депо, в частности цеха промывки и пропарки. В этой статье автором будет предпринята попытка выявить особенности пожарной безопасности цеха промывки и пропарки вагонов депо.
Вместе с тем, для инфраструктуры железнодорожного транспорта существует опасность пожаров в следующих ситуациях:
- большое количество пожароопасных веществ и материалов часто сосредоточено на инфраструктуре железнодорожного транспорта, последствия которой наносят огромный ущерб в результате пожара;
- грузы, доставляемые по железной дороге, различаются по своему составу, и некоторые из них могут самовозгораться при нарушении требуемого нормативного давления или температурного режима, что может привести к остановке всего транспортного потока [3].
Однако стоит учитывать мировую статистику происшествий при перевозке нефти и нефтепродуктов, которая показывает, что чрезвычайные ситуации с последующим воспламенением связаны в большой мере с механическим повреждением цистерн и последующим вытеканием нефтепродукта [1].
Тем не менее, обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте как неотъемлемая часть безопасности дорожного движения требует комплексных действий со стороны властей и владельцев инфраструктуры [7].
Ведомство пожарной охраны железнодорожного транспорта функционирует на базе советов директоров и подразделений федерального государственного предприятия "Ведомственная безопасность железнодорожного транспорта в Российской Федерации", отвечающих за выполнение задач, связанных с отраслью пожарной безопасности.
Следует отметить, что сотрудники отдела пожарной охраны имеют возможность постоянно следить за состоянием пожарной безопасности объектов и транспортных средств. У них больше возможностей, чем у государственных регулирующих органов, своевременно выявлять нарушения требований пожарной безопасности и принимать соответствующие меры до прекращения эксплуатации объекта. Это сводит к минимуму риск возникновения пожаров.
Правила противопожарной безопасности цеха промывки и пропарки вагонов депо регулируются специальными правовыми актами:
- Об утверждении правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов Приказ Министерства транспорта РФ от 10.04.2013 №119 [6];
- Инструкция ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-015-2013 по охране труда для промывальщика-пропарщика цистерн и слесаря по ремонту подвижного состава, занятого заправкой и ремонтом клапанов сливных приборов цистерн в вагонном хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД» (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 9 января 2014 г. № 4р) [4].
В настоящих правилах четко и подробно описаны все меры пожарной безопасности цеха промывки и пропарки вагонов депо.
Рассмотрим некоторые требования пожарной безопасности при работе в цехе промывки и пропарки вагонов депо, закрепленные в вышеперечисленных актах:
47. Подача цистерн к местам их обработки и очистки осуществляется только тепловозами, оборудованными искрогасителями. Подход тепловозов к местам их обработки и очистки на расстояние менее 20 метров не допускается. При подаче цистерн устанавливается крышка не менее чем из двух четырехосных вагонов.
48. Установка электрического распределительного устройства в помещении для уборки не допускается [8].
49. Сливные устройства, крышки и загрузочные люки резервуаров, подаваемых для обработки на промывочные и пропарочные станции и пункты, должны быть закрыты. Обработанные резервуары должны иметь исправные запорные клапаны.
50. Пути, по которым осуществляется заправка клапанов сливных устройств цистерн, должны быть оборудованы желобами или другими устройствами для улавливания остатков нефтепродуктов. Люки и ямы на отстойниках и трубопроводах должны быть постоянно закрыты крышками.
51. Резервуары, трубопроводы, эстакады, железнодорожные цистерны и пути в месте проведения разгрузочно-наливных работ должны быть надежно заземлены для снятия статического электричества.
52. Металлические переносные и передвижные лестницы должны иметь медные крюки и резиновые прокладки под стыками.
53. Вентиляционные камеры и воздуховоды в помещении для уборки должны быть выполнены из огнеупорных материалов, а вентиляционное оборудование - во взрывозащищенном исполнении. Переключение вентиляционных установок для дегазации резервуаров не допускается.
54. Освещение внутри котлов, резервуаров допускается только фонарями на батарейках во взрывозащищенном исполнении. Освещение должно включаться и выключаться на расстоянии не менее 10 метров от места обработки и очистки резервуаров.
55. Использованные чистящие средства следует складывать в металлические ящики с крышками и утилизировать в конце рабочего дня.
56. Эстакады и платформы должны быть очищены от остатков нефтепродуктов и промыты горячей водой не реже одного раза в смену.
57. На территории промывочно-пропарочного цеха запрещается:
- пересекать железнодорожные пути, здания и сооружения с воздушными линиями электропередачи;
- выполнять работы внутри резервуара с помощью искрообразующего инструмента;
- при работе внутри котла использовать обувь, обшитую стальными пластинами или гвоздями, а также работать в синтетической или другой спецодежде, которая может вызвать искрение;
- сливать остатки легковоспламеняющихся жидкостей вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть;
- использовать переносные стальные лестницы, а также деревянные, обитые сталью, для спуска людей в резервуар;
- оставлять чистящие средства внутри проверяемых резервуаров и на их внешних частях [4].
Пожары, которые возникают на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в частности в цехе промывки и пропарки вагонов депо, характеризуются повышенной сложностью касаемо организации противопожарных мероприятий, проходящей на протяжении длительного временного промежутка. Главную опасность представляют пожары в резервуарах с легковоспламеняющимися жидкостями. При пожаре таких цистерн возможны:
- вытекание жидкости из-за неисправности нижнего сливного прибора или трещины в котле цистерны;
- распространение площади пожара при взрыве цистерны и слив жидкости;
- утечка жидкостей в ливневую канализацию и распространение горения на значительные расстояния;
- взрыв цистерн при воздействии на него теплового излучения и открытого пламени;
- образование и взрыв паровоздушной смеси при утечке жидкости или выходе паров цистерны.
Согласно Правилам противопожарного режима Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 разлитые на ЖД путях легковоспламеняющиеся и горючие жидкости должны засыпаться песком, землей и удаляться, а слив остатков вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть и открытые канавы категорически запрещен [5].
Следовательно, пожары в резервуарах со сжиженными газами часто приводят к взрывам, утечкам выбросам продуктов на значительной территории, а также высокому тепловому излучению, поэтому повышение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте является особенно насущной задачей для государства и владельцев железнодорожной инфраструктуры.
Таким образов обеспечение пожарной безопасности цеха промывки и пропарки вагонов депо требует особого внимания. Следовательно, введение законодательных актов по обеспечению противопожарной безопасности и изменения организационных форм служб и подразделений железнодорожного транспорта в последнее время формируют предпосылки для совершенствования существующих и создания новейших современных средств пожарной безопасности, а также оборудования железнодорожного транспорта. Безусловно, главным требованием для обеспечения качества противопожарной безопасности железнодорожной инфраструктуры должна быть система сертификации поставщиков комплектующих и исполнителей работ по техническому обслуживанию [2].